В начале 90-х годов прошлого века страна фьордов Норвегия подарила миру так называемую "вторую волну блэк-металла". Это легендарное время породило собственно блэк-металл как отдельный оформившийся музыкальный стиль, а также массу культовых личностей, коллективов и событий. Та часть истории, к которой относится группа Immortal, успела с тех пор обрасти самыми невероятными подробностями и воспринимается сейчас как нечто среднее между захватывающим детективом и фильмом ужасов.
Группы первой волны - Venom, Celtic Frost и Bathory - играли, в общем-то, стандартный трэш, только с более мрачной, чем обычно, лирикой. Но вот вторая волна представила публике коллективы с дьявольски возвышенными названиями вроде Mayhem, Burzum, Emperor, Darkthrone, Satyricon, Immortal и т.п., которые предложили любителям металла нечто новое - по форме и по содержанию.
Во-первых, блэк явил миру совершенно новое звучание, причём корни этой новизны происходили во многом из желания исполнять максимально экстремальную музыку, при этом не похожую на дэт-металл, ненавидимый "блэкарями" за оторванность от реальности и "позерство". Собственно, от дэта в блэке остался только бласт-бит, но и тот был максимально упрощён и избавлен от разнообразия и лишних наворотов. Бас-гитара была убрана глубоко на задний план и ненавязчиво гудела из прекрасного далёка, вместо того, чтобы раскачивать музыку вместе с барабанами. Практически все гитарные партии игрались на бешеной скорости с применением техники тремоло (которая в простонародье называется теперь "гитарный чёс") и многочисленных атональных ходов.
Особенно примечательна была вокальная техника "блэкарей". Она называлась "скриминг" (в противовес дэт-металлическому "гроулингу") и впоследствии в той или иной форме получила широкое распространение в множестве стилей: в ню-металле, хардкоре, эмо и т.д. Однако, современный скриминг мало напоминает оригинальный блэковый - хриплые гортанные вопли, похожие на злобный клёкот орла.
Всё это вместе резало ухо избытком высоких частот и могучей реверберацией. Денег на запись у молодых блэк-металлистов не было, издавать их никто не хотел, поэтому их альбомы всегда звучали максимально сыро и неприглядно. Впоследствии многие блэковые группы, стремясь удержать почётное звание "true & evil"-коллектива, намеренно оставляли звук своих альбомов сырым и даже писали в буклетах нечто вроде "никаких клавишных на записи нет!" Иначе существовал риск получить ярлык "позера" и навсегда потерять уважение аудитории, которая считала блэкарей, стремившихся к качественному звучанию, "продажными".
Вторая отличительная черта блэка - его идеологический аспект, который едва ли не превалировал над музыкальным. Сатанизм, мизантропия и вообще противопоставление себя обществу с его устаревшими прогнившими нормами (особенно это касалось религий, главным образом - христианской) принимали у норвежских блэкарей поистине демонические формы. Не так давно Звуки публиковали жизнеописание главного Фредди Крюгера норвежского блэка - Варга Викернеса (Varg Vikernes), участника групп Mayhem и Burzum, настоящее имя Kristian Larssøn Vikernes) – описания его бесчинств отняли у журналиста немало душевных сил.
Группа Immortal, однако, держалась в стороне от всех этих перипетий, концентрируясь, главным образом на музыке. Подход Аббата (Abbath Doom Occulta), настоящее имя Ольве Эйкемо (Olve Eikemo) и Демоназа (Demonaz Doom Occulta), настоящее имя Harald Nævdal) - идеологов и единственных на тот момент постоянных участников группы - с самого начала был, если можно так выразиться, инновационным.
Прежде всего, они не были сатанистами или анти-христианами. Их лирика повествовала об истории вымышленной страны под названием Blashyrkh, скованной вечными льдами, и её повелителя, великого бога-ворона по имени Mighty Ravendark. Жители этого королевства, водительствуемые вассалами Могучего Рэйвендарка (в частности, Аббатом и Демоназом), живут в лишениях и ходят в завоевательные походы на тёплые и миролюбивые южные королевства. Вдохновения для написания стихов обо всём этом Демоназ набирался, гуляя по лесам в окрестностях Бергена, где он жил.
История Blashyrkh раскрывается в лирике группы постепенно, от альбома к альбому. Такая тяга к многосерийным эпическим сагам уникальна для блэка. Скорее она присуща одетым в латы героям с мечами типа Rhapsody, играющим симфо-пауэр.
