Первая отечественная премия в области рэп-музыки, к сожалению, дала больше поводов для критики, нежели каких-то надежд. Несмотря на огромную популярность жанра и отдельных его представителей, церемония показала, что русский рэп так и не смог выбраться из подростковых широких штанов, а продюсеры так и не научились обращать самородки в граненые алмазы. Звуки.Ru понаблюдали за тем, как в лучших артистов кидали камни. Точнее, выдавали им статуэтки в виде куска кирпичной стены.
Накануне Russian Street Awards, ожидания были более чем приличные. В самом деле, и лайнап (а на фестивале обещали появиться и "Бумбокс", и Баста/Ноггано, и Guf, и его бывшие соратники по группе CENTR, и Noize MC, и "Каста"), и анонс попыток сделать из традиционно аскетичных рэп-номеров настоящие шоу – все говорило о том, что RSA станет некой точкой отсчета. Что именно после нее рэп выйдет за рамки собственной, пусть и очень широкой субкультуры, и станет тем, чем он является на своей родине. То есть - органичной частью массовой популярной культуры. К тому же и телеканал "Mуз ТВ" пообещал устроить почти прямую трансляцию из Дворца Съездов… Пардон, из Crocus City Hall, где должно было состояться означенное действо.
Увы, ожидания стали лопаться как пузырьки в спонсорской газировки еще до начала церемонии. Во-первых, выяснилось, что не будет "Касты". По слухам, ребята предпочли торжеству выступление в Казани. Во-вторых, выяснилось, что не будет ни Басты, ни "Бумбокса", у которых на афише концерта был заявлен совместный номер. Ну, а третьим разочарованием стало отсутствие Guf'а, который прокатил организаторов, просто отключив телефон. Самое неприятное во всех этих нестыковках было то, что и Баста/Ноггано, и Guf, и "Бумбокс" - артисты, к успеху которых приложила руку продюсерская компания "Монолит" - основной организатор RSA. И если "Касту" с натяжкой, но можно понять, то даже день рождения Басты, что он отметил накануне, как-то не тянет на уважительную причину. Извинения компании за неявку артистов вы можете посмотреть на официальном сайте "Монолита".
Собственно Баста, а точнее его альтер-эго Ноггано, стал первым героем церемонии. Почему-то довольно сильную номинацию "Альбом года" вдруг поставили на самое начало вручения. Традиционные для многих подобных эвентов конверты на этот раз отсутствовали, победителей читали прямиком… с обнаженных до бикини девушек. А надпись с именем победителя располагалась у них… чуть повыше спины. То ли организаторам не хватило смелости воспользоваться прикрытой частью тела модели, то ли как шутили в зале – это был такой символ прогресса русского рэпа. Мол, лет пять назад можно было бы наносить надпись прямо (пардон!) в прямой кишке. Метафоры надо доводить до конца!
Вручению первого куска стены предшествовал концертный номер Dino MC47 с засэпмплированным риффом из цоевскго гимна "Перемен". Промахиваясь в вокальных куплетах мимо нот, Dino к тому же держал микрофон за "шишку", из-за чего итак не самый хороший звук смешался в низкочастотную кашу. Да и сценографическое решение было не самым удачным: пока Dino пел, сзади него стояли ангелы с заклеенными скотчем ртами. По картинке, наверное, красиво. Но в консерваторски-пафосном зале "Крокуса" смотрелось почти лицемерно. Заявив о переменах в первых аккордах, RSA с каждой минутой принялась разочаровывать и зрителей, и, вероятно, самих участников.
Об участниках можно говорить хотя бы потому, что единственными персонажами, которые вышли за своими наградами стали Noize MC и участники группы CENTR – Slim, Птаха и DJ Швед. Все объяснялось просто: у Noize MC в программе концерта было аж два номера – совместная вещь со Staisha и собственная песня "Из окна". То же самое и в случае с CENTR. А вот АК47 выступление на сцене не помогло: когда их объявили победителями в номинации "Открытие года", ведущим пришлось минуть пять вместе с залом звать их точно Снегурочку на детском утреннике. В зале по этому поводу шутили, что звезды города Березовского – сателлита Екатеринбурга, удулись в хлам в паузе между собственным выступлением и вручением им "another brick from the wall". В случае с Noize MC крики зала сработали: после того как было объявлено, что он получил премию за "Песню года", Ваня через три минуты выпал из-за кулис, сообщил, что готовится к выступлению и юркнул обратно за кулисы без особых "оскаровских" речей.
С CENTR произошел и вовсе невероятный казус. Главные звезды последнего сезона в области российской поп-музыки получили приз… за собственный распад. Причем, обставив в номинации "Событие года" самого Владимира Владимировича Путина с его приходом на шоу "Битва за респект". У CENTR приход оказался круче! Выбравшись на сцену Птаха и Slim не только заявили, что CENTR ни в коем случае не распался (по залу прокатились шутки про "период полураспада") и продемонстрировали миру малоизвестного DJ, но и проехались по своему бывшему коллеге и одногрупнику Guf. "Спасибо, что вы пришли. Но к сожалению есть артисты, которым на вас плевать. Вы голосуете за них, а они даже не могут прийти и выступить перед вами, а вместо этого сидят и бухают в Газгольдере", - заявил Птаха. Вольно или невольно, но получилось так, что досталось не только Guf, но и Басте, который пропустил церемонию по почти тем же причинам.
