Дебютом кинокомпозитора Михаила Смирнова стала музыка к фильму "Змеиный источник" – триллеру, снятому в 1997 году режиссером Николаем Лебедевым. Сейчас Змеиный источник" проходят во ВГИКе как один из первых образцов нового русского кино, а Михаил написал музыку уже к 13 фильмам и сериалам, в числе которых - "Женская собственность", "Поклонник", "Платина" и "Громовы".
Михаил - представитель известной музыкальной династии: в раннем детстве его отдали музыкальному педагогу по инициативе деда, услышавшего, как внук без единой фальшивой ноты напевает себе под нос сказку Прокофьева "Петя и волк". Отец Михаила, известный гитарист Иван Смирнов, воспитывал сына на классике рок-музыки, а мама постоянно водила его в консерваторию. А вот с так называемым "русским роком" у Смирнова-младшего отношения не сложились.
Выбор профессии кинокомпозитора, по словам Михаила, отчасти был обусловлен семейными обстоятельствами: "В мире кино мне никто не скажет – а, это сын Ивана Смирнова. Скорее у меня спрашивают: "Что, у тебя папа на гитаре играет?"
В беседе со Звуками Михаил раскрывает секреты идеального саундтрека.
Звуки.Ru: – Михаил, верно ли я понимаю, что "Змеиный источник" стал Вашим композиторским дебютом? Вы до этого сочиняли музыку?
Михаил Смирнов: - Конечно, сочинял, но музыка для кино – это особая история, где ты вдохновляешься не столько образами извне, сколько конкретной работой режиссера, оператора и актеров. Нужно, чтобы музыка с этой работой гармонировала, чтобы не получилось так: смотришь фильм, а там оператор свою историю снимает, режиссер явно задумывал что-то другое, актеры боятся влево-вправо шаг сделать, а композитор наслаждается новым программным обеспечением своего компьютера.
Звуки.Ru: – Какие существенные особенности отличают киномузыку как жанр?
Михаил Смирнов: - Свой "язык". Часто бывает, что киношная музыка напоминает одна другую. Думаешь – где-то я уже это слышал. И это не плагиат, а просто пространство кино само диктует настроение. И некоторые композиторы, начиная сочинять, набредают на эти настроения, ловят их и записывают. Музыка – это половина настроения фильма. Ее сложно воспринимать в отрыве от него. Она может быть разной – "прикладной" и "определяющей". Простой пример прикладной музыки – это сопровождение всем известного мультфильма "Том и Джерри". Музыка следует в буквальном смысле слова за каждым движением героя, его мимикой, сменой настроения. Тут сразу можно провести аналогию с тем, как оркестр аккомпанирует клоунам в цирке во время их выступления. Прикладная музыка звучит не только в анимационном, но и в художественном кино и, к сожалению, не всегда бывает уместной. Музыку, создающую магическую ауру фильма, я бы назвал определяющей. Саундтрек Рая Кудера (Ry Cooder) "Париж, Техас" будет хорошим примером в данном случае. Об этом сложно говорить. Лучше смотреть и слушать.
Звуки.Ru: – "Работает" ли киномузыка отдельно от видеоряда?
Михаил: - "Работает", но уже постфактум. Вот, допустим, впервые услышав саундтрек к фильму "Arizona Dream" Горана Бреговича (Goran Bregovich), я подумал: какая ерунда! А посмотрев кино, очень полюбил. Все знают тему из фильма "Профессионал". А так ее послушаешь - и что? Подобных эстрадных номеров миллион. Но есть и исключения. Скажем, у Нино Рота ( Nino Rota) музыка полноценна, ее можно и без Феллини слушать.
Звуки.Ru: – А есть на Западе известные режиссеры, привыкшие обходиться без услуг композиторов?
Михаил: - Самый яркий пример – Тарантино. Он понял, что необязательно музыку писать, а можно пользоваться той, которая уже записана. В этом его фишка: набрав старых хитов, раскрасить свои комиксы. В России потом переняли этот опыт.
