Музыкальная карьера  Национальный Полтинник, часть 3. Башлачёв и другие.

Российские рок-музыканты продолжают отмечать свои 50-летия. Звуки рассказывают о юбилярах первой половины 2010 г. немногие из них смогли дожить до круглых цифр, сгорев на взлете. Мы вспоминаем имена, благодаря которым русский рок долгое время сохранял репутацию "голоса поколения"...

Прошлогодние календарные выпуски "Национального полтинника" Звуки.Ru приурочили к серии юбилейных концертов - крупных, пафосных, сопровождавшихся мощными трибьют-релизами и чествованиями рок-мэтров во всех медиа. В 2010 году подошел черед "полтинников", которые будут отмечаться не столь громко; а между тем, музыканты, о которых идет речь, сделали для русского рока ничуть не меньше, нежели прошлогодние юбиляры. Только вот немногие из них смогли дожить до круглых цифр, сгорев на взлете. Мы вспоминаем имена, благодаря которым русский рок долгое время сохранял репутацию "голоса поколения"...

Буквально на днях исполнится пятьдесят лет со дня рождения легендарного рок-барда Александра Башлачёва. Поклонники музыканта чаще всего называют его просто – СашБаш.
Александр Николаевич Башлачёв родился 27 мая 1960 г. в Череповце, крупнейшем городе Вологодской области. Будущий музыкант вырос в самой обычной семье, закончил в Свердловске факультет журналистики Уральского университета, после чего некоторое время работал в череповецкой газете "Коммунист". Казалось, СашБашу суждено было стать талантливым преуспевающим журналистом - подобно земляку и другу Леониду Парфёнову. Конечно, ещё во время учёбы в университете Башлачёв писал тексты для череповецкой группы "Рок-Сентябрь", но по ним трудно было предположить, насколько мощный творческий взлёт ждёт этого автора несколько лет спустя.
Как-то рационально объяснить последовавшие за этим события затруднительно. Всего за три года (ранняя песня "Грибоедовский Вальс" написана в 1983 г., а последняя из сохранившихся, "Вишня" – в мае1986 г.) Башлачёвым было создано порядка шестидесяти произведений, большинство из которых навсегда вошло в золотую сокровищницу русской рок-поэзии.
Первое время Башлачёв писал относительно лёгкие для восприятия песни бардовского характера: в них много иронии, сатиры, цитат из других классических произведений. В это время СашБаш ещё находился под влиянием творчества Владимира Высоцкого и Бориса Гребенщикова.
Но примерно осенью 1984 г. музыкант начинает создавать песни, значительно отличающиеся по стилю и принесшие их создателю известность и место в истории – "Время колокольчиков", "Лихо", "Некому березу заломати" и т.д. Необычна сама форма этих песен. Каждому почитателю творчества Башлачёва стоит ознакомиться с большим часовым аудиоинтервью, которое музыкант дал Борису Юханову весной 1986 г. В нём СашБаш подробно рассказывает о том, как он пришёл к сознательному отказу от заимствований основ западной рок-музыки. В качестве основы для своего творчества Башлачёв взял традиционные русские музыкальные формы – например, частушки, или эпические сказы ("Ванюша", "Егоркина Былина", "Мельница"). Другая мелодическая основа потянула за собой особую структуру текста. То, что удалось Башлачёву, имеет крайне мало аналогов в нашей культуре. Пожалуй, в этой связи можно упомянуть только Дмитрия Ревякина и Веню Д’ркина - вот, пожалуй, и всё. Башлачёв оживил, расколдовал настоящий, глубинный русский фольклор, равно далёкий как от стилизаций на потребу иностранным туристам, так и от доморощенного ура-патриотизма.
Главной программной композицией Александра Башлачёва, его визитной карточкой стала песня "Время Колокольчиков". На большинстве записей СашБаша отчётливо слышится звук колокольчиков, которые он носил. Береза, растущая рядом с могилой поэта, плотно увешана такими маленькими кокольчиками. Их оставляют на дереве поклонники Башлачёва, приезжающие из самых разных уголков России.
Но вернёмся в 1984 г. Поворот в судьбе Башлачёва случился в сентябре 1984 г., когда на квартире Парфёнова молодой журналист Артемий Троицкий впервые услышал песни СашБаша. Сильно впечатлённый Троицкий по горячим следам организовал Башлачёву первые концерты – сначала в Москве, а несколько позже, в начале 1985 г. – в Ленинграде. Ленинград в итоге Башлачёву понравился больше: он вступил в местный рок-клуб и даже поработал в легендарной котельной "Камчатка". Именно в Ленинграде в марте 1985 г. состоялся первый публичный концерт СашБаша (совместно с Юрием Шевчуком), вышедший позже под названием "Кочегарка", а двумя месяцами позже на студии Алексея Вишни записан альбом "Третья Столица". В этот недолгий по времени период Башлачёв дал очень много концертов, по большей части – квартирных. Творчески активным выдался у Башлачёва январь 1986 г., когда буквально с разницей в несколько дней были сделаны записи сразу двух наиболее известных альбомов "Лихо" и "Таганский концерт". Пожалуй, именно "Таганский концерт" стоит порекомендовать для первого знакомства с наследием СашБаша.
Всё свою творческую жизнь Александр Башлачёв выступал сольно, пел под гитару. Существует всего одна запись "Чернобыльские бобыли на краю света", где вместе с ним играют три сверстника, музыканты группы Алиса, гитарист Андрей Шаталин (род. 6.04.1960), клавишник Павел Кондратенко (род. 29.07.1960) и Святослав Задерий (род.30.06.1960) на басу и перкуссии. Все трое в этом году отмечают 50-летние юбилеи, и все они, хоть уже давно не играют в "Алисе", но продолжают работать в своих проектах. Пожелаем им здоровья, долголетия, творческих успехов и благодарных слушателей.

