С сегодняшнего дня мы запускаем новую рубрику, в которой будем рассказывать не только о музыке, но и о технике, которая её воспроизводит. Отделить одно от другого, на самом деле, крайне трудно, потому как при прослушивании музыки на стандартных наушниках для iPod или компьютерных колонках до вас попросту не доходит добрая половина того, что хотел передать вам её автор. Теперь мы будем на регулярной основе слушать разные диски на самой разнообразной технике (от моделей вполне доступных до всевозможного аудиофильского эксклюзива) и рассказывать о своих впечатлениях. Слушать мы будем ту музыку, которую любим и о которой регулярно пишем на "Звуках", и оценивать звук будем в первую очередь с позиции меломанов.
Первую серию обзоров мы сознательно посвятим "цифровому" звуку в формате mp3, CD, flac и т.п. Ведь на наших жестких дисках и полках содержится столько контента, звучание которого настойчиво требует улучшений!
Решив последовательно изучить ассортимент салона Burmester, где в изобилии присутствуют всевозможные премиум-линейки, мы решили начать с малого - с техники, цена которой не превосходит стандартные "бытовые" модели.
В качестве первого эксперимента мы отправились слушать компоненты от Cambridge Audio. Это в меру консервативная английская контора, которая известна в частности тем, что с одной стороны явно позиционируется на аудиторию эстетов, а не на ширпотребный рынок, с другой – делает некоторые модели, вполне сравнимые по ценам с продукцией тех же Denon, Yamaha или Onkyo. Где-то в схожем сегменте работают компании NAD и Rotel, у которых тоже есть неплохая серия техники "для начинающих". Мы слушаем пару из усилителя и CD-плейера Cambridge Audio Azur 550, подключив их к акустическим системам System Audio Mantra 60. Акустика эта интересна еще и тем, что её контструктор - бас-гитарист с многолетним стажем, поэтому особенно интригует, как его продукция будет справляться с низкочастотными звуками.
Для начала о том, что мы видим. Дизайн в хорошей эстетской технике принят утилитарный. Это серьезные угловатые чёрные коробки – никаких дизайнерских "финтифлюшек", никаких интерфейсных изысков. На передней панели – только минимальный набор управляющих кнопок ("play", "stop", "eject" и так далее). Все разъемы для USB находятся на задней панели. Обоснования такого оформления есть как идеологические, так и прагматические. Такая техника предназначена для прослушивания музыки - и больше ни для чего. Это не DVD-плейер, не будильник, не игровая приставка и не кухонный комбайн. Прослушивание музыки – акт священнодействия, от которого ничто (в том числе и визуальные навороты) не должно вас отвлекать. С другой стороны, любой интерфейсный элемент стоит денег. Чем больше в вашем устройстве всяческих "дополнительных функций", тем хуже (увы и ах) оно звучит при той же стоимости. Не говоря уже о том, что часто вам приходится платить не за звук и даже не за дополнительные кнопки на передней панели, а оплачивать работу дизайнера, придумавшего в вашем CD-плейере какие-нибудь "суперокруглые края" или "ребристую поверхность". Пардон, это музыкальная техника или фаллоимитатор?
Поэтому из возможных "бонусов" на CD-плейере есть экран, показывающий CD-текст (нет даже выхода для наушников), а на усилителе – регулировка тембра (низкие и высокие), плюс кнопка "тонкомпенсации" (при помощи этой "фичи" можно прибавить басов, которых зачастую не хватает при малой громкости). Увлекаться такими вещами (равно, как и эквалайзером) не стоит. Любая качественная музыкальная техника призвана воспроизводить звук "как есть", максимально достоверно, как можно ближе к тому, как хотел видеть эту запись её автор.
Еще пару слов о консервативном дизайне – он в первую очередь чертовски красив. Проблема в том, что любой модный внешний вид через три года уже смотрится абсолютным уродством (происходит это до тех пор, пока очередной виток моды не выносит эту идею на очередной пик), а внешность CD-плейера универсально-стильная. Напомним, что аудиотехника - не компьютеры или мобильники, безнадежно устаревающие через два-три года. Хороший усилитель или CD-вертушка может прослужить вам лет 15.