Впрочем, среди тех, кто церемонию не проигнорировал, светлые моменты все-таки нашлись. Во-первых, довольно мощно выступила группировка "25/17". При всех претензиях к их довольно-таки правым взглядам, нельзя не отметить, что сегодня Ант и Бледный, а также все их многочисленные сателлиты - одни из самых интересных рэп-музыкантов, действительно экспериментирующих с жанром, а не работающих по лекалам. Сумбурно, но весело и зажигательно, в окружении борцов сумо, девочек-школьниц и пожарного оркестра выступила краснодарская Триада" со своим полным гедонизма и раздолбайства треком "Да-да-да!", которых по глупости ведущей зачислила в ранг "молодых артистов". Очень здорово проголосила Staisha, которой достались первые, по-настоящему слышные и внушительные аплодисменты. Ну, и, конечно, главной звездой вечера стал Noize MC. Для его сольного номера довольно долго готовили барабаны, а после - увозили со сцены "кадиллак", но зато именно под звуки "Из окна" в зале стало наблюдаться нечто похожее на концертную реакцию публики. Ваня всячески поддерживал это настроение, один раз даже перебравшись в толпу за ограждение, откуда благодарная публика перекинула его обратно вверх тормашками. Сбившись на пару секунд, Noize продолжил свой триумфальный номер, окончательно отодвинув в тень всех, кто выступал до него. Не говоря уж о тех, кому не повезло выступать после.
Позитивных эмоций залу принес некий Рома Пан. При объявлении его имени даже довольно бывалые рэперы переглянулись в недоумении. Who is mister Pan? Рома анонсировал свой номер столь пронзительным объявлением, о том, что это грустная-грустная песня, концентрат трагедии, мелодрама, которой позавидует "Оскар" и т.п., что на словах "все персонажи этой песни вымышленные", зал хором заорал "но они все умерли"! И содрогнулся во всеобщем приступе гомерического хохота. Ржали буквально до слез. Особенно, когда Рома вдруг спел потрясающую по силе и образности поэтическую строчку "Николай Петрович ненавидел ваучер". Это был какой-то незапланированный выход мистера Бина или краткосрочная гастроль Летающего цирка Монти Пайтон. И отчасти именно этот номер снял кучу негативных эмоций, связанных с накладками в церемонии. В самом деле, стоит ли так расстраиваться, когда можно так весело провести время?
Ну а самый взвешенный комментарий по итогам мероприятия дал, пожалуй, Дмитрий Нечаев (Dime) в своем блоге на Keep It Real. И поскольку он сам довольно авторитетное лицо в мире хип-хопа, и резюме у него получилось весьма емкое, то, позволю себе, процитировать его почти полностью:
"Первое: в России ещё не было проведено ни одной вменяемой музыкальной премии, уж тем более профильной, и вчерашнее шоу не стало приятным исключением в этой аксиомы.
Второе: главная идея подобных премий для артиста - торговля лицом, а для зрителя - посмотреть, как артист торгует лицом, для чего и был выстроен уже названный посетившими мероприятие “зоопарком” уголок с приглашёнными на премию людьми (исполнителей в этом закутке было, кстати, не так уж и много). Приходить на премию в поисках хорошего сборного концерта - глупо. Тот факт, что организаторы премии решили разбавить зачастую унылые номера оригинальным перфомансом (а на сцене были кадиллак эльдорадо, мотоциклистки, милиционеры, баскетболисты с танцорами, маленький струнный ансамбль и даже группа ангелов), как минимум достоин уважения, и, памятуя о видеотрансляции, обойдём стороной тот факт, что в большей части этот перфоманс абсолютно не вязался с музыкальной составляющей.
Третье: стало окончательно очевидно, что исполнители русского рэпа переоценены. То есть даже не столько слушателями, сколько самими собой - иначе подобное отношение не объяснить. Я и о непоявлении некоторых персонажей на сцене, и о поведении на ней других. Я надеюсь, что режиссёру трансляции хватит материала, чтобы в видеоверсии, что покажут на Муз-ТВ на этих выходных, большинство ляпов музыкальных номеров убрать, но для этого режиссёр должен быть ну очень крутым профессионалом.
Четвёртое: хоть почти десять лет назад силами магазина Funky S3t в Коммуне и прошла на самом деле первая церемония подобного рода, с внушительным на тот момент лайнапом и весьма громкими бифами, произошедшими на ней, RSA - премия другого уровня хотя бы по организации, огрехи которой, полагаю, на 50 процентов связаны с детской болезнью премии - первый раз, он всегда вот такой вот, а на вторую половину - с упомянутым выше отношением артистов, результатом чего, кстати, и стала внушительная задержка мероприятия".
И добавить тут почти нечего. Кроме, разве что, результатов:
Альбом года – Ноггано "Тёплый"
Трек года – Noize MC "Из Окна"
Видеоклип года – Каста "Вокруг Шум"
Открытие года – AK47
Событие года – Распад Группы Centr
Артист года – Guf
Саундтрек года – Баста "Любовь без памяти"
За вклад в пропаганду Хип-Хопа в России – интернет-портал RAP.RU
Выбор радиостанции DFM – группа "Триада".
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)