Стоит заметить, что при жизни Башлачёва ни одна из его песен официально так и не была издана. Первая виниловая пластинка "Время Колокольчиков" вышла на фирме грамзаписи "Мелодия" только в 1989 г. Как таковых, альбомов у Башлачёва нет. По счастью, сохранилось достаточно много концертных и квартирных записей – разной степени качества, и из них впоследствии были скомпилированы альбомы. Попытка записать студийный альбом состоялась всего одна - весной 1986 г. в домашней студии Александра Липницкого на Николиной Горе под Москвой. Получившаяся запись "Вечный Пост" содержит потрясающие песни, но далеко не в самом лучшем исполнении. Такого мнения был и сам автор, уничтоживший оригинальную ленту. "Вечный Пост" в итоге был выпущен десять лет спустя, уже в середине 1990-х гг.
Наверное, в юбилейном материале будет неправильно касаться вопросов, касающихся обстоятельств, приведших к самоубийству Александра Башлачёва 17 февраля 1988 г. Скажу только, что легендарный музыкант похоронен под Ленинградом, на Ковалёвском кладбище.

В настоящее время издано практически всё наследие Башлачёва. Канонической стала коллекция из семи дисков, выпущенная в несколько заходов издательством "Отделением Выход". Сохранилось три видеосъёмки концертов СашБаша. Две из них уже изданы – это квартирный концерт в коммуналке Бориса Гребенщикова, датированный маем 1986 г., и концерт 24 мая 1987 г. в редакции журнала "Рокси". Третья, с записью концерта в ДК МЭИ, состоявшегося в январе 1988 г., доступна в сети, но официально пока не выходила.
В самое ближайшее время "Отделением Выход" будут выпущены переиздания сразу двух альбомов Башлачёва – "Третья Столица" и "Вечный Пост", которые будут дополнены обнаруженными недавно малоизвестными концертами СашБаша. Так что даже спустя более чем двадцать лет после смерти Александр Башлачёв вовсе не забыт, у него есть своя верная аудитория слушателей, может быть, и не очень многочисленная, прежде всего, в силу личного характера творчества музыканта. Хотя и существует множество нерешённых вопросов, требующих больших финансов – это, прежде всего, создание памятнику Александру Башлачёву и отдельного музея его имени.

