Малколм МакЛарен (Malcolm McLaren) личность крайне противоречивая, оттого многие его прямо-таки ненавидят. "Он убил панк!",- сказал мне как-то один британский меломан. Такой цели у рыжеволосого циника и сноба явно не было, как не было ее и когда он занимался популяризацией жанра - он просто художественно выражал себя. А искусство, как известно, требует жертв... в том числе и человеческих. Другое дело, что какую бы провокацию Малколм не устраивал, он никогда не делал это исключительно ради эпатажа: каждая его акция была действием осмысленным и переживаемым. Малколм всегда был прежде всего художником - о чем он рассказывает Звукам.Ru, сидя в своей парижской студии.
МакЛарен - Главная идея моего нового проекта заключается в том, что я вернулся к тому, с чего начал 25 лет назад. В 60-е годы я был художником, о чём многие люди, к сожалению, не знают. И я всегда им оставался, даже когда занимался музыкой, кино или модой. В последние годы меня много раз просили создать именно художественное произведение, и теперь я сделал такую работу для себя.
Звуки.Ru - Почему Вы назвали эту экспозицию "Shallow" (Поверхностный – пер.)?
МакЛарен - Я представляю серию музыкальных портретов. 21 поверхностный портрет людей, которые думают, мечтают, ждут или готовятся к сексу. Когда люди говорят о поп-культуре, они часто отмечают её поверхностность. А для меня секс всегда был неотъемлемой составляющей рок- и поп-музыки.
Звуки.Ru - Какую музыку Вы использовали для озвучивания своих портретов?
МакЛарен - Всю, что была популярной за последние 50 лет, я использовал огромное разнообразие песен и отрывков из них. Я сделал свой собственный эмоциональный и субъективный портрет поп-культуры. Этот проект очень важен для меня. Я надеюсь, что в Москве смогу поговорить со всеми, кого заинтересует эта экспозиция, сразу после перформанса, а потом в течение часа буду крутить музыку. Будет такая небольшая вечеринка.
Звуки.Ru - Одна из сквозных тем всех Ваших проектов – свобода…
МакЛарен - Совершенно верно. Это то, чего бы я больше всего хотел достичь в своей жизни.
Звуки.Ru - Идея свободы – это одно, свобода в реальной жизни – совсем другое. Она недостижима.
МакЛарен - Да, это так.
Звуки.Ru - Вам не кажется, что среди художников понятие свободы зачастую тождественно понятию эпатажа?
МакЛарен - Я не могу сказать за других, могу только за себя: что бы ни делал художник, музыкант или режиссёр, в конечном итоге его работа будет о нём самом. Любой проект – это в той или иной степени автопортрет. Даже если вы пишите, к примеру, песню о ком-то другом, обычно она на самом деле - о вас. Это разновидность диалога с самим собой, способ ужиться со своей натурой. Автопортрет – это способ приблизиться к тому, во что верит его создатель. В сущности, именно этим и занимаются люди искусства. Это далеко не всегда получается, и ещё реже получает признание. Не такая уж лёгкая работёнка, да? Но когда работу принимает публика, это даёт силы идти дальше.
Мой собственный путь давался мне очень трудно. После того, как я закончил школу искусств, я решил окунуться в реальную жизнь и попробовать разные способы самовыражения. Мне больше нравилась идея общения и взаимодействия с людьми, нежели добровольное затворничество в студии. Я хотел попробовать себя в разных видах искусства, тем более, что в европейской традиции они часто идут рука об руку. Всё, что называют инсталляцией или хэппенингом – это несколько видов искусств, слитых воедино. Всё теперь завязано на визуальном компоненте. Меня это так вдохновляло, что, должно быть, стало причиной того, что мода и музыка стали для меня сопоставимыми величинами. Я изучал эти области, прочувствовал их и сумел соединить. Мне всегда было интересно, как выглядит музыка и как звучит мода. Это и дало толчок тому дикому безумию, которое пресса приписала панку. Они забыли о том, что я художник – вероятно, я был недостаточно странен или скрытен для этого. Тем не менее, я оставался художником на протяжении последних 30 лет.
Звуки.Ru - В чём состоит функция искусства для людей, с этим миром не связанных?
МакЛарен - В том, чтобы вывести их за рамки устоявшегося восприятия действительности, дать им возможность по-новому взглянуть на привычные вещи. В частности, я говорю об умении увидеть красивое в том, что считается уродливым, истинное в фальшивом. Искусство возрождает к жизни банальные явления и делает их экстраординарными. Иногда искусство меняет саму жизнь, поскольку оно меняет культуру, а значит, то, как люди смотрят на мир. Подобная миссия подвластна только истинным гениям, только они могут создать идеалы, к которым мы стремимся. Изменение культуры знаменует собой переход от одной эры к другой. Мы никогда не узнаем почему, но люди художественного склада часто чувствуют эти перемены и умеют отображать изменения в общественном сознании. Наконец, искусство привносит в жизнь красоту, которая необходима каждому, и даёт возможность эмоционально и интеллектуально приблизиться к нематериальным аспектам мира.
Malcolm McLaren
Shallow: A Series Of Musical Paintings
19 ноября
Бар-ресторан Луч
Дата рождения:
22 января 1946
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)