Интересно, сколько гитарных душ сгубил Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen)? Сколько подающих надежды юных сонграйтеров, наслушавшись дисков этого виртуоза, забросили занятия композицией и сосредоточились на технике, дабы играть с такой же скоростью, как их кумир? А сколько юношей в гневе расколотили свои "стратокастеры", поняв, что достичь вершин мастерства, на которых прочно обосновался Мальмстин, не получится ни за что и никогда?
Еще раз убедиться в том, кто возглавляет международную бригаду по распилке гитарных грифов, можно было 22 апреля в клубе "Б1 Maximum". Мальмстин привез c собой, может быть, самый сильный с музыкальной точки зрения вариант состав своей группы Rising Force. Чего стоит. например, вокалист Тим Оуэнс (Tim "Ripper" Owens) в свое время сменивший в Judas Priest самого Роба Хэлфорда (Rob Helford). Отдельной похвалы заслуживает и замечательный барабанщик Патрик Йоханссон (Patrik Johansson). играющий с Ингви на протяжении последних десяти лет, игру которого иногда сравнивают с техникой Кози Пауэлла (Cozy Powell).
Аншлаг случился - несмотря на то, что концерт перенесли. Растреклятый исландский вулкан отменил приезд группы Asia, концерт Мальмстина передвинули на один день, а билеты на ветеранов прог-рока были действительны на концерт гитарного гения. Правда, особых фанатов прогрессива в зале не особо наблюдалось - партер заполонили длинноволосые молодые люди в косухах, ринувшиеся опустошать пивные запасы баров.
Половину сцены занимала гигантская "батарея" из усилителей Marshall, эндорсером которых Мальмстин является уже много лет. Лишь слева притулился одинокий басовый комбо, клавишная стойка и ударная установка - было понятно, кто здесь заправляет, остальные извольте потесниться.
Он вышел на сцену, вооруженный неизменным "стратокастером" цвета слоновой кости и сразу же грянул материал последнего альбома "Perpetual Flame", который соединил и высочайшую технику Мальмстина, и замечательный вокал Оуэнса. Тим, пожалуй, один из немногих "возрастных" металлических вокалистов, кто по-прежнему держит прекрасную форму: он и замечательно пропевает верхние ноты, и рычит агрессивно (порой даже скатывается в гроулинг), и потрясающе работает с залом. Впрочем, не отстает от него и сам Ингви: в запасе у мэтра есть несколько коронных приемов, которые он с радостью демонстрирует.
Прием первый выглядит следующим образом (рекомендую повторять в отдалении от стеклянных предметов): гитара вешается на шею и резким движением отталкивается против часовой стрелки так, чтобы она совершила полный оборот вокруг шеи. Тут главное - поймать инструмент пока звучит последняя нота и продолжить усиленную полировку грифа пальцами левой руки.
Прием второй называется "я сегодня не в духе". Рекомендуется состоятельным пацанам, обладателям большой коллекции музыкальных инструментов. Гитара кладется на сцену и придерживается одной рукой, в то время как вторая рука яростно вырывает струны. Главное - положить гитару таким образом, чтобы она правильно "завелась" от усилителя. Еще необходимо держать за кулисами несколько запасных "стратов", чтобы после выполнения этого искрометного фокуса продолжить концерт к вящей радости фанатов.
Оба приема Мальмстин, конечно же, исполнил: гитару крутил многократно, струны рвал единожды. При этом, помимо лицезрения вышеописанных экзерсисов, фанаты могли порадоваться исполнению не только новых песен, но и всего необходимого набора старых хитов (у Мальмстина недавно вышел очередной сборник лучших вещей под названием "High Impact"). Вот в "Prelude To April" Ингви берется за акустическую гитару, но нежная баллада переходит в яростную мелодику "Dreaming", где главная роль отдается Оуэнсу, который выдает вокальные рулады, вполне способные посоперничать по виртуозности с запилами самого Мальмстина.
Играется, естественно, и "Trilogy" - признанный шедевр техничности Мальмстина. Тут поневоле забываешь, что перед тобой - живой человек, кажется, что с такой скоростью может играть разве что какой-нибудь фантастический персонаж, у которого имеется еще одна третья, невидимая, рука. Правда, за всей этой техничностью, конечно же, не очень заметен главный недостаток творчества Мальмстина - все его композиции удивительно просты гармонически: это единая четырехаккордная блюзовая (порой даже - откровенно рок-н-ролльная) структура, в которую идеально ложится высочайшая техника. Техника, за которой порой можно спрятать даже однообразность мелодий.
Правда, сам Мальмстин и не отрицает блюзовой природы своей музыки. Подтверждением тому - может быть один из самых пронзительных моментов концерта. Ингви сам подходит к микрофону и поет откровенный, мощный, тягучий "Magic City", восхитительно артикулируя блюзовые фразы, не забывая при этом пробежаться шестьдесят четвертыми нотами на зависть всем гитаристам-неудачникам.
Из новых вещей нельзя не отметить блестящую, упругую и заводную "Damnation Game". в которой творит чудеса Йоханссон, выдавая жесткий агрессивный бит, под который Оуэнс даже не пропевает, а прямо-таки "вырубает" текст. Так что порох в пороховницах у ветеранов металла еще есть, зал раскачивается на ура.
Расходились фанаты после концерта оглушенные всеми пятнадцатью усилителями, пресыщенные скоростными пассажами и, в целом, довольные. Кто-то, размахивая руками, доказывал, что может играть "даже быстрее". Окрестная публика скептически отнеслась к хвастуну, ему откровенно не верили. Но, с другой стороны - в одной ли скорости дело? Мальмстина, конечно, трудно перещеголять - но, может быть, все-таки стоит уделять больше внимания гармонии и композиции, а не стрелке секундомера, замеряя скорость движения пальцев?...
Дата рождения:
30 июня 1963
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)