Ну хватит о визуальном, перейдем собственно к музыке. В качестве примеров мы выбрали пяток дисков с достаточно разными жанрами, и первым в дело пошел сборник синглов Massive Attack "Collected". Главное достоинство качественного звука – объем и обилие деталей. Хорошая стерео система и качественная запись дают вам такой звук, как будто группа играет прямо перед вами и, закрыв глаза, вы можете различить, где сидит каждый из музыкантов. Но это при живом составе, с электроникой же всё куда сложнее. Первым делом, в Massive Attack яркими красками расцветает вокал. Бормотание Трики (Tricky) в треке "Karmacoma" звучит так, будто он зашел к вам домой почитать. Слышны мельчайшие детали вокала, тонкости шипящих звуков, каждый вздох, каждое придыхание перед вами. Второй по важности элемент их музыки – бас. Он не глушит гудением, звучит на удивление разборчиво, но при этом качает, хочется сразу же прибавить громкости. Вся остальная аранжировка будто бы на заднем плане, корректно исполняя сопровождающую роль. Совершенно иначе обстоит дело в "Bulletproof", это уже двухтысячные, принципы записи и аранжировки совсем иные. Тут обилием нюансов расцветает ударная секция – синтетические барабаны будто бы заботливо расставлены вокруг слушателя. Слушая этот трек на "бытовой" технике, невозможно даже представить себе, сколько звуков на самом деле остаётся за пределами восприятия. Здесь же каждый шелест тарелочки, звон колокольчика или позаимствованный на соседнем заводе индустриальный сэмпл доносится из своей точки. Надо всей этой конструкцией величественно воспаряет виолончель.
Меняем пластинку. Теперь на очереди альбом "Tale Spinnin'" фьюжн-коллектива Weather Report. Вот где слышен полноценный живой состав: что ни говори, а джаз и смежные с ним стили – едва ли не лучшая музыка для того, чтобы почувствовать красоту звучания. Сопрано-саксофон Уэфна Шортера (Wayne Shorter) чуть навязчив, но в целом детализация отменная – различим каждый инструмент. Лишний раз удивляешься тому, насколько же корректно лидер коллектива клавишник Джо Завинул (Joe Zawinul) записал свои партии – родесы и синтезаторы звучат бархатно, довольствуясь ролью второго, а то и третьего плана. Корректен (хотя снова отменно "читается") и бас Альфонсо Джонсона (Alphonso Johnson).
О'кей, посмотрим теперь, как эта аппаратура справится с музыкой, сделанной из совершенно другого теста. В плейер загружается прошлогодний альбом московской пост-рок команды Mooncake. В пост-роке нет такого точного разделения инструментов, скорее наоборот – нужен напор, стена звука. С такой задачей "Кембриджу" справляться чуть сложнее. Красиво звенит электрогитара, но почему-то сразу же не хватает баса. Пробуем победить её тонкомпенсацией, но результат не впечатляет. Куда лучше помогает прибавить громкости – мощь делает запись более похожей на хороший концертный звук. Похожая картина наблюдается и с Oasis "What's The Story Morning Glory". Вокал и акустические тонкости воспроизводятся отменно, когда же дело доходит до шумных и драйвовых песен, чуточку не хватает напора (впрочем, отчасти в этом может быть "повинна" акустика System Audio).
На контрасте заводим старый блюз – тут, разумеется, полный порядок, не хуже чем с джазом. Последний тест – альбом "Campfire Headphase" шотландских электронщиков Boards of Canada. И снова приятный сюрприз. Электроника, которая на иной аппаратуре теряет всю красоту и звучит плоско и искусственно, здесь неожиданно расцветает пышным цветом. С одной стороны, общая картинка получается весьма объемной и пространственной. Снова ошеломляет многослойность (партии второго плана живут своей удивительной жизнью, рассказывая истории не менее красивые, чем главные мелодические сюжеты треков). На удивление эффектно и "жирно" звучат барабаны – вот вам звук винтажных драм-машин во всей невозможной красе. А в басовой партии на одной из композиций вдруг появляется аналоговый шум записи и поскрипывание струн. Красота звука становится еще одним измерением, существующим параллельно с красотой самой музыки.
Если пытаться построить на основе этих наблюдений какой-то быстрый и прагматический вывод ("ты не мудри, ты пальцем покажи"), картина наблюдается примерно такая. Если ваша фонотека на 70 процентов состоит из рок-музыки тяжести не ниже среднего, а полки с Iron Maiden соседствуют с Mogwai или Blur, возможно, вам стоит продолжить поиски подходящей системы. Если же вам близки джаз, фолк или прочая "негромкая" музыка, или же нагруженная деталями электроника, к Cambridge Audio стоит присмотреться повнимательнее.
Цена тестовых экземпляров выглядит так:
CD-проигрыватель Сambridge Аudio 550 С - 18 500 р.
Усилитель Cambridge Audio 550 А - 18 500 р.
Акустические системы System Audio Mantra 60 - в зависимости от стоимости отделки, от 60 000 р.
На прощание ребята из Burmester рассказали нам, что они регулярно проводят прослушивания в своем салоне. Поэтому вы можете записаться на их сайте, захватить с собой любимую музыку и услышать, как она может звучать на самом деле. В салоне Burmester есть несколько уже собранных моделей - сравнение тоже может дать интересный результат!
А мы обязательно продолжим эксперименты со звуковоспроизводящей техникой в дальнейших обзорах.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)