Что касается музыки, то изначально Immortal были неотличимы от остальных представителей сцены. На их первых альбомах мы слышим то же "true & evil" звучание, что и у львиной доли представителей Второй волны: гулкие барабаны, бас на дне колодца и с трудом читаемые гитары. Правда, уже тогда Аббат начал вырабатывать свой собственный вокальный стиль, похожий на ленивое размеренное карканье старого нахохлившегося ворона (что вполне укладывается в концепцию творчества Immortal). Благодаря необычному вокалу Immortal сразу можно отличить от любой другой блэковой команды.
Начиная же с альбома "At The Heart Of Winter" (1999), музыка коллектива поменялась довольно серьёзно, включив в себя элементы немецкого трэша. С этого момента можно говорить о появлении оригинального стиля Immortal, в котором, с теми или иными вариациями, выдержаны и все последующие работы группы. Количество "чёса" заметно снизилось - он уступил место чётким трэшевым риффам. Сами по себе они стали более музыкальны, и теперь песни можно было без проблем отличать друг от друга. Аббат стал активно использовать синтезатор. Уменьшилось количество бласт-битов, барабанные партии стали более разнообразными и продуманными. Это, кстати, большая заслуга нового барабанщика Хорга (Horgh, настоящее имя Reidar Horghagen), который славен своим умением в течение продолжительного времени выигрывать быстрые и сложные double bass drum-паттерны. С приходом Хорга состав группы, казалось, наконец стабилизировался (первые альбомы Immortal Аббат и Демоназ записывали вдвоём, нанимая сессионных барабанщиков). Однако на записи "At The Heart Of Winter" пришлось обойтись без Демоназа - его подвело здоровье.
Однако об истории коллектива лучше рассказывать по порядку. Группа Immortal была основана на рубеже 1990 - 1991 годов. Дебютный альбом коллектива, "Diabolical Fullmoon Mysticism", вышел в 1992 году. Группа довольно быстро приобрёла широкую известность в андеграунде, во многом благодаря видеоклипу на песню "The Call Of The Wintermoon". Клипы вообще всегда были любопытной стороной блэк-металла. В упомянутом видео Immortal, например, мы видим нескольких мужчин в чёрных одеждах а-ля Гэндальф Серый. Их лица устрашающе раскрашены (Immortal, кстати, славятся узнаваемым корпспейнтом, что в блэке - большая редкость). Мужчины демонически пробираются через лес - очевидно, в поисках жертв и крови. Но происходит всё это, во-первых, летом, а во-вторых - днём. Такой видеоряд немного не вяжется с уже нарисованными нашим воображением картинами обледенелых равнин под холодным блеском звёзд. Однако это видео, тем не менее, стало культовым, как и два следующих клипа Immortal (тоже полные всяческого абсурда типа игры на неподключенных гитарах).
Как уже было сказано, поначалу группа состояла всего из двух человек - Аббата (бас, вокал) и Демоназа (гитара). Постоянный барабанщик Хорг пришёл в Immortal в 1996 году, как раз вовремя, чтобы успеть принять участие в записи четвёртого альбома - "Blizzard Beasts" (1997). Будущее выглядело весьма радужным, но тут случилась беда - Демоназ заболел острым тендинитом (воспаление нерва в кисти) и лишился возможности играть на гитаре с той скоростью, которая была необходима в Immortal. Безутешному Харальду пришлось покинуть официальный состав коллектива (хотя он по сей день остаётся бессменным автором лирики и менеджером). Упомянутый уже альбом "At The Heart Of Winter" Аббат делал теперь уже вдвоём с Хоргом. Он прописал не только бас и вокал, но также гитары и синтезаторы. Судя по всему, играть на гитаре ему понравилось больше всего: он переключился на неё окончательно и взял в группу отдельного басиста - Искарию (Iskariah). С ним были записаны следующие два альбома, причём второй из них - "Sons Of Northern Darkness" (2002) - стал не менее культовым, чем классический "At The Heart Of Winter".
В 2003 году, когда группа была, казалось, на волне популярности, Аббат и Хорг приняли неожиданное решение распустить её. Тогдашнее горе блэк-металлической тусовки трудно описать. Ещё бы, ведь распалась величайшая команда, один из столпов блэка, заложивший стандарты, на которые ориентируются тысячи неофитов - как музыкантов, так и слушателей! Однако, поиграв в сольных проектах, участники коллектива осознали, что без Immortal жизни нет, и в 2007 году реформировали коллектив. С тех пор они успели выпустить новый альбом, активно погастролировать и поиграть на летних европейских метал-фестах. Достанется и Москве: Immortal атакуют нас холодом и тьмой в знаменитой Горбушке.
Immortal
Внимание! Концерт пересен ввиду того, что из-за извержения вулкана в Исландии группа не может вылететь из Норвегии. Приобретенные билеты на концерт сохраняют свою силу, концерт состоится позже в "Главклубе".
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)