Из всех дорог, которыми ходит русская музыка, "тропы" Пелагеи - самые непредсказуемые. В детстве ей прочили карьеру русского песенного "официоза", в юности она ударилась в фолк-рок и кавер-культуру, а сейчас все чаще обращается к городскому фольклору. Одной ногой - в Сибири, другой – в Лондоне. В Москве Полю застать довольно сложно – но накануне ее московского концерта мы сидим в тихом кафе на Таганке, и я в очередной раз любуюсь на потрясающе красивое, смешливое и открытое лицо.
Минувший год стал для Пелагеи переломным: в ее репертуаре появились авторские композиции (часть из которых написала Полина мама Светлана Ханова), что резко изменило отношение к группе как к сугубо фольклорному коллективу. Сейчас ее ближайшее "конкурентное окружение" - уже не Старостин и Ва-та-га, а Мельница и Fleur. Как выясняется, Полю такое "соседство" нисколько не тяготит – к каждой жизненной и творческой ситуации она подходит с веселым интересом исследователя. Ей интересно попробовать себя в разных жанрах и разных амплуа, а альбомы, которые при этом получаются – что-то вроде межевых столбов, отмечающих ее путь.
Звуки.Ru: - Поля, что это тебя пробило выкладывать новый альбом в сеть бесплатно?
Пелагея: - Ты же знаешь, что в наше время, когда рекорд-бизнес находится абсолютно в упадническом состоянии, всем уже понятно, что на издании особо не заработаешь. Даже Борис Борисыч говорит, что показатель популярности артиста – не число проданных дисков, а количество людей, приходящих на его концерт. И для нас, в общем-то, концертная история была всегда более успешной, нежели альбомная, поскольку альбомы мы пишем долго, тщательно и кропотливо. И вообще мы – группа концертная. Хотя предыдущий альбом, "Девушкины песни", вызвал такой ажиотаж, что нам было очень приятно, и мы подумали: ну и ладно, ну и ничего, что мы его так долго вынашивали. Сейчас, конечно, местами слушаем и думаем – ну как можно было некоторые вещи так записать, все надо было поменять! Мы вообще к процессу записи и альбомной подготовки относимся очень сложно, потому, что на нас с Павлом Сергеичем включение кнопочки "rec" действует как на пионеров: "нужно петь, и я пою!" (вытягивает руки по швам, вытаращив глаза, как девочка из хора). Но если кнопочку не включать - у нас все поет и летит. Плюс, конечно же, мама – перфекционистка, и некоторые вещи нужно перезаписывать и пересводить по пятьдесят раз. Некоторые вещи в процессе записи полностью меняли ритм, темп, стиль… Из-за этих метаний все очень долго.
Идея выложить альбом в сеть пришла в голову маме – глупо не использовать лучший способ донести до людей информацию. Что касается принципа "заплатите копеечку" - то мне это кажется таким лукавством: если уж выкладываешь – то бесплатно.
Звуки.Ru: - По-моему, "пусть расцветают все цветы". Огромное количество музыкантов в свое время играло в переходах, им такой подход, по-моему, очень близок.
Пелагея: - Но большей части этих групп уже давно не нужно играть в переходах, и они не нуждаются в паре долларов, которые им кто-то положит!
В общем, мы решили, что так будет честнее. Но перед этим подписались с "Союзом", и это для нас было удивительно, потому что Союз – это такая махина! Помню, я была маленькой, и мне кто-то привез в Новосибирск их сборник "Союз-сколько-то там". И я смотрела на него и думала: "О, фирма грамзаписи "Союз", как круто!" Это было что-то далекое и гигантское, как BMG. И тут зашла речь об издании диска, я им говорю – мы собираемся сначала выложить его в интернет, пойдете на такое? Они пошли, потому что еще лучше нас понимают, что происходит с их бизнесом.
Но при этом мы, конечно, будем выпускать альбом на физическом носителе, и не потому, что нам нужно ублажить "Союз", а потому, что есть некоторое количество ретроградов, к которым отношусь и я. Я не нарезаю себе болванки с музыкой и не храню ее на компе. Мне важно потрогать диск, посмотреть буклетик, почувствовать, что я получаю что-то от музыканта – "привет от небожителей". Я – за физические носители.
