Она странная и загадочная, эта Инна Желанная. Ее песни обладают мощнейшим энергетическим "зарядом", и когда слышишь их в записи, ощущаешь, как тебя буквально бомбардируют концентрированные чувства-ощущения-ассоциации. В музыке этой энциклопедически образованной певицы встретились и водят церемонные танцы фолк, электроника и джаз, ее вокал богат и точен. Созданный на осове народных песен из разных областей России фольклорный материал Инна обрабатывает, стремясь обнажить его внутренний ритм. И еще одно качество Инны очень импонирует мне как слависту: Желанная поет правильно, не пережимает с интонированием, сохраняет песенную текстуру исходного материала, бережно пестует и баюкает мелодическую канву.
Новый альбом, презентованный публике в минувшую субботу, стал первой студийной работой Желанной с 2005 года. Предыдущий альбом, "Зима" (2008), был концертным и запечатлел состав, который оказался в равной степени и многосторонним, и сбалансированным. За год в составе произошли две важные замены: вместо скрипки Артема Якушенко в группе звучит саксофон Олега Маряхина (Safety Magic, Earl Grey Smokers), а еще в составе сменился барабанщик: за шумы отвечает Вадим Шубин.
Пожалуй, "Кокон" смело можно назвать одним из самых сильных отечественных релизов года: интересный материал, впечатляющая полистилистика, великолепно подобранные инструменты. Тематика песен складывается в картину разных отттенков боли и страдания: боль может быть радостной и глухо-тоскливой, слезы - светлыми и пьяными. От гудящих басом плачей "Горя" и "Колодца" повествование движется к причитающей и путающейся в одежках "Пьяной" и до небесно-магической "Ты река" - а в финале слушателя ожидают сразу два мощных и неожиданных номера: шаманский с варганом "Косец" и женственная тонкая "Манечка"
Как и всегда, когда описываешь world music, здесь лучше не кидаться терминами - получается смешно и неверно. "Вся народная музыка трансовая изначально. Условно наш стиль можно обозначить как ethno-progressive-nature-trance, но я предпочла бы не ставить себя в рамки стилевых определений", - говорит Инна, и в ее словах слово "транс" имеет тот самый "исконный" шаманский смысл.
Но в который раз, попадая на концерт Инны, я ловлю себя на мысли: если бы сейчас перед зрителями завели ее голос в записи, люди в зале уже танцевали бы: ведь танец - это и есть самое яркое и естественное выражение транса. Однако "живьем" что-то не складывается. Публика, видимо, и сама не понимает, что ее сдерживает: голос ли, взгляд ли. Просто переминается с ноги на ногу и топчется перед сценой, словно ярмарочный медведь. А Инна поощряет топчущихся: "Интересно наблюдать, как вы двигаетесь - все в своих атмосферах".
Почему же это происходит?
В тот момент, когда Инна выходит к микрофону, сразу становится очевидно, что она поет "в себя". В зал певица выдает чистейший звук, а эмоции оставляет где-то внутри. Ее облик, в сущности, не противоречит образам, о которых идет речь в песнях: это человек, закрывшийся в состоянии горя и скорби. Пара тематических отступлений - "Сама садик я садила" и "Ная Ная" - лишь подчеркивает правило.
А на сцене в этот момент происходит щедрый весенний разлив звуков, и концертная версия дает больше "воздуха" - что достигается обильным использованием эха и бэк-сэмплов. Масленичную песню с зудящими нойзовыми клавишными и гитарой сменяет восточный "орнамент" с кастаньетами, совершенно космическим саксофоном, птичьими трелями и муфтием на минарете. Красивая гитара и задушевный баритон-сакс рассказывают каждый свою сказку. У каждого из инструментов в составе есть свой эмоциональный посыл - но не у главного. Не у вокала.
Самое простое объяснение, которое можно предложить происходящему - может быть, Инна не "проживает" того, о чем поет? Скупость на эмоции - зачастую следствие того, что исполнитель не сделал песню "своей". Как безупречный академист, Желанная зафиксировала образ, который несет песня, и придерживается его. Наружу при этом тщательно выдается именно та часть информации, которая является предметом академического собирательства певицы - звуковая. Но ведь человек составляет свое впечатлене об окружающем мире преимущественно на основе визуального ряда (как утверждают исследователи, почти на 85% наше восприятие формирует зрение). Поэтому расхождение между образом, который мы выстраиваем, слыша песню в записи, и отстраненной, спокойной фигурой на сцене, очень разительно. Разумеется, это сказывается на восприятии песни: слушая запись, мы имеем возможность достроить образ в воображении, а на концерте фантазию "забивает" статичная картинка.
