Темпы производства в пост-роке под стать самой музыке — новые пластинки представители жанра записывают не спеша, на синглы и видеоклипы не размениваются (да и сложно представить ролик длиной в 14 минут в телеэфире), би-сайдами и прочим неликвидом поклонников не радуют. Московская группа Verba живет не по правилам: долгое время музыканты сохраняли молчание (хотя и исправно выступали на всем пост-советском пространстве), но теперь новости от них поступают с завидной регулярностью. Из последнего — онлайн-релиз миниальбома "Ток" и совместный релиз с Ольгой Пулатовой из украинского коллектива Flёur. После торжественной "сдвоенной" презентации новых пластинок в клубе "16 Тонн", Звуки.RU связались с участниками коллектива Ильей Зининым и Михаилом Мясоедовым.
Звуки: "Tok" в онлайн-версии довольно короткий, длиной всего около 25 минут. Много ли наработок осталось за бортом и почему?
Илья Зинин: В полном варианте альбом не такой уж короткий, в CD-версии (выйдет в начале апреля, издатель - Soyuz Music), треков будет больше. А наработок за бортом осталось действительно довольно много. Главным образом потому, что многие из них создавались специально для озвучки немого фильма "Сорок Первый" и были короткими музыкальными вставками, написанными "под картинку".
Звуки: В "Тоннах" вы играли альбом целиком, и я должен сказать, что он производит впечатление целостного произведения. У вас с самого начала был какой-то общий концепт, стартовая идея или треки просто нанизывались на одну нитку по мере написания?
Илья: Стартовой идеей было отсутствие идеи, как это ни странно. Получилось так, что после распада старого состава Verba в 2007 году, в группу пришли люди с достаточно большим опытом музицирования и сформировавшимся, но очень разным музыкальным мышлением. Мы с барабанщиком Димой до этого играли такой мрачно-романтический
постпанк, клавишник Женя - поп-рок, второй клавишник, Миша - электронный нойз, первый басист Дима (покинул нас в начале 2009 года) - нечто близкое к сибирскому панку в группе "ОбщежитиЕ", а пришедший ему на смену басист Леша - шумовой инди-рок с сильным влиянием Sonic Youth. И когда мы стали вместе импровизировать, никак себя не ограничивая и не придумывая никаких концепций, наш музыкальный паззл стал складываться в какую-то странную, необычную и интересную для нас картинку. Так то "Ток" - это единство противоположностей. Ну и немного борьба. Единственное, что нас объединяло - хотелось играть психоделическую музыку. Вроде так и вышло. Я не имею ничего против, когда нас причисляют к построку, но когда в какой-то рецензии (кажется, как раз-таки на Звуках), нас назвали "психоделическим экспериментальным роком" - это было в точку и бальзамом на душу.
Звуки: Часть "Тока" была презентована еще в 2008-ом, когда вы озвучивали "Сорок Первый". Но представим, что "Tok" сам по себе является саундтреком: что это был бы за фильм?
Илья: Мне, как ни странно, приходит на ум не художественный фильм. Дело в том, что когда мы озвучивали "Сорок Первый" (где действие разворачивается в пустыне и на берегу Аральского моря), было довольно много моментов, когда надо было писать музыку про какие-то проявления стихии вроде шторма или песчаной бури. Поэтому, как мне кажется, наша музыка подошла бы к озвучке какого-нибудь документального фильма о дикой природе. Большое-большое пустынное пространство со своей атмосферой. На первый взгляд неподвижное. но если начать вглядываться в детали - всюду жизнь. Кто-то на кого-то охотится. Кто-то выгуливает детенышей. А кто-то просто лежит на камне и греется на солнце. В общем, видится нечто такое "про жизнь" в самом прямом смысле. Без людей и без человеческих переживаний.
Звуки: Видеоарт для вас делал Андрей Головин: как происходило ваше сотрудничество с ним?
Илья: Андрей куда-то пропал, уже давно для нас ничего не делает. Он, насколько я знаю, сейчас занимается артом и фотографией, в прошлом году в прессе очень активно обсуждался его проект "телемогилы". А видеоарт для нас сейчас делает Оля Пулатова из Flёur, с которой мы также играем вместе. И у нее это очень здорово получается. Воистину, по-настоящему талантливый человек талантлив во всем.
Звуки: Михаил Мясоедов среди прочего играет на инструменте, очень похожем на терменвокс - не самый распространенный инструмент в мире, прямо скажем. Откуда он у него взялся и сложно ли с ним управляться?
Илья: Михаил Мясоедов использует огромное количество загадочных для нас девайсов, и извлекает из них совершенно фантастические звуки. Так что слово - ему.
Михаил Мясоедов: Терменвокс? Не совсем. Я подумал, почему бы не использовать джойстики от игровой приставки для управления синтезатором? Получилось любопытно - я могу управлять синтезатором из любой точки сцены или зала. На сцене я стараюсь использовать небольшое количество инструментов - синтезатор, ящик с эффектами и пару устройств, работающих подобно терменвоксу. В студии же, наоборот, использую массу всяких устройств. Например, модульный синтезатор. Помните картинки, где огромный синтезатор занимает целую комнату и весь покрыт паутиной проводов и мириадами мигающих огоньков? Это он и есть. Мой, правда, всю комнату пока не занимает, но я иду к этому. Кроме того, у меня есть гитара. Но я не играю на ней как обычно, а пропускаю ее через тонны устройств, трясу ее, вожу по ней зажигалкой, стаканом, исступленно скачу по студии, ударяясь о стены и пишу свои гитарные партии. Мой самый любимый способ играть на любом музыкальном инструменте - любым способом, для которого этот инструмент не предназначен. Кстати, именно поэтому на сцене я чаще всего с клавишными, ведь я совершенно не умею играть на клавишах. И это вынуждает меня искать свои личные способы взаимодействия с инструментом, не продиктованные какой-либо школой.
Звуки: В Польше есть весьма популярный хип-хоп-дуэт Verba, что-то вроде местного гибрида "Касты" и "Отпетых мошенников". Знаете ли вы о них, и если да, то какова была ваша первая реакция/мысль, когда вы о них узнали?
Илья: Узнали мы о польской Verba спустя пару лет после появления нашей группы, когда заводили аккаунты на Myspace и Last.Fm. На последнем ресурсе довольно сильно обломали рэперам статистику, и получили мощнейшую порцию польского мата в свой адрес. По-польски мы, к счастью, не понимаем, но потом было очень забавно наблюдать, как российские любители построка впряглись за нас и крыли братьев-поляков матюгами на английском. По поводу существования одноименной команды в Польше мы совершенно не переживаем, почти все имеющиеся в лексиконе слова в "нулевых" были растащены на бренды. Да что там "нулевые", команды под названиями Placebo и Nirvana, например, существовали еще в шестидесятые годы. До сих пор диски можно купить.
Звуки: И напоследок, шутки ради: AC или DC?
Илья: Ни то, ни другое. Слово "ток", помимо массы прочих нравящихся нам значений, означает еще и звуки, которые издают некоторые птицы во время брачных игр для привлечения особей противоположного пола. Все мальчики с гитарами, синтезаторами и барабанами, какими бы умными концепциями не оперировали; с какими бы сложными выражениями лиц не стояли на сцене; и какой бы глубины звуковые ландшафты не создавали, в своем главном мессадже мало чем отличаются от упомянутых выше птичек. Так что ни AC, ни DC, а небольшая фига в кармане и немного самоиронии, которая, как мне кажется, еще никому не вредила.
"Cron"
"Vetrosorium"
"Ψ-Ray"
"Step 1"
"Spore"
"Over"
"Tok"
Скачать промо-версию альбома "Tok" можно бесплатно здесь или здесь.
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)