Звуки.Ru: - Но раз уж ты выкладываешь музыку в сеть, почему надо обязательно ждать, пока сложится альбом, а не выкладывать музыку потреково?
Пелагея: - Ощущение альбома – очень важное. И альбом, который в итоге выйдет – это тот альбом, который лежит в интернете, плюс еще один диск с другими песнями. Их нужно прослушивать от начала до конца. Я и сама слушаю музыку по альбомам, чтобы понять концепт – особенно если речь идет не о нетленных творениях Жанны Фриске и певицы Максим, а о людях, которые подходят к записи с "умыслом". Особенно в ”Тропах” порядок треков не случаен.
Звуки.Ru: - То есть на каждом твоем альбоме присутствует и важна внутренняя драматургия?
Пелагея: - Она присутствует всегда. Вообще, само название ”Тропы” для нас очень актуально, потому что с приходом авторских песен в наше творчество мы ступили на новую для себя тропу. Раньше, когда я пробовала исполнять чужие авторские песни, мне это не приносило никакого удовольствия, я ощущала какую-то… не фальшь, но эмоциональное несоответствие. А тут, когда маму и Павла Сергеевича разом осенили две музы, - я подумала: о, отлично! Очень важно, чтобы у автора и исполнителя текстов были общие взгляды на жизнь и музыку, а это – два ближайших и роднейших мне человека. И когда я исполняю их материал – я себе верю и себя в нем комфортно чувствую, я могу "проживать" композиции, как привыкла. Как и всегда, на этом альбоме – очень разные стили и жанры, но он гораздо более цельный, потому что общая концепция песен лежит в одной плоскости. У этих песен одно зерно: то, что все это замешано на русском фольклоре и сюжетах, заимствованных из славянской мифологии, этнический рисунок и мелодика. Мы все-таки много лет слушали фольклор и полюбили его.
Звуки.Ru: - А как проходил сам процесс подбора материала? Расскажи про свои находки, сделанные в процессе работы.
Пелагея: - У нас на этом альбоме есть песня, которую мы очень долго переписывали – мы ее давно поем на концертах, она одна из первых наших авторских, называется ”Омут”. Мы несколько раз меняли ей настроения, аранжировки и стиль – в какой-то момент даже сделали из нее регги. В результате вернулись к записи двухгодичной давности, и именно она и войдет в альбом.
Но мне больше всего интересна песни ”Всадник” - по тому количеству работы, которая была произведена, эта песня – одна из самых мощных. Мне было вообще интересно попробовать себя в новом жанре – я раньше не пела такую музыку. Слушала, но не пела. И мне было интересно, смогу ли я… Магнолия… Я считаю, что она удалась, и на концертах удастся.
Мамина ”Боссанова” - это самые тяжелые моменты записи: я никак не могла начать второй куплет, у меня слезы лились, и осталось очень много дублей, где я в процессе записи начинаю рыдать: "Хны-хны, я не могуууу!" Она очень трогательная – причем, это была первая авторская мелодия, которую я услышала от Паши, у нее еще не было текста, и я тогда подумала: "как красиво! А Павел-то у нас композитор!". Я отношусь к ней огромной теплотой. ”Пташечка” - единственная, которая не меняется уже два года, туда только записали несколько лишних гитар. Это все бонусы, которые дает запись.
Звуки.Ru: - Вообще, звук сильно изменился в сторону традиционного гитарного рока.
Пелагея: - Да, звук в этот раз очень жесткий и рок-н-ролльный.
Звуки.Ru: - Интересно, что ”Девушкины песни”, с их роковым исходным материалом, получились в итоге довольно мягкими и витиеватыми, практически акустическими.