Так или иначе, но в дни юбилея запланированы мероприятия как минимум в четырёх городах страны. 21 мая в ЦДХ на Крымском Валу пройдёт фестиваль "Башлачёв-50", организованный "Отделением Выход" и творческим объединением "Второй Этаж".
27 мая в питерском клубе-музее "Камчатка", располагающимся в той самой котельной в которой работали и Цой, и Башлачёв, состоится мини-фестиваль. Из списка заявленных на этот концерт местных музыкантов особо отмечу Зинаиду Охтинскую, хорошо известную по фестивалям рок-сообщества Даждь. Зинаида Охтинская - очень интересный автор, много делающий для популяризации творчества Башлачёва в городе на Неве.
28 мая, в Череповце, родном городе Башлачёва, в ДК Металлургов пройдёт фестиваль "Сашин день". 30 мая в питерском клубе "Орландина" состоится ещё один юбилейный концерт от "Отделения Выход". И завершится программа праздничных концертов 4-6 июня в Калининградской области, в городском парке Зеленоградска. Также известно о том, что лидер группы Калинов Мост Дмитрий Ревякин занимается подготовкой альбома-трибьюта Башлачёву.

Далее речь пойдёт ещё о двух музыкантах, которых, увы, уже тоже нет с нами – о вполне серьёзном композиторе и аккордеонисте, а также о крайне несерьёзном панк-вокалисте.

Сергей Щураков родился 23 февраля 1960 г. в Ленинграде. Он профессиональный музыкант, окончил музыкальное училище им. Мусоргского по классу баяна, позже преподавал в этом же учебном заведении, работал в Ленконцерте. Начиная с 1987 г. Сергей Щураков на протяжении десяти лет принимал участие в разных составах группы "Аквариум", начиная с альбома "Равноденствие" и заканчивая "Гипербореей". Параллельно с этим Щураков играл в Поп-Механике авангардиста Сергея Курёхина, Трилистнике Андрея Романова и ещё много где.
Но главным детищем Сергея Щуракова стал совершенно уникальный для нашей сцены инструментальный коллектив Оркестр Вермишель (или "Vermicelli Orchestra"), созданный им в 1996 г. Группа играла причудливую смесь из академической музыки, барокко, разнообразных этнических элементов. В составе группы, помимо традиционных инструментов (бас-гитары, ударных, гитары), также использовались аккордеон, мандолина, флейта, виолончель, что придавало "Оркестру Вермишель" узнаваемое, свойственное только этому ансамблю звучание. За счёт использования приёмов полифонии складывалось впечатление, что играет не семь человек, а целый оркестр.
За 11 лет существования "Оркестр Вермишель" успел выпустить три альбома – "Анабасис" (1997), "Византия" (1999) и "Марк Аврелий" (2004). Последний из названных является саундтреком к великолепному документальному фильму режиссёра Марка Ладыгина "Марк Аврелий. Последний триумф императора".
Надо сказать, Сергей Щураков был известен как очень правильный, воздержанный человек, вёдущий нормальный образ жизни. Поэтому для всех поклонников музыки скоропостижная смерть музыканта, последовавшая 7 августа 2007 г. стала большим ударом. Сергей Щураков похоронен на Волковском кладбище Петербурга, недалеко от могил Майка Науменко и Дюши Романова. "Оркестр Вермишель" дал один концерт памяти осенью 2007 г. и фактически прекратил на этом своё существование.
Но нас ещё ожидает новая музыка от Сергея Щуракова и "Оркестра Вермишель". В издательстве "Геометрия" готовятся к выходу сразу два релиза – альбом "Странник", который группа успела записать ещё при жизни своего лидера, и саундтрек к фильму 2005 г. "Город без Солнца" режиссёра Сергея Потёмкина.

