Jason LYTLE  Гордость без предубеждений

Отправляясь на концерт Midlake в Монреале, специальный корреспондент Звуков Сергей Степанов не имел ничего против обласканных прессой фолк-рокеров, но на билет потратился не из-за них, а ради Джейсона Лайтла – открывавшего шоу экс-фронтмена замечательных калифорнийских зануд Grandaddy.

Составляй я условный хит-парад распавшихся (и не спешащих воссоединяться) ансамблей, по которым я особенно скучаю, калифорнийцы Grandaddy в нем были бы в первой тройке, по соседству с Pulp и The Beta Band. Пластинок уровня “The Sophtware Slump” или “Just Like the Fambly Cat” – мелодичных и меланхоличных инди-роковых элегий на зависть кому угодно – в нулевых было всего ничего; у Grandaddy таких вышло сразу две (плюс еще один, послабее, номерной альбом и пара компиляций).

<> Одна отрада – распустив Grandaddy, их бородатый тихоня фронтмен Джейсон Лайтл (Jason Lytle) продолжил записываться соло, от прежнего курса если и отклоняясь, то совсем незначительно. Другое дело, что зрителей у него при этом не прибавилось: несколько лет назад на бельгийском Rock Werchter на концерт Grandaddy набился полный тент, прошлым летом на первый монреальский сольник Лайтла пришли человек сто, нынешней же весной в Le National его слушали два-три десятка самых вежливых поклонников группы Midlake. Ну и я.

Самого Джейсона все это не то что не беспокоит – но, кажется, и не очень-то интересует. Начав концерт со старинной “Sarah 5646766”, он, возможно, даже не осознал, что замыкает круг длиною в декаду: в 2000 году CD с раритетами, включавшими этот трек, продавались на концертах Grandaddy, открывавших американское турне ныне покойного Эллиотта Смита (Elliott Smith). Десять лет спустя экс-солиста Grandaddy – в симпатии к которым признавались Radiohead и журналы ранга Mojo и Q – внезапно оторвали от работы техасские фолк-рокеры Midlake – и он снова спешит на помощь.

Работы у него меж тем выше крыши – Лайтл не только готовится к дебюту своего нового состава Admiral Radley (в котором числится и экс-барабанщик Grandaddy Аарон Бертч), но и записывает еще один сольный диск, пару вещей с которого Джейсон спел и в Le National. (Одну из них – с припевом “You’re Gone” – музыкант представил как “совсем сырую” и “нуждающуюся в трехмесячной отшлифовке”, но звучала она превосходно – и, опять-таки, в лучших традициях Grandaddy.)

В отличие от прошлогоднего концерта, в этот раз Джейсон приехал один, без группы и даже без лэптопа, взяв с собой одну лишь акустическую гитару (на ней он сыграл “Сару”), синтезатор и – совершеннейшее ретро – дискмен, служивший ему то драм-машиной, то библиотекой семплов (не самых вежливых поклонников Midlake колдовство Лайтла над архаичным гаджетом провоцировало на приступы хихиканья). Импровизированный – на репетиции у него не было ни дня – сет Лайтла продолжался чуть больше получаса – больше, чем у выступавшего перед ним Джона Гранта (John Grant) из The Czars, меньше, чем хотелось бы.

Что же касается Midlake – новых любимцев Mojo (номинировавшихся, в частности, на журнальную премию в категории “Лучший концертный состав”) и главных героев вечера (к началу их выступления все подступы к сцене были плотно забиты местными хиппи), - то мои ожидания они скорее превзошли. Аккуратно балансируя между материалом нового альбома “The Courage of Others” и уже известными песнями с предыдущей, своей самой успешной пластинки “The Trials of Van Occupanther” (тем, кто с ней знаком, сообщаю: были и “Young Bride”, и “Head Home”, и “Roscoe”), техасцы поздравляли с днем рождения своего тур-менеджера, признавались в любви к Лайтлу и рассказывали о том, как днем ранее с их минивэна невесть зачем сняли номерной знак (злоумышленника поймал один из музыкантов).

Музыкантов (все как один в рубахах, при бородах, усах и длинных волосах) было семеро, из них четверо – с гитарами, из них три (!) – акустические. Впрочем, когда дело дошло до кульминационного, минут на десять, джема в духе Jethro Tull, титул MVP шоу однозначно прибрал к рукам электрогитарист.

04.06.2010, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)