Однако ошибкой было бы считать, что Инне Желанной вообще не свойственны сильные эмоции, и я категорически не согласна с мнением коллеги, который после концерта брюзжал, что Инне надо сменить фамилию на "Холодная". Дело вовсе не в этом.
Там, где народная песня предполагает монотонное пение на одной ноте (особенно хорошо это проявляется в колыбельных "Пьяная" и "У кота") - Инна всегда рада случаю подчеркнуть эту монотонность: она кладет на фон тяжелый бас, а клавишные тем временем создают тревожный, дрожащий нойзовый фон. Начиная очередную композицию, Инна отходит вглубь сцены; певица часто погружена в себя, она крайне скупа на движения - но она искренне радуется, когда песня "получилась". Дело не в недостатке динамики - ведь никакие танцы и видео на заднем плане не изменят общего впечатления от ее выступления. Концерт "делает" Желанная, и она делает его именно так, как считает нужным. Да и название программы - "Кокон" - прямо указывает на то, что эта "закрытость"носит просчитанный характер.
Желанная - одна из самых упорных и последовательных интровертов на нашей сцене, и она сознательно культивирует в себе эту интровертность и отстраненность. Очень четкий, ясный звук, выстроенный Владимиром Губатовым, лишь подчеркивает кристальную холодность, о которую разбиваются инструментальные партии.
Субботняя презентация новой программы Инны Желанной стала для меня открытием: даже самые умные и чуткие люди склонны идти в своих заблуждениях до последнего. В этом смысле сильные стороны записи стали самыми слабыми сторонами концерта-презентации.
Тот редкий случай, когда можно рекомендовать новый альбом словами: "в записи - гораздо лучше!".
Состав группы Инны Желанной:
Инна Желанная - вокал
Олег Маряхин (Safety Magic, Earl Grey Smokers) саксофон, баритон-сакс
Аркадий Марто - клавишные
Сергей Калачёв ("Гребстель") - бас
Вадим Шубин - ударные
Инна Желанная родилась 20 февраля 1965 года. Её детство прошло в городе Зеленограде, где она училась в музыкальной школе и пела в хоре, которым руководила мама Инны Алла...
Дата рождения:
20 февраля 1965
Подробности из жизни:
Инна Желанная родилась 20 февраля 1965 года. Её детство прошло в
городе Зеленограде, где она училась в музыкальной школе и пела в
хоре, которым руководила мама Инны Алла Иосифовна.
Окончив школу, Желанная поступила в элистинское музыкальное училище,
после чего продолжила свое образование уже в Москве. Параллельно с
занятиями на кафедре вокала певица начала знакомиться с рок-
музыкой, вдохновившей её на создание собственных песен.
В 1985 году вместе с Эдуардом Вохмяниным она организует
ансамбль "Фокус" и, после серии успешных концертов, принимает
решение о создании собственного коллектива. Таким образом, в 87-ом
возникла команда "М-Депо".
В 89-ом году певица начинает выступать в составе группы
"Альянс". В это же самое время
Сергей Старостин знакомит Желанную с
богатой культурой фольклора. В результате музыка "Альянса"
обогатилась этническими мотивами, а…
1948 – Родился Герман Раребелл, барабанщик группы Scorpions »»
1962 – Родился Кирк Хэммет - "молодой" гитарист Metallica. Кирк известен своими техничными соло, признанными во всем мире: "Master of Puppets", "One", "Fade To Black" и др. Также является автором многих узнаваемых риффов из творчества группы »»
1967 – Вышел первый номер журнала Rolling Stone. На момент выхода первого номера издание было 8-полосной газетой, издаваемой Янном Уэннером (в настоящее время - по-прежнему издатель журнала) и музыкальным критиком Ральфом Глисоном. Сейчас издается в 16 странах »»
2002 – Решением ученого совета Университета Хэртфордшира Брайану Мэю (Queen) присудили степень доктора астрономии »»
Sheila JORDAN (1928)
Melvin LASTIE (1930)
Don CHERRY (1936)
John MCFEE (1953)
Cindy BLACKMAN (1959)
Kim WILDE (1960)
Kirk HAMMETT (1962)
Antoine CLAMARAN (1964)
Paul BOWLES (1999)