В понедельник в ММДМ состоялась московская премьера нового масштабного проекта Бобби Макферрина (Bobby McFerrin), называющегося "Боббл". Как я уже писал, жанровое определение "опера-импровизация" не должно водить в заблуждение. И к опере, и к импровизации это изумительно шоу имеет такое же отношение, как сцена поединка между Крысиным королем и Щелкунчиком в одноименном балете Чайковского – к реальному мордобою. Конечно, зрители собрались именно на Макферрина, уникального вокалиста, а главное – одного из лучших энтертейнеров нашего времени. И конечно, он уверенной рукой вел за собой всех участников.
Формально новое творение Бобби состоит из трех актов, по три сцены в каждом. И хотя оно было заявлено как интерпретация истории Вавилонской башни, скорее его синопсис можно трактовать как историю искусства пения как такового. В первой сцене первого акта появляется сам Бобби и минут десять импровизирует на разные голоса – прислушиваясь к себе самому, делая паузы, пробуя разные регистры и техники звукоизвлечения. Бобби одет максимально неброско – простые джинсы и серая майка. Но выглядит при этом довольно архаично – седая борода, резко выделяющаяся фоне на темной кожи, заплетенные в дреды черные косички. Очень легко представить себе, что перед нами первобытный человек, впервые пробующий на вкус, что это за штука такая – пение.
Потом на сцены выходят все 17 участников в ярких "этнических" костюмах. Все были хороши, но Пелагея, со своими струящимися волнами русых волос, необычно "взрослым" макияжем, диадемой на голове и в классического покроя платье – просто участница конкурса красоты какая-то! (Капля дегтя: на сцене почему-то не оказалось заявленного в программе Сергея Старостина). Все становятся в кружок, и, на фоне общей ритмической прокачки, начинают по очереди, по указанию Бобби, выдавать небольшие сольные номера – каждый по-своему, от джазового скэта Марины Собяниной до величавого народного пения Тины Кузнецовой и острых африканских ритмов Джоуи Блейка. Все это напоминало деревенский праздник (каким он нам представляется), только дело происходит именно что во "всемирной деревне".
Тут-то и стало ясно, каким образом Бобби Макферрин смог сплотить вокруг себя такую яркую команду. Хороший руководитель творческого коллектива, как известно, может выполнить работу любого своего сотрудника (и этим он отличается от классического менеджера-управленца). Главред журнала – взять интервью, написать заметку, сократить полосу и т.д. Точно так же и Бобби. И с баритоном, и с контртенором ему одинаково легко спеть дуэтом. С джазовой вокалисткой он наперегонки свингует, с рок-певцом – выдает "белый блюз". И все это легко и непринужденно! Неудивительно, что яркие звезды буквально смотрят ему в рот.
Второй акт, по замыслу Бобби – это когда у людей, умеющих петь, появляется соревновательный дух и конкуренция – кто споет круче и заковыристее? И заканчивается этот роскошный "парад суверенитетов" злой и блестящей карикатурой на шоу-биз. Разбившись на четыре группы, участники действа исполняют пародийные номера, в которых легко узнаются основные тенденции мировой попсы – латина, поп-джаз, соул и "девичьи группы" (Гая Арутюнян плюс Марина Собянина плюс Пелагея плюс Нино Катамадзе легко отодвинули бы Spice Girls, если бы захотели! – да и кто бы сомневался). Сам Бобби выступил при этом в амплуа классического крунера с вальяжным баритоном – ему доступно и это.
По сценарию, эта механистическая клишированная попса – нижняя точка деградации дарованного человеку искусства пения. После того, как она заканчивается полной какофонией и деструкцией, певцам надо заново искать свой голос – теперь уже на новом уровне, с поддержкой друг друга (возникают необычнее дуэты и трио) и вообще всех людей. И Бобби спускается в зал, предлагая свой микрофон всем желающим. "Простые зрители" не подкачали: двое выдали (на фоне той же ритмической прокачки) джазовые вокализы, а третья выдала вокализ в русском фольклорном духе – и была встречена теплее всех. На этом единении действо, длившееся чуть меньше чем полтора часа, и закончилось. И надо признать: талант и яркая индивидуальность каждого из участников, чутье "худрука" и поддерживаемая им общая жесточайшая дисциплина вместе дали замечательный результат, который даже как-то неудобно называть "шоу". Породили синергию, как сейчас выражаются.
Сегодня, во вторник, Бобби сотоварищи выстоят, разрушат и реконструируют в Москве Вавилонскую башню еще раз. Кто имеет возможность – не пропустите. Возможно, это необычное шоу, переходящее в обряд и ритуал – одно из первых настоящих шоу XXI века.
Бобби МакФеррин - американский вокалист и дирижёр
Дата рождения:
11 марта 1950
Подробности из жизни:
Бобби МакФеррин (Robert McFerrin, Jr.) - американский вокалист и дирижёр
Жанр - джаз, регги, соул, поп, фри-джаз
Бобби родился в 1950 году в семье оперных певцов Роберта МакФеррина старшего (Robert McFerrin, Sr.), первого афроамериканца, который пел в Метрополитен Опера в Нью-Йорке, и Сары Купер (Sara Cooper). Немудрено, что, будучи воспитан такими родителями, Бобби стал одним из талантливейших вокалистов современности. Его вокальная техника включает в себя навыки быстрого переключения между обычным регистром и фальцетом, он мастер голосовой полифонии и горлового пения, а также использует перкуссионные возможности своего голосового аппарата и тела. Бобби часто поёт а-капелла и записал целый джазовый альбом The Voice (1984), все партии на котором исполнены им самим без сопровождения оркестра и без наложения треков.
Несмотря на достижения Бобби в области джаза, соула, регги и других стилей, самая известная его композиция - Don't Worry, Be Happy - является классикой поп-музыки.…
Woody SHAW (1944)
Lemmy (1945)
Jan AKKERMAN (1946)
Ralph MOORE (1956)
Ricky MARTIN (1971)
Дима БИЛАН (1981)