Пелагея: - А здесь будет пожестче. Там будет несколько неожиданных треков. Возможно, будет дуэт с Горшком - песня ”При лужку”. Сам процесс записи дуэта с Мишей был удивительным. Я абсолютно им очарована. Горшок - такой трогательный! Мы обсудили с ним все – от исторической составляющей нашей страны до того, почему мы пришли к такому раскладу сейчас, до религиозных вопросов. Он очень смешно записывал песню и пытался разобраться – там у нас в середине есть кусочек казачьего традиционного распева, который поется сложно, и Миша никак не мог понять, что за слова и как это спеть. Переживал, с бумажкой пришел. Я умилялась всю запись.
Есть очень жесткие композиции, - например, ”Снежочки”, там гитары такие – вззз! Мне такая музыка очень нравится. Есть – аутентичные песни, которые мы максимально деликатно аранжировали, типа песни ”Пташечки”. Еще мы сейчас пишем аутентичную русскую песню в аранжировке, которая получается ближе к Enigma. Мне это очень интересно, потому что русский фолк в таких версиях вообще очень выигрывает. Фольклор многого не приемлет, и зачастую становится очень пошлым в таких аранжировках, и здесь - дело вкуса.
Звуки.Ru: - Во многом то, что ты начала работать над авторским материалом, создает впечатление упрощения: раньше, слушая твои записи, публика ожидала игровых аранжировок, гадала, что ты в следующий раз вытворишь. А тут приходится слушать "с чистого листа", без вариаций. Все это воспринимается как некий монолит. Мне интересно – для тебя работа над материалом мамы и работа над фолком – это один род работы, или нет?
Пелагея: - Конечно, это один и тот же род работы. Для меня существует просто материал, который я вижу. Вообще, над аранжировками у нас работает Паша, поэтому я работаю с его взглядом на музыку и с его вкусами. В этом ничего не изменилось – народные песни никуда не деваются. Одно другому не мешает, даже является его логическим продолжением.
Звуки.Ru: - Кстати, об аранжировках: ты запихиваешь в композиции каверы на Pink Floyd и исполняешь на концертах сложнейшую арию Дивы из фильма "Пятый элемент" - где грань между обязательными элементами аранжировок и музыкальной эквилибристикой публике на потеху?
Пелагея: - Это все эгоистические истории. Мне, прежде всего, интересно, чтобы мне было интересно. Это не из серии "игра с балалайкой за спиной", это – из серии "удиви себя сам". Как Cirque du Soleil: наши возможности неограниченны. Поэтому это не стилевая неразборчивость, а осознанный выбор широчайшей палитры, большой жанровой амплитуды.
Звуки.Ru: - Я раз от раза фиксирую на ваших концертах, что ты в одну программу стремишься упихать разные периоды своих увлечений и совершенно сознательно какие-то вещи дорабатываешь в процессе. Некоторые вещи за годы концертов уже вывернуты наизнанку. Зачем нужно таскать в багаже этот объемистый цитатник?
Пелагея: - То, что мы включаем в концерты песни из разных программ, объясняется просто – люди не готовы слушать только что-то новое.
Я не могу себя отнести к артистам, которые говорят "нам все равно, что хочет зритель". Если тебе все равно - вставай тогда перед зеркалом и пой. Но при этом я считаю, что у артиста должен быть какой-то кредит доверия со стороны слушателя, потому что если ты не готов воспринимать какие-то эксперименты, то зачем ходить на концерты? Когда-то нас, к примеру, очень критиковали за то, что мы ввели барабаны и электрическую гитару.Я заметила, что со мной вообще эти ожидания носят обостренный характер – может быть, потому, что я начинала маленькой. Очень много людей – от критиков до публики – знают лучше меня, как я должна была применить свой голос. Кто-то хочет, чтобы я пела под баян и без микрофона, кто-то – чтобы я остановилась на периоде романсов типа "Я ехала домой", кто-то желает, чтобы я пела только фольклор. Я постоянно это выслушиваю, но мне хочется, чтобы мне, как артисту, доверяли.
Звуки.Ru: - Многие артисты, которые работают с публикой не столь плотно, как ты, рано или поздно приходят к программе "дежурных хитов" на бис: нате, отвяжитесь. При другом раскладе ты бы тоже могла зафиксироваться на ”Рождественской” и ”Пасхальной” - в зависимости от времени года. Сейчас уже есть обязательные элементы в программе, без которых публика не отпустит?
Пелагея: - Есть-есть! Мы пытаемся от него избавиться, но пока не удается. Это, разумеется, ”Валенки’. Нам уже, конечно, это не так интересно, как раньше. Нам очень нравится, что репертуар резко расширился и с появлением новых песен стал менее "развлекательным". К тому же, там нагнал драматургии Паша – он все-таки замечательный мелодист-симфонист, сентиментальный и уникальный. Я готова на руках его носить, потому что он с такой самоотдачей относится к работе… Хотела бы я сама так к ней относиться! Павел - перфекционист, очень парится, если где-то слышал нечто похожее на придуманные аккорды – песня безжалостно из репертуара удаляется.
И так как это песни серьезнейшие, они не могут быть фоном для жизни, мы в них пытаемся задавать серьезные вопросы, - на концертах нам будет легче уходить от развлекаловки к концерту-спектаклю. Но вообще-то совсем сбрасывать обратную связь со счетов я бы не стала: я другого толка человек и еще не пришла к тем выводам, к которым, например, пришел Вячеслав Бутусов, на концерте которого я недавно была.
Звуки.Ru: - А олигархческие тусовки на которых ты выступаешь, прием в Лондонской мэрии – там-то публика другая, восприятие другое…
Пелагея: - Так это же еще интереснее! Такая публика, бывает, и на концерты иногда приходит. Выходишь и думаешь: они вообще-то ко мне пришли или вообще не ко мне? Усложняется артистическая задача – обратить их в свою сторону. Вот перед тобой электорат, тебе нужно его заманить.
Звуки.Ru: - Тебя никогда не срубало ощущение двойственности, когда ты, с одной стороны, в "Китайском летчике" играешь какой-то авангард, а с другой – выступаешь перед главами государств?
Пелагея: - Все такое разное, такое непредсказуемое… Но я-то себе при этом не изменяю. Это все равно все – я.
Звуки.Ru: - Складывается впечатление, что ты – такой музыкальный полиглот, для которого с рождения все равно, на каком языке говорить.
Пелагея: - Ага, я мимикрирую. Для меня нет аудитории, для которой я не хотела бы играть. Я предпочитаю думать, что зрители, которые пришли меня слушать – все хорошие, добрые люди. И если им грустно – то сейчас им станет светлее, веселее. Это такое миссионерство.
Звуки.Ru: - А бывали случаи, когда глухо, как в танке?
Пелагея: - Был такой концерт - Барвиха Luxury Village. Это было наше единственное там выступление, и вряд ли когда-то мы будем там выступать еще. Думаю, само местонахождение этого зала определяет поведение публики. Им впадлу хлопать. К сожалению, если сравнивать слушательскую свободу в России и на Западе – очень чувствуется, насколько там люди другие. Мы недавно выступали в Ванкувере по клубам – понятно, что туда пришла большая часть русских, но все равно они - другие. Они свободны в своем самовыражении, они спокойнее. Но это меняется.
Звуки.Ru: - В России на слушание влияет еще ужасающе низкая культура организации концертов, а также отсутствие привычки к музыкальной вовлеченности слушателей… Я виню в этом фактическое удаление из школьной программы уроков музыки, у нас некому прививать культуру слушания и пения.
Пелагея: - Допустим, концерты Бобби Макферрина как проходят? Понятно, что зимой, когда он приезжал, все два дня Дом Музыки был под потолок заполнен людьми, которые, как минимум, обладают музыкальным образованием, которым можно не объяснять, что Макферрин – это ”Don’t Worry Be Happy”. Но все равно они были, по сравнению с концертом в Монреале, очень зажатые.
Звуки.Ru: - Но сам по себе проект "Вавилонской оперы" - великолепен! Слушай, а что у тебя там в первый день концерта было с голосом?
Пелагея: - У нас было пять дней репетиций, и на второй день репетиций я проснулась – а у меня нет голоса во-об-ще. Я открываю рот – у меня нет звука. И я его за два дня восстановила до определенного состояния. И, конечно же, я нервничала нереально, потому что понимала, что у меня нет моих привычных возможностей.
Звуки.Ru: - Эрика Баду говорит, что для того, чтобы голос лился свободно, нужно много внутренней свободы. У тебя есть какой-то фирменный релаксант?
Пелагея: - У меня вообще с релаксацией проблема. Моя гиперответственность меня подводит и не дает получать удовольствие в полном объеме. Я постоянно напряжена, и расслабляюсь уже в процессе концерта. Конечно же, больше всего я устаю от людей и переездов - но это хорошая, благодарная усталость.
Звуки.Ru: - Расскажи о своих концертах в Англии. Вы уже не впервые принимаете участие в русских днях в Лондоне, насколько мы знаем. Как вас там принимают?
Пелагея: - Там проводят разные мероприятия – была "Русская зима", и в этом году – Масленица. На Queen’s Walk поставили сцену, кормили всех блинами. Список исполнителей, конечно, был довольно странный, но мы, как всегда, получили удовольствие, несмотря на погоду. Шел проливной дождь и русские люди в черных куртках и шапках стояли и слушали русскую музыку.
Звуки.Ru: - А под каким соусом все это подается местной публике? Русское экспортное искусство, и ты – его флагман? Икра – Пелагея?
Пелагея: - Да, возможно, они думают, что русская музыка – именно такая. Конечно, бывают мероприятия такого плана, когда мы выступаем в качестве представителей страны. Но для меня-то на сцене ничего не меняется. Русская музыка – она разная, и мы о себе как о "послах русской музыки" не думаем.
Звуки.Ru: - Я каждый год посещаю фестиваль Sziget, там есть очень крупная world-сцена. Постоянно замечаю, что восточноевропейские коллективы можно с легкостью отличить по долбящей драм-машине. Западные группы как-то умеют уходить от этого навязчивого ритм-бокса, а наши – нет. Это – свойство нашего фольклора как исходного материала, или просто мне такие группы попадаются?
Пелагея: - Конечно, это все именно восточноевропейский фолк. Если смотреть на русских исполнителей world music Анжелу Манукян, Инну Желанную – там нет этой умцы-умцы. Там другая история, депрессия и рефлексия.
Звуки.Ru: - Но и Анжела, и Инна чаще используют плачи и колыбельные, чем плясовые.
Пелагея: - Но если смотреть на наш фолк – там либо плачи, либо частушки, и их приходится класть на такой грубый ритмический рисунок, потому что сами песни диктуют аранжировки. И если ты начинаешь песню насиловать – она ужасно звучит. А тут она звучит логично.
Звуки.Ru: - А не это ли настоящая причина того, что у вас в репертуаре появился авторский материал? Выработан внутренний ресурс, который может дать именно народная песня?
Пелагея: - Он не выработан, потому что все равно песен – огромное количество, и огромное же количество песен, с которыми мы еще не работали и которые со временем к нам придут наверняка.
Звуки.Ru: - Но многие вещи ты вытягиваешь на чистой мелизматике, уж извини.
Пелагея: - Так в том-то и дело, что каждый раз мелизматика – разная. Я же все равно исхожу из мелодии песни. А что касается веселых композиций – то с ними у нас всегда затык, поскольку и я, и мама, и Павел – за большие формы и пресловутый симфонизм, когда можно взять и в 24 куплета записать 54 гитарных проигрыша и сложную драматургию. А частушки с тремя нотами в основе – Павлу неинтересно аранжировать, а мне неинтересно петь. Но совсем уходить в грустную музыку не хочется. Во мне самой - очень много позитива и я стараюсь нести его со сцены, потому что чувствую себя в такие моменты полезной.
Мне очень хочется сделать программу романсов, но, мне кажется, я одна в ней заинтересована...
Поо окончании интервью Пелагея, по традиции, рассказала Звукам небольшую байку:
Пелагея
Крокус Сити Холл
11 апреля, начало в 20.00
Дата рождения:
14 июля 1986
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)