KATSOMIC  В тылу "врага"

Пока "большие" отечественные поп-звезды пытаются взять Запад бюджетами и измором, молодые российские музыканты начинают атаку на европейские хит-парады изнутри, с территории "врага". Катя Сомова, которая сегодня более известна в Великобритании как Katsomic, рассказала Звукам, о главных ошибках русских звезд и о том, почему она решила делать карьеру в Англии, а не в России.

Пока "большие" отечественные поп-звезды пытаются взять Запад бюджетами и измором, молодые российские музыканты начинают атаку на европейские хит-парады изнутри, с территории "врага". Катя Сомова, которая сегодня более известна в Великобритании как Katsomic, рассказала Звукам, о главных ошибках русских звезд и о том, почему она решила делать карьеру в Англии, а не в России.

Катя могла сделать карьеру и в России. Но, увы, выбрала Англию. И очень возможно, что мы скоро будем ей гордиться, как радуемся успехам Регины Спектор (Regina Spektor) или Вики Жигудиной (Vika Jigudina), что недавно засветилась в хит-парадах Франции. Оказывается, мы можем экспортировать не только углеводороды!

Звуки.RU: Катя, привет! Вряд ли российская публика хорошо знакома с твоим творчеством. Может, расскажешь, чем ты занималась в России до отъезда в Англию?
Катя Сомова: До того, как уехать в Англию, я пела в группе SMS из Екатеринбурга. Можно даже сказать, что она была довольно популярна в определенных кругах: мы давали концерты в городе, выступали на модных вечеринках и даже пару раз ездили в Москву и Питер с акустической программой. Но в 2004 году я поехала в Лондон на концерт любимой группы Incognito. И получилось так, что за 7 дней я успела познакомиться там с большим количеством людей, связанных с музыкой: музыкантами, менеджерами, диджеями. Я даже успела там поработать на студии и записать для кого-то вокальную партию. Тогда и подумала, что, может, стоит попробовать начать свою карьеру в Лондоне.

Звуки.RU: А здесь карьера не задалась? Ты пыталась ее устроить?
Катя: Не могу сказать, что я пыталась ее здесь "устроить". Мне почему-то всегда казалось, что работа на российском музыкальном рынке – это не мое. Не знаю, в каком состоянии он сейчас, но пять лет назад единственный путь в шоу-бизнес лежал через "Фабрику Звезд". А это не имеет никакого отношения к музыке. Пойми меня правильно, я не хочу выглядеть эстетом или снобом. И не могу себя им назвать. Я слушаю очень разную музыку, в том числе и мейнстрим. Да и моя цель сейчас – делать качественную, интересную поп-музыку. Но западный "поп" и "поп" русский – это две абсолютно разные вещи. Впрочем, я охотно допускаю, что сейчас эта пропасть гораздо меньше.
У меня же случались какие-то русские проекты, кроме локальных успехов на андеграундной, клубной сцене. В фильме "Четвертое желание" я спела песню "Хочу" за актрису Марию Порошину, спела пару песен на альбоме свердловского политика и поэта Вениамина Голубицкого – дуэт с "Моральным Кодексом" и сольный трек "Птицы", который позже перепел Владимир Пресняков-младший, гастролировала с командой Blues Doctors. Но даже когда я общалась с музыкантами-звездами, у меня не было желания стать частью этого мира, особенно мало общего я чувствовала с гиперсексуальными, кукловидными русскими певицами.
К тому же я всегда пела и писала на английском. Русский – очень сложный язык для пения с точки зрения фонетики: много согласных, шипящих. А для того, чтобы быть успешным в России, надо было петь на русском. Не знаю, конечно, как сейчас, но лет 5-7 назад меня никто особо не понимал. Опять же, я же взрослела во времена перемен, когда русская музыка представляла собой наследие советской эпохи пополам с китчем 90-х, так что в поисках хорошей музыки, авторитетов и кумиров приходилось смотреть на Запад. Так и сложилась моя "музыкальная ориентация".
Собственно, моя английская карьера – это результат всего этого плюс счастливый случай.