Звуки.Ru: – Возвращаясь к Рота и Феллини – история кино знает много устоявшихся пар "режиссер-композитор". Другие примеры – Линч-Бадаламенти, Михалков-Артемьев. О чем говорит такое партнерство?
Михаил: - О том, что все "по-настоящему". Это как двуглавый орел - режиссер и композитор,- так и должно быть.
Звуки.Ru: – Но главная голова – режиссерская?
Михаил: - Я думаю, что в нынешние времена режиссер уже ни при чем, а при чем хозяин орла. То есть продюсер (смеется). Если говорить о коммерческом кино, конечно.
Звуки.Ru: –Заказывая музыку к фильму, Вам предлагают смотреть видеоматериал, предлагают почитать сценарий, или просто обрисовывают задачу?
Михаил: - По-хорошему, должны давать сценарий. Это если фильм задуман как произведение искусства и тебе доверяют как композитору, а не просто случайно пригласили в проект. Если Вы обращали внимание, бывает, что герои напевают тему из фильма. Это значит, что еще до того, как материал отсняли, музыка была написана. И она даже может влиять на работу режиссера и актеров. Но это бывает нечасто - обычно все уже снято и смонтировано, и тебе надо в ближайшие две недели предоставить эскизы основных тем, чтобы продюсеры их утвердили.
Звуки.Ru: – Не верится, что за две недели можно написать полноценный саундтрек.
Михаил: - Нельзя, конечно. Если речь идет о серьезной работе, то материал готовится заранее. Но случается и так, что порой за музыку принимается музыкальное оформление. Композитору говорят: "у нас уже все снято, нам и так, в общем-то, хорошо. Вы просто сочините что-нибудь такое, чтобы оно не слишком отвлекало внимание на себя, поддержало картинку, и все". Поэтому в телевизионной истории много "музыкальных обоев".
Чаще всего такое положение дел - следствие работы продюсера, который принимает самое активное участие в процессе. Устраивается масса просмотров, даются какие-то советы, по электронной почте вечно высылаются поправки и корректировки, мол, попробуйте так… Не подумайте, я очень уважаю их мнение и труд. Правда. Но иногда доходит до смешного.
Звуки.Ru: – Просят вместо "ля" поставить "соль-диез"?
Михаил: - Нет, за это отвечает музыкальный редактор.
Звуки.Ru: – Таким образом, продюсер разговаривает с музыкальным редактором, а тот переводит композитору на понятный ему язык?
Михаил: - Я поясню на примере. Человек, работающий музыкальным редактором, обязан прослушать материал от первой ноты до последней. И потом он пишет в своем отчете такую вещь: в четвертом такте есть опасение предполагать, что тема содержит цитату, допустим, из Эннио Морриконе (Ennio Morricone), и называет фильм 1966 года. И просит, если есть возможность, это место подкорректировать. Продюсер на тебя смотрит – ну что? А ты – ну, хорошо. И меняешь буквально пару нот, после чего тебе говорят: все, сейчас уже не Морриконе. В плагиате нас не обвинят. Бывает и так, что музыкальный редактор становится твоим партнером и вместо того, чтобы вставлять палки в колеса, всячески помогает и отстаивает твои интересы.
Звуки.Ru: – Кстати, а Морриконе Вам нравится?
Михаил: - Морриконе, на мой взгляд, не столько композитор, сколько дирижер эстрадного оркестра, который еще и сам сочиняет. Его музыка больше горизонтальна, чем вертикальна, если Вы понимаете, о чем я говорю. Он, будучи прекрасным мелодистом и аранжировщиком, мыслит, как мне кажется, одноголосно, в отличие от того же Рота. То есть на свет сначала появляется мелодия, и только спустя некоторое время она приобретает "тело". Гармонизуется, аранжируется и т. д. Хотя, честно признаться, я не могу без слез слушать саундтрек к "Однажды в Америке". Очень люблю эту музыку.
Звуки.Ru: – А аранжировки своих произведений Вы делаете сами?
Михаил: - Конечно. Боюсь доверять кому бы то ни было свой материал. Обычно бюджет проекта не позволяет записать камерный, тем более симфонический оркестр, поэтому я приглашаю нескольких солистов, и они играют определенные партии под фонограмму, сделанную на компьютере.
