Прежде, чем укатить в тур по безответно любимой родине, Федор Чистяков отыграл концерт в столице. В субботу клуб "Икра" был укомплектован под завязку. Достаточно было одного беглого взгляда на приклеенный к монитору сетлист, чтобы понять – концерт будет что надо! Играли все хиты, не исключая песню "Человек и кошка", которую Чистяков метко обозвал "народное караоке".
У Чистякова взгляд голливудского актера с рекламного плаката (новый блокбастер "Ондатр"). Он гладко выбрит "и с каждой минутой, похоже, становится все моложе". Уже после первых двух песен ("Ондатр" и "Старый Джон Белл") очевидно: Федор Чистяков находится в прекрасной творческой форме. Чистяков Бэнд сыгран, отрепетировано 17 песен (правда, дадут ему сыграть лишь 16 - как же, ведь время поджимает, хипстерская дискотека должна начаться в полночь). Но это уже больше, чем 13, сыгранные на предыдущем концерте в "Б1". В середине программной песни "Старый Джон Белл" Чистяков вскакивает с места, и кажется - готов пуститься вприсядку, но места на сцене камерного клуба маловато. В этом ондатороподобном монстре "Чистякоff" заключена своеобразная артистичность. Он перевоплощается не в персонажа песни, Федор воплощается в звук своего баяна, он - живая иллюстрация к звуку. Его безумие не внешнее, как у Гарика Сукачева, но внутреннее. Он встает с баяном, чтобы, как кажется, лихо притопнуть, но на самом деле этот отчаянный притоп лишь отражается легкой судорогой на его лице. Ему уже и не нужно танцевать. В этом его выражении лица больше танца, чем в самом танце. Он вскакивает со стула и этим порывом "сейчас как застучу!" воплощает саму идею танца. Его застывшее лицо и взгляд, обращенный к зрителю, пробирают насквозь.
После двух лучших песен постнулевого периода играют "Доктор Хайдер", "Цикорий", "Улица Ленина", "Трамваи", полный набор нулевых хитов из альбома "Песня о безответной любви к родине". И кажется даже: ну что после такого альбомы можно было написать? Какую еще такую, более гениальную музыку? Кто ж спорит – альбом был гениальным. Он был создан в единой музыкальной манере и был идеальным воплощением "Ноля" ранних 90-х. Для нынешнего Чистякова эти песни и этот стиль – всего лишь одна из красок в палитре.
В его звучании сохранилась первозданная свежесть русского рок-н-ролла 80-х и общий музыкальный дух того времени, когда еще непонятно было, кто станет Цоем, кто БГ, кто Науменко. И все рок-герои были подобны лицеистам: неизвестно, кто станет Пушкиным, а кто Дельвигом. Музыкальный процесс месили, как тесто, что-то отрубали, что-то добавляли. И было неизвестно, по какому пути пойдет каждый из рок-героев в частности и вся русская музыка в целом.
И эта первозданность воспроизводится на концерте Чистякова не ностальгически, не спекулятивно, но как современное звучание музыки. С такой аукцЫоновской фри-джазовостью, с таким летовским безумием. И сейчас Чистяков достиг той просветленности в аранжировках, что может использовать и тонко смешивать разные приемы и жанры. Он вышел из рамок своего прежнего стиля "безответной любви к родине", и у него появилась широта и мощь, которая позволяет ему адаптировать любой музыкальный материал. Фольклор, Бах, рок-боевик, детская песенка, эстрадный шлягер – пожалуйста! Все перемалывается, как в мясорубке, и даже детский стишок ("просто приходил Сережка, поиграли мы немножко") превращается в фирменный чистяковский абсурд, "игру в чепуху".
Так он поступает и наследием группы "Ноль". Те же "Трамваи" в их сегодняшнем исполнении – фактически новая песня. Это единственный верный способ обращения с очень старыми песнями, которые просят на каждом концерте, но играть их артисту уже приелось. Такие песни нужно писать наново, что и делает Чистяков. Высший пилотаж в осмыслении своего творчества. В качестве примера просится концерт Земфиры в "Зеленом театре", примечательный именно благодаря совершенно новому звучанию старых песен.
Играют "Когда проснется Бах", песню со сложной судьбой, песню с альбома, так и не принятого костной рок-н-ролльной публикой в 97-ом. Но и эта песня слушается сейчас гармонично. Бах проснулся! Федор Чистяков Бэнд продемонстрировал мощный потенциал, и это не просто вернувшийся на сцену Федя, глядите - жив-живехонек! Это новый большой артист сегодняшнего дня. И то, что биографически он совпадает с персонажем 20 летней давности - это превратности календарей. Меломаны слишком любят прошлое. Но следовало бы чаще заглядывать в будущее. Хотелось бы, чтобы у Федор Чистяков Бэнд появились новые 15-ти летние поклонники, которые брали бы приступом кассы "Лужников", сметали с прилавков каждую новую пластинку и о старых альбомах узнавали бы только благодаря их своевременному переизданию. Кстати, молодых поклонников навалом у таких старых групп, как "Алиса", "АукцЫон", "Аквариум", средняя аудитория которых – школьники старших классов, что никак не отнимает любовь прожженных меломанов, бережно сдувающих пыль с виниловых пластинок.
Итог концерта прост - Федор Чистяков вернулся всерьез и надолго. И теперь это один из немногих наших артистов, на все концерты которого без исключения можно ходить, потому что эта музыка нужна, как воздух.
Дата рождения:
28 декабря 1967
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)