Звуки.RU: Ок. Расскажи о своем первом впечатлении от Англии. И как ты "пробивалась"? Работала официанткой и ходила на прослушивания?
Катя: Как только я ступила на асфальт лондонского Пэддингтона, я сразу почувствовала себя как дома. Лондон просто заворожил меня своей энергией. Архитектура, многонациональное общество, дух свободы, креатива. Конечно, я толком не представляла себе, что я буду делать, чем заниматься. Хотелось найти себе какую-нибудь простую работу в баре или ресторане, а в свободное время искать музыкальные контакты. И на адаптацию у меня ушло довольно много времени. Потому что одно дело – почувствовать себя как дома, а другое – стать частью совершенно другого общества. Благо мой неплохой уровень английского сделал мою адаптацию относительно безболезненной. Меня уже тогда сложно было принять за русскую, которая бы выдавала себя своим акцентом. Пришлось, конечно, первое время поработать в ресторане. Не могу сказать, что было как-то уж совсем тяжело, но я рада, что это быстро закончилось.

Звуки.RU: Насколько я понял, у тебя на момент приезда уже были какие-то предварительные контакты с английскими музыкальными кругами. А что было дальше? Ты рассылала демо, ходила на прослушивание? Как на это реагировали те, к кому ты приходила или присылала свои демо?
Катя: Те контакты, которые у меня были, не оправдали себя. Пришлось искать новые. В основном, все делалось через Интернет. Через некоторое время я нашла русских музыкантов, с которыми мы стали выступать в клубах. С одной стороны это давало мне заработок, с другой – опыт выступления перед английской публикой. Конечно, я и демо рассылала, и письма писала, но все контакты, которые мне что-то дали, появились благодаря нашей концертной практике. Кто-то пришел, кто-то услышал, друзья друзей заглянули и так далее. Именно на нашем концерте я и познакомилась со своим нынешним менеджером – Кири Кингом (Kiri King) из компании Glasshouse Mamagement.
Надо сказать, конечно, что выступления у нас были очень энергичные, хотя я пела песни других исполнителей. Например, песни Алишии Киис (Alicia Keys). И ко мне подходили черные британки и говорили: "О! Это так здорово! Очень неплохо для белой девочки, тем более русской". При том, что я поначалу играла соул и r'n'b очень осторожно, но когда на тебя так реагируют, уверенности становится больше. На одном из выступлений ко мне подошел Энтони Коста (Anthony Costa) из группы Blue и спросил, не могу ли я спеть "Sorry Seems To Be Hardest World" (кавер-версия песни Элтона Джона (Elton John), с которой Blue возглавляли английские чарты – прим. Звуки.Ru). Пришлось отказать, потому что я играла только то, что нравилось мне самой. Ну, и к тому же я все равно не знала, как играть ту песню (улыбается).

Звуки.RU: Может, ты что-то порекомендуешь тем, кто также раздумывает над своей карьерой на Западе? У нас этим грезят не только начинающие музыканты.
Катя: Для того, чтобы понять что к чему, надо здесь жить. Поэтому все попытки наших артистов заранее обречены на провал. Даже "больших" артистов типа Валерии. Проблема в том, что их методы работы просто устарели: тут не работают ни дорогие клипы, ни спекуляция на каких-то международных проблемах. Да и материал часто представляет собой просто переработанный мусор из отборочного тура фестиваля "Евровидение". Ни проплаченные публикации, ни телевизор не работают в Англии в таких же масштабах, как они работают в России. Да, здесь тоже многое решают связи. Проблема только в том, что их здесь нельзя купить.
Возьмите того же Тимати. Да - неплохая песня, да – дорогой клип. Да – Снуп Догг (Snoop Doog). Да – усиленное посещение сеансов загара, чтобы Тимати выглядел смуглее. Но… Не знаю, чем это закончилось в России, но здесь в эфир это не попало. Суть не в том, что Тимати неинтересен как артист. Суть в том, что если его отправить в свободное плавание в Нью-Йорке, результат, возможно, будет гораздо более громкий. Мне кажется, если дать ему возможность пройти все ступени индустрии там, только тогда что-то выйдет. Лично мне Тимати кажется достаточно талантливым для того, чтобы чего-то добиться. Но делать это нужно там. Российские музыканты не принципиально хуже западных. Ничуть не хуже. Но совместная работа с западными музыкантами должна быть настоящей, правдивой, а не купленной.
Джей-Зи (Jay-Z), например, недавно, отвечая на вопрос, в чем секрет успеха артиста, сказал: "Надо найти свою правду, потому что если ты ее не найдешь, никто тебе не поверит. Публика к таким вещам очень чувствительна".
Я вот нашла в Интернете недавно певицу русского происхождения по имени Кети Манхэттен. Не знаю, известна ли она в России. В общем, она тоже пытается работать с лондонскими продюсерами. Представляет собой некий аналог Бритни Спирс (Britney Spears), но выглядит как девушка, которую не взяли в "Блестящиe". Только представьте, чего бы добился в России артист с именем Катя Мытищи? Впрочем, проблески тоже встречаются, мой друг Саша Пантыкин-младший (Sunny Swan), саунд-продюсер и организатор фестиваля "Невидимая Музыка" показал мне недавно группу Pompeya. Вот они меня очень порадовали.

Звуки.RU: Как ты думаешь, что в тебе понравилось англичанам? И публике, и продюсерам.
Катя: Думаю, вся моя история, моя смелость, наличие таланта (скромно хлопает ресницами). Им понравился мой материал, они увидели в этом некоторый потенциал.

Звуки.RU: И все? Неужели в Англии недостаточно собственных вокалисток с материалом и потенциалом?
Катя: Так материал в итоге все всегда и решает. Конечный продукт. Если есть хорошие песни с интересным содержанием, стройная концепция, то половина дела уже сделана. Остается только донести его до публики. Но чтобы интерес спровоцировать – нужно время. К тому же музыкальный бизнес очень сильно изменился за последние пять лет. Поэтому музыкантам многое приходится делать самим: собирать фан-базу, выступать, продвигать свой продукт. Только потом на помощь придет большой лейбл. Так что мы всем потихоньку занимаемся.

Звуки.RU: Но у тебя уже есть какой-то контракт?
Катя: В данный момент у меня есть контракт только с моим менеджментом - компанией Glasshouse Mamagement. Рекорд-контракта – то есть контракта с лейблом - мы пока еще только добиваемся. Это наша основная цель на ближайшее время. Пока же мы полностью записали шесть треков и сняли одно видео. По большому счету, моя компания будет презентовать проект Katsomic большим лейблам только этой весной. Так что я надеюсь! Правда, даже если нас не подпишет лейбл, ничего страшного не случится. Можно попробовать «инди»-путь, который тоже может привести артиста к успеху. Все равно сейчас везде главное – это живые выступления и шоу. Продажи дисков падают, цифровые закачки полностью контролировать нельзя. Так что основная прибыль – это концерты и гастроли. Сейчас я на них зарабатываю.

Звуки.RU: Если тебе когда-нибудь предлагали русский контракт, может, расскажешь, чем он отличается от английского?
Катя: Не знаю ничего про русские контракты. Тут мне в прошлом году предлагали контракт на 30 000 фунтов, но надо было передать лейблу эксклюзивные права и на мои песни, и на мой проект. Такая, легкая кабала. Если бы это предложение исходило от большой компании типа Sony BMG, я, возможно, и согласилась бы. Но отдавать все права маленькой независимой компании – это карьерный суицид. К тому же, сумма контракта только с первого взгляда кажется внушительной. На самом деле, по английским меркам это очень мало, особенно с учетом расходов.

Звуки.RU: Расскажи, как в твоем проекте разделены творческая и административная часть? Кто отвечает за музыку проекта Katsomic, кто за продвижение? И кто, естественно, за продюсирование, потому что это все очень разные направления работы в западном шоу-бизнесе, насколько я знаю.
Катя: Мой менеджер Кири Кинг – он отвечает за всю административную работу - представлял меня множеству продюсеров, но пока не с кем не сложилось. Пока он искал варианты, я попробовала сама продюсировать свои треки. Позже к работе над материалом подключился мой бойфренд Джейк Фишер (Jake Fisher). Он тоже продюсер. И у нас есть уже один совместный трип-хоповый проект на счету. Называется Supalube. В общем, Джейк задался целью написать для меня хороший материал. В прошлом году мы сделали с ним три песни, включая ту, на которую сделан клипSure Thing (No Such Thing)". На данный момент весь материал для Katsomic написан и спродюсирован мной и Джейком. Мы оба пишем и музыку, и тексты. Джейк иногда мои тексты редактирует, а я высказываю свое мнение насчет звука – такой вот творческий союз. Нам приятно работать вместе, хотя, как мне кажется, это не очень легко: я не очень терпелива и с трудом иду на компромиссы. Так что есть, над чем работать (улыбается).
Важно еще и то, что мы не форсируем свою работу. Да, мы хотели и хотим делать хорошую поп-музыку, но это не выглядело мозговым штурмом: нам надо записаться так-то, взять такие-то аккорды. Прежде чем что-то получилось, я год просидела в студии что-то записывая, что-то создавая, пока не нашла звучание, которое показалось мне интересным. Я бы сказала, что это такой электро-поп с вкраплениями r’n’b и рок-музыки. Мой материал – это 100% мое влияние, потому что здесь никому не интересны "сфабрикованные" артисты. Да, рекорд-компании, конечно, имеют право голоса. Но принципиальное различие между российским шоу-бизнесом и западным состоит в том, что тут компании усиливают то, что придумал сам артист, дают ему возможность развиваться. А в России – ставят условия: будешь выглядеть так-то, петь то-то и т.п. Надеюсь, что со времени моего отъезда ситуация изменилась в лучшую сторону.

Звуки.RU: А вот, что входит в понятие "административная работа", которую делает твой менеджер Кири Кинг?
Катя: Он ведет переговоры с рекорд-компаниями, представляет мои интересы, обсуждает контракты и прочее. Кири, кстати, работал со многими известными британскими ди-джеями и r'n'b-исполнительницей Ms Dinamite.

Звуки.RU: С английской прессой уже доводилось сталкиваться?
Катя: Да пока нет (улыбается).

Звуки.RU: Тогда пожелаем тебе с ней столкнуться. Потому что первые успехи у тебя есть: говорят, ты попала в какой-то рейтинг сотового оператора Vodaphone.
Катя: Да. Каждые три месяца компания Vodaphone совместно с MySpace c помощью приглашенных знаменитостей выбирают новых лучших артистов. В январе Райан Теддер (Ryan Tedder) из OneRepublic отметил мои песни и включил проект Katsomic в пятерку лучших. Сказал, что у меня сильный материал и огромный потенциал. Мне было очень приятно, потому что Райан не только лидер OneRepublic, а еще и довольно известный сонграйтер, который написал для Леоны Льюис (Leona Lewis) песню "Bleeding Love", а для Бейонсе (Beyonce) – "Halo". Поддержка и мнение человека, написавшего такие хиты, это очень здорово не только с человеческой, но и профессиональной точки зрения.

Звуки.RU: Поздравляю, действительно – повод для гордости. А расскажи немного про свое видео "Sure Thing (No Such Thing)". Почему вы выбрали именно эту песню для экранизации? Сколько денег потратили на его создание?
Катя: Я сама выбирала сюжет и концепцию. Сама песня о том, как люди в отношениях рассчитывают на полную гарантию, но сами не хотят брать никаких обязательств на себя. Приходит парень к девушке после вечеринки, рассчитывает на "продолжение", а та ему отказывает, потому что нет любви, нет обязательств – нет "продолжения". Такая простая городская история. Правда, когда я размышляла над видео, я немного поменяла роли: стала главным героем. В окончательном варианте клипа я возвращаюсь домой, думая, что мой бойфренд там с кем-то "веселится". Нам сразу хотелось насытить видеоряд видами города, улиц, метро. Но в итоге все равно получилось менее мрачно, чем я хотела (улыбается).
Ну, а что касается бюджета видео… Если не считать человеческие трудозатраты, ролик обошелся нам в… 15 фунтов – стоимость проезда в лондонском метро для трех человек. Спасибо, конечно, Рику Арженту (Rik Argent), который все это снял и смонтировал. Кстати, Рик тоже работал в Glasshouse Mamagement. Не знаю, как это правильно будет по-русски, но он помогал мне найти мой стиль… Нечто вроде арт-директора.

Звуки.RU: Ты не сказала про причины выбора песни. Мне показалось, что она - очень удобный материал для ремиксов, поэтому вы решили ее сделать "локомотивом".
Катя: Все просто: нам многие люди говорили, что эта песня неплохо запоминается. Свою роль сыграл и тот факт, что на нее можно было снять не просто бюджетное, а еще и "работающее" видео. Что касается диджеев - ты угадал. Это точно есть в наших планах. Мой менеджмент с самого начала хотел сделать ремиксы, чтобы песня попала в клубы. Тут это очень важно.

Звуки.RU: Российский рынок в качестве перспективного направления не рассматриваете?
Катя: Пока нет. Но если мной заинтересуются в России, я с удовольствием приеду и сыграю.

Звуки.RU: Тогда самый любимый вопрос российских журналистов: твои творческие планы?
Катя: Живые выступления, работа на фестивалях. И контракт хочется получить. Конечно, со стороны кажется (и, в общем-то, так и есть), что я прошла очень долгий путь. Но я думаю, что все еще только начинается. Так что – сама с нетерпением жду, что же будет дальше.

09.02.2010, Игорь ЛИСНИК (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.myspace.com/katsomic

KATSOMIC

Дата рождения:

1 января 1985