Звуки.Ru: – Какие Вы себе ставите задачи, когда сочиняете музыку для кино?
Михаил: - Во-первых, то, что звучит должно быть музыкой. Ее не должно быть стыдно назвать этим словом. Кроме того, музыка должна быть душой конкретного фильма, не быть инородной.
Звуки.Ru: – А как жанр кино влияет на музыку? Есть общие правила, которых Вы придерживаетесь, работая над музыкальным сопровождением к фильму?
Михаил: - Начнем с того, что у каждого героя должна быть своя тема. И необязательно это - люди, актеры. Бывает, допустим, что герой – город. Город-герой (смеется). Все места действия имеют свою музыкальную подложку. Порой у персонажа темы нет, а у квартала или дома – есть. У времени есть. Но самое главное – чтобы музыка делала фильм глубже, интереснее, тоньше.
Звуки.Ru: – Бывает, что мнение режиссера по этому поводу не совпадает с Вашим? И чем в таком случае кончается дело?
Михаил: - В работе над одним фильмом у меня действительно сложилась такая ситуация – мы с режиссером говорили на заведомо разных языках. А в кино особенно важна команда. Диссонанс в коллективе обязательно скажется на фильме, если кто-то волевым движением это все не исправит. Но режиссеру было не до того, он оказался настолько завален работой, что даже не особенно выбирал выражений, разговаривая со мной. Так что я довольно быстро пришел к выводу, что никакие мои предложения не прокатят. И это была настоящая трагедия, мне стало ясно, что денег я не получу (смеется).
Звуки.Ru: –Понятно. Давайте про обратные случаи поговорим – что из своих работ вы бы хотели отметить отдельно? – Музыку "Громовых". Здесь имел место редкий случай творческого совпадения с режиссером и всей командой. Сериал "Громовы" – это один из тех фильмов, которые снимали честно: не просто создавали коммерческий продукт, а вкладывали в работу душу. Несмотря на то, что это такая сказка о советской жизни, там затрагиваются важные темы. Например, вечная русская тоска по прекрасному – эх, все плохо, все вокруг рушится, но мы при этом держимся. За что мы держимся – непонятно, но за что-то свое, родное. "Громовы" – народный сериал, он же не зря популярным стал. Интересной получилась работа для 8-серийного фильма "Пират и пиратка", где главную роль сыграл Сергей Шакуров. Премьеры пока не было.
Звуки.Ru: – Вы чувствуете себя состоявшимся, успешным кинокомпозитором?
Михаил: - Я думаю, ни один нормальный творческий человек не может сказать, мол, да, я удовлетворен. Нет, у меня есть определенная цель, и пока она не достигнута. Не сложились, видимо, звезды. Хотелось бы иметь партнера - режиссера или продюсера. Такого, чтобы он меня обеспечивал адекватной работой и ценил, потому что без этого нельзя работать на все сто.
Звуки.Ru: – Музыка, которую Вы пишете, в основном, очень лирическая, прозрачная. Она характеризует автора?
Михаил: - Ну почему! Музыка у меня разная, и настроение разным бывает, но в главном я стараюсь себе не противоречить. Если себе противоречишь, то получается ужасно, это никому не нужно и всегда заметно.
Звуки.Ru: – А поклонники у Вас есть как у кинокомпозитора?
Михаил: - В советское время все знали, что музыку к "Семнадцати мгновениям весны" написал Микаэл Таривердиев. И даже имели представление о том, как он выглядит, потому что с ним были интервью, которые показывали по ТВ, помните? А в фильмах, к которым я пишу музыку, запоминают главным образом актеров, исполняющих главные роли. Даже режиссера, если он не слишком известен, вряд ли назовут. Что уж говорить о композиторе? Вот когда наша киноиндустрия сформируется - начнут появляться интервью, из которых станет понятно, что вот этот режиссер снимал то-то, а этот композитор написал то-то. Тогда, наверное, и поклонники появятся… А пока об этом смешно говорить.
Звуки.Ru: – Вы следите за творчеством коллег?
Михаил: - Конечно, да. Но не то чтобы – ах ты так? Ну, я в другой раз, значит… Или, услышав какой-нибудь музыкальный ход, – ага, ты вот это нашел? Ладно, я тогда… Наоборот, я радуюсь, когда слышу хорошую музыку. Ведь хорошая работа, тем более если она замечена и оценена, поднимает общую эстетическую планку. Чем больше качественной музыки, тем лучше всем нам.
Меня недавно попросили написать "народную музыку" для одного сериала – не в смысле этно или фолка, а "понятную народу". Я спрашиваю: а что вы под этим имеете в виду? Ля-минор, ре-минор, ми-мажор, чтобы мелодия скакала на три нотки вверх, на три нотки вниз и была спета баритончиком каким-нибудь? Вот это "народная" музыка? Говорят - "Шансон" перекрыл всех по рейтингам. Но виноват-то в этом кто? Вы же сами и виноваты. Вы этого народа, для которого фильмы снимаете, боитесь.
Звуки.Ru: – Но что же все-таки нужно народу?
Михаил: - Народ благодарен всему тому, что сделано хорошо и искренне. Это проверено. Если от души, то он сдается и говорит – ну, это самое, наливай.
Звуки.Ru: – А в России вообще есть продюсеры, которые к кино относятся как к искусству, а не как к способу обогащения?
Михаил: - Есть, конечно. С такими людьми проще найти общий язык, и обычно у меня это получается. Редко бывает, когда чувствуешь себя идиотом. Ты ему о высоком, а он уже думает о том, как тебя надует, обставит и сотрет потом твой номер в записной книжке. В таких случаях, конечно, ни о каком совместном творчестве не может быть и речи.
Звуки.Ru: – Кто Вам нравится из западных кинокомпозиторов?
Михаил: - Я бы с удовольствием сходил на концерт Джона Вильямса (John Williams), автора "Звездных войн", "Индианы Джонса", "Списка Шиндлера", "Гарри Поттера". Он ведь пишет симфоническую музыку не только для кино, имеет свой оркестр и дает концерты в больших залах.
Звуки.Ru: – Из коллег-соотечественников сможете кого-то опознать, не заглядывая в титры?
Михаил: - Конечно, я думаю, что Алексея Айги невозможно не узнать или Славу Курашова.
Звуки.Ru: – А существует какая-то общая кинокомпозиторская тусовка, что-нибудь вроде профсоюза?
Михаил: - Нет, вроде как все сами по себе. Артемьев жив, здравствует, пишет музыку замечательную – сидя в своей студии. Десятников сидит в своей, Айги во Франции – словом, каждый работает в обособленном пространстве. Хотя, при этом все друг друга знают и часто пересекаются. Но общего поля нет, всем не до этого. А ведь не было бы русской академической школы, не будь "Могучей Кучки". Жаль. Преемственность очень важна.
Звуки.Ru: – Ленин считал, что из всех искусств кино – важнейшее. Вы с этим согласны?
Михаил: - Это было продиктовано политической ситуацией в стране. Народ нужно было гипнотизировать, как удав кролика, и кино для этого подходило идеально. В наше время "гипнотическая" функция перешла к телевидению. Так что теперь оно является важнейшим из искусств… Зачем вы Ленина к ночи вспомнили?
1992 – В этот день в 1992 году состоялся один из самых громких скандалов в карьере Шинейд О’Коннор. Исполняя песню Боба Марли "War" в прямом эфире тв-шоу «Saturday Night Live», ирландская певица порвала портет Иоанна Павла II со словами "Сражайтесь с настоящим врагом!" »»
Joe ALLISON (1924)
Albert COLLINS (1932)
Steve REICH (1936)
Eddie COCHRAN (1938)
Lindsey BUCKINGHAM (1948)
Stevie Ray VAUGHAN (1954)
Tommy LEE (1962)
Вадим САМОЙЛОВ (1964)
Евгений ФЕДОРОВ (1965)
Gwen STEFANI (1969)