Году в 2004, накануне перерождения Стаса Барецкого из могильщика и охраника рынка в актуальную поп-звезду, журнал "ОМ" заказал мне интервью с этим человеком. Кто он такой, никто тогда не подозревал. А я - тем более, поскольку всегда специализировался на рок-мейнстриме, а в должностях работников ЧОПов не разбирался. Самое главное, что и человек, который заказал мне этот текст, никаких подробностей, кроме телефона Стаса не сообщил. "Ты же умный, придумаешь, чего у него спросить", - заявил мне редактор в ответ на просьбу дать почитать хотя бы пресс-релиз.
В итоге у меня получился довольно спокойный, расслабленный разговор, а человек на том конце трубки отвечал мне с интонациями дяди Володи, который желает Хрюше со Степашкой "спокойной ночи". Я отредактировал текст и отправил его начальнику...
Каково же было мое удивление, когда спустя месяц я пришел в редакцию и нашел рядом со своим "плюшевым" текстом фотку огромного лысого амбала с лицом, которое с радостью бы поизучал товарищ Ломброзо! Похоже, телефонные интервью могут быть полезны - фиг знает, как бы дрожал мой голос, сиди я напротив Барецкого в каком-нибудь кафе....
Public Image Барецкого во многом способствовал тому, что публика до сих пор не готова воспринимать его как самоценного артиста и автора: на концертах группировки Ленинград Стас играль роль "живого аттракциона". Он разгрызал зубами банки с пивом и разбивал их об голову; ломал руками стулья и издавал рычание раненого павиана - словом, делал все, чтобы никто не смог заподозрить наличие в его голове серого вещества.
Однако за внешностью и поведением мультяшного монстра скрывалась нежная душа поэта. Стихи Стас писал еще в 90-х, еще будучи студентом и по совместительству могильщиком, но никому их не показывал. В 2002 году он впервые положил свои произведения на музыку, и в 2003 году на питерском лейбле "Капкан" вышел его дебютный альбом "Цензура", за которым уже через год последовала "«Цензура 2". В принципе, альбомы не обманули ожиданий: дворовая лексика, гопнические проблемы. Но неожиданно цепкие, хлесткие тексты и небанальные мысли. С этого момента Стасу начинают помогать друзья, в его записях принимают участие серьезные музыканты, его зовут в проекты, которые пользуются уважением высоколобых критиков и так называемой "умной" публики. Те же воспитанные мальчики и девочки, которые с замиранием сердца знакомились с "Ленинградом", теперь открывают для себя душевные терзания работниц ЖЭКа Валюхи с Танюхой, а также солдатика, бежавшего из воинской части к своей любимой.
В 2004 году случилась мощная коллаборация Стаса Барецкого с культовым коллективом Елочные игрушки - они выпустили совместный альбом "Электронщина", рванувший в инди-чарты со скоростью баллистической ракеты, а позже Cтас по приглашению "Игрушек" принимает участие в их сборнике "Дикие елочные игрушки" и сборной формации - СБПЧ Оркестр. Считавшийся доселе единственным автором "Ленинграда" Сергей Шнуров пишет на его стихи песни, вошедшие в альбом "Хлеб" (2005 г.)
Но яркий образ "Человека-горы" уже намертво связан с веселым безумием: Стас куролесит в фильме Сергея Соловьева "АССА-2", лобановском "Шапито-шоу", кагадеевском "Звездном ворсе" - и совсем недавно продолжил куролесить в документальном фильме Петера Риппля о русском шансоне.
Еще одно громкое явление Барецкого было куда ближе к "теме": написанная "на злобу дня" остросоциальная рэп-композиция "Кризис" была многократно процитирована разнообразными общественно-политическими СМИ. Правда, сама вещь - далеко не лучшая в коллекции Стаса.
Новая программа Барецкого носит лирический титул "Забывал о небе", а выступления обогатились сессионным ди-джеем, так что привычный образ в компании "Ленинграда" или "Ёлочных игрушек" будет представлен несколько в ином свете: обещается, что акцент на личности исполнителя и авторе текстов выйдет на передний план. Удастся ли это Барецкому? - увидим. Похоже, от рэпера потребуются действительно серьезные усилия, чтобы его начали воспринимать всерьез...
Стас Барецкий
Клуб "Китайский Летчик Джао Да"
22 мая, начало в 23-00.
1970 – В этот день в 1970 году погибла непревзойдённая королева белого блюза и пионер женского рока Дженис Джоплин. Официальной причиной смерти специалисты называют передозировку опиатами »»
Torben ULRICH (1928)
Lloyd GREEN (1937)
Leon THOMAS (1937)
Bernice Johnson REAGON (1942)
Eddie GOMEZ (1944)
Nona HENDRYX (1944)
Duke ROBILLARD (1948)
Евгений ОСИН (1964)
Лена КАТИНА (1984)