Первый панк Советского Союза Андрей Панов по прозвищу Свин родился 23 марта 1960 г. в Ленинграде в семье известных балетных танцоров. В 1979 г. Андрей, проучившись в нём всего два месяца, бросил театральный институт и создал группу Автоматические Удовлетворители - доморощенный аналог Sex Pistols. Он мог себе это позволить благодаря финансовой помощи отца, купившего ему необходимую аппаратуру.
"АУ" представляли собой интеллигентную творческую часть так называемых "зверей" - сложившегося в начале 1980-х гг. в рабочих районах Ленинграда панк-сообщества. Первое публичное выступление группы состоялось 23 марта 1980 г. в питерском кафе "Бриг". По приглашению Троицкого "Удовлетворители" выступили в Москве, а чуть позже – в Прибалтике.
Группа "АУ" была достаточно эфемерным объединением. Постоянным участником группы был только сам Андрей Панов. По существу никто из участников "АУ" особо играть не умел, но этого было и не нужно. Можно себе представить, какую реакцию вызывало в андроповскую эпоху появление таких колоритного персонажа. Не все названия их альбомов могут быть напечатаны в СМИ без цензуры даже сейчас.
В дальнейшем "Удовлетворители" распадались и появлялись заново в различных вариантах, периодически умудряясь даже записывать альбомы. Илья Смирнов в своей книге "Время Колокольчиков" описывает некоторые истории, связанные со Свином. Например:
"Тет-а-тет Свинья был вполне разумным и даже приятным собеседником, но если аудитория расширялась хотя бы до двух человек, он (как настоящий потомственный артист) преображался до полной неузнаваемости/невменяемости. Особенно непримирим он был ко всякого рода "мажорству". Однажды, оказавшись гостем подобного рода престижного застолья, он долго слушал разговоры о бабках и тачках, затем удалился на несколько минут и вернулся с тарелочкой, на которой лежало нечто вроде кабачковой икры. Но не икра... Сел за стол и стал есть это блюдо ложечкой, пока окружающие не были отвлечены от солидного разговора странным запахом. Финал застолья можете нарисовать сами".
Настоящий пик славы "Автоматических Удовлетворителей" пришёлся на середину 1990-х годов., когда группа выступала в питерских клубах в статусе легенд советского панк-движения и даже приобрела секцию духовых инструментов. Читателям, желающим непосредственно ознакомиться с записями "Удовлетворителей", имеет смысл поискать именно записи этого периода, и прежде всего, последний альбом АУ "Праздник Непослушания" (1998г.). Андрей Панов умер неожиданно, 20 августа 1998 г. от острого перитонита. Ему было 38 лет.

Имена нескольких юбиляров гораздо чаще появляются в публикациях Звуков.Ru, но поздравить их не менее приятно.

23 марта 1960 года родился Василий Шумов — русско-американский авангардист, лидер известной в 80-х годах группы Центр и автор проектов мультимедийного и экспериментального искусства. В 1990 году музыкант эмигрировал в США, будучи женатым на сестре Джоанны Стингрей (кстати, она родилась 3.07.1960) Джуди. Обосновался в Лос-Анджелесе и занялся различными мультимедийными проектами. В разное время делал музыку в стилях new wave, авангард и других. Пребывает на творческом подъеме: недавно вернувшись в Россию, активно концертирует, пригласив в "Центр" молодых музыкантов. А в конце 2009 года завершил переиздание легендарных альбомов Центра и бонусом выдал свой сольный альбом 1990 года.

26 апреля отметил свой "полтинник" уроженец славного города Семипалатинска скрипач Андрей Суротдинов, вот уже пятнадцать лет играющий в группе Аквариум. В ансамбль Бориса Гребенщикова музыкант пришёл из "Академии Старинной Музыки", в составе которой в 1987-93 гг. исполнял классическую барочную музыку.

Ну и, наконец, 1 июня отмечает свой день юбилей певица, актриса и режиссёр Ольга Кормухина.

Всем юбилярам - наши поздравления!

18.05.2010, Александр НИКИТИН (ЗВУКИ РУ)

Музыкальная карьера - свежие публикации: