LAIBACH  Правила переработки

Laibach привозят в Россию сумасшедший коктейль из собственных песен и неизменных каверов. И неизвестно, какой из ингредиентов будет лучше усвоен публикой

То, что для Laibach не существует табу - давно не секрет. Нет таких направлений современной музыки, по котором бы безжалостные словенцы не проехались бы железным катком industrial. Впрочем, определение "словенцы" к Laibach не очень-то и подходит. Сами музыканты именуют себя гражданами государства NSK - Neue Slowenische Kunst ("Новое словенское искусство"), раздают поклонникам на концертах соответствующие паспорта и даже записали собственный государственный гимн (его можно услышать на альбоме "Volk" наряду с каверами на гимны других государств - от США до России).

Нет в мире более свободного государства, чем NSK (здесь граждане нефтяной платформы Силэнд начинают нервно курить в углу): искусство ради искусства, искусство как средство самовыражения, протеста и собственно смысл жизни, вот альфа и омега всех граждан NSK! Что, как нигде, и отражается в творчестве Laibach. Уже альбомо 1987 года "Opus Dei" новое социальное образование заявило, что сохранять нейтралитет в музыкальном мире оно не собирается. Первый удар был нанесен по самому уязвимому месту - танцполу. Развенчанный Laibach еврохит группы Opus "Life Is Life" присутствовал на пластинке аж в двух вариантах - немецкоязычном "Leben Heischt Leben" и собственно "Opus Dei". Шрапнелью накрыло и группу Queen - песня "Geburt Einer Nation" представляла собой ни что иное как кавер на легендарную "One Vision".

Путь был найден: отныне Laibach ассоциировались у зрителя исключительно с индастриал-каверами на все, что угодно. А те замахнулись на святое, переиграв целиком битловский "Let It Be". В результате эта пластинка стала "визитной карточкой" группы, а кавер-версия "Across The Universe" и поныне считается одной из самых популярных битловских преработок.
Дальше - больше: религиозную тему Laibach раскрыли на пластинке "Jesus Christ Superstars" (под раздачу попали, естественно, Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber) с Тимом Райсом (Tim Rice), а их последняя на данный момент полнометражная студийная работа "Laibachkunstderfuge" построила в государстве NSK консерваторию: музыканты покусились на священную классику, переработав фуги Иоганна Себастьяна Баха.

Концерты Laibach ничуть не менее сложны (порой - откровенно заморочены), чем их музыка. Например, музыканты долгое время не играли в родном городе Трбовле. Первый концерт на родине состоялся у Laibach лишь в 1990, в честь 10-летия NSK. Для столь ответственного действа выбрали соответствующую площадку - местную термоэлектростанцию. В других городах Laibach не столь прихотливы и ограничиваются стандартными сценами клубов или аренами стадионов, как повезет.

Учитывая, что лидер и главный идеолог группы Иван Новак (Ivan Novak) на сцене не доминирует, отвечая за режиссуру шоу, а также за свет и визуальные проекции, все лавры фронтмена достаются вокалисту Милану Фрасу (Milan Fras). А вот остальной состав группы может быть не известен до момента выхода на сцену - в зависимости от того, какую программу Laibach решают привезти, варьируется и количество музыкантов, и их специализация. Правда, в последнее время основу концертов Laibach составляют не столь милые сердцу фанатов индастриал-каверы, а авторский материал коллектива. И вот тут-то и начинаются некоторые сложности.

Не то, чтобы авторский материал был слаб или неинтересен. Нет, напротив, любители индастриала относятся к авторским композициям Laibach как к безусловной и уважаемой классике, куда там Баху с его фугами! Но вот только в собственных опусах неудержимая ирония и тот самый дух свободы, заложенный в идеологию NSK, проявляются не столь явственно и безапеляционно, как в обожаемых всеми без исключения кавер-версиях. И тому подтверждение - то, что зрители на каждом концерте требуют что-нибудь эдакое "чужое" и знакомое. Как правило, соотечественникам по виртуальному государству Laibach внимают и чаяния удовлетворяют. Надеюсь, так будет и на этот раз в Москве.

Laibach
"Б1 Maximum", 19 мая
Начало в 21.00

11.05.2010, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

LAIBACH - свежие публикации: