История Pink Floyd, одной из величайших рок-групп в истории, окончилась 15 сентября 2008 года со смертью клавишника группы Ричарда Райта (Richard Wright). Однако интерес к наследию ансамбля велик и по сей день. Причем настолько, что в канун Дня Всех Святых сразу в трех городах Европы прошли посвященные команде мемориальные концерты.
...30 ноября 1979 года Pink Floyd выпустили свой легендарный "двойник" "The Wall" - по сути рок-оперу, хотя официально это произведение и не было так названо. В связи со сложностью и большой стоимостью постановки, сценическая версия "The Wall" представлялась публике самими Pink Floyd лишь несколько раз: в Нью-Йорке и Лос-Анжелесе в феврале 1980 года, в Лондоне в августе 1980 года и в Дортмунде в феврале 1981 года. На очереди были Италия и Япония, однако с некоторым опозданием группу догнало обвинение в "неактуальности и немодности" их работы. Шутка ли - индустрия развлечений уже вложила бешеные бабки в "новую волну", а эти реликты хипповского рока снова взгромоздились на вершину хит-парада! Причем в Новом Свете чарты сдались на милость Pink Floyd куда быстрее и легче, чем на родине. А успех в бывшей колонии всегда был для английских рокеров больным местом. На группу накинулись критиканы: "Ваш спектакль "The Wall" - фантастически скучное зрелище..."
Тем не менее в июне 1981 года в Лондоне вновь были проведены концерты с целью организации киносъемок. Увы, видеоверсия оригинальной постановки до сих пор не выпущена официально. Можно лишь услышать саундтрек, выпущенный в 2000 году альбомом "Is There Anybody Out There? The Wall Live 1980-1981".
В 1990 году бывший басист группы Роджер Уотерс (Roger Waters) еще раз организовал шоу "The Wall" - на этот раз в Берлине, с привлечением целого созвездия музыкантов экстра-класса. Запись этого концерта ныне доступна и в аудио- и в видеоверсиях, хотя у многих приверженцев классической киноверсии Алана Паркера до сих пор рябит в глазах от обилия действующих лиц и исполнителей. Попытка Уотерса превратить постановку в настоящую рок-оперу почему-то дала на выходе all-stars-капустник с мегаломанскими замашками.
Интересно, что аналогичное по масштабу и степени осмысленности "сошествие звезд" состоялось в 2005 году на мемориальном альбоме "Back Against The Wall" вовсе без участия Уотерса. Исполняется новая версия рок-оперы неплохо. Однако от оригинала ее отличают лишь реактивный бас Гленна Хьюза (Glenn Hughes, он же поет в "Young Lust"), флейта ("Is There Anybody Out There?") и вокал ("The Thin Ice") Яна Андерсона (Ian Anderson), а также великолепный лицедей Малькольм МакДауэлл (Malcolm McDowell) в роли судьи ("The Trial"). Голоса остальных теряются в общем хоре.
В 1994 году Роджер объявил, что перепишет сценарий "The Wall" в виде мюзикла. Этот проект (как, кстати, и многие другие перспективные планы Уотерса) еще долго оставался бы неосуществленным, если бы не участие энтузиастов. Чешский продюсер, поэт, певец, аранжировщик и бас-гитарист Филип Бенешовски (Filip Benesovsky) собрал группу единомышленников и в 2004-м организовал несколько постановок "The Wall" в разных городах Чехии. А 31 октября 2009 года в пражском зале "O2 Arena" состоялась полноформатная постановка рок-оперы с участием оркестра и хора, использованием видеопроекций, квадрофонического звука и оригинальных декораций (http://www.thewall2009.cz).
Не столь масштабные, но тем не менее, небезынтересные шоу прошли в это же время и на нашей земле. Сразу два вечера, 31 октября и 1 ноября, в петроградском "Jagger Club" выступала супергруппа Saint-Petersburg Pink Floyd Show. Причем во второй вечер к шоу подключились No Crust + Sunrise Sunset Project, вспомнившие песни незаслуженно забытого всеми, включая даже самих Pink Floyd, период становления группы 1967 - 1972 годов. А добрых полсцены заняла копия знаменитой надувной свиньи из шоу "Animals".
Ещё один концерт прошел в Москве в стенах относительно нового клуба "Только Хорошие Известия". Строго говоря, это не первая акция такого рода на московской земле. Однако все предыдущие отличались крайне сомнительным выбором мест для выступления и не слишком убедительным исполнительским уровнем выступающих. Но 31 октября у московских энтузиастов все наконец-то получилось как надо.
Первыми выступили приверженцы олдскульного арт-рока Quorum. Группа порадовала правильным подходом к подбору кавер-версий. Выбор таких песен, как "Dogs" или "Let There Be More Light", банальным не назовёшь, и это хорошо. Если уж брать для исполнения чужую песню - то такую, которая в оригинальной версии хитом не была, да и мало кем исполнялась в принципе. "Let There Be More Light" в версии Quorum вообще на мой взгляд затмила оригинал - такого угара, который начался под конец, в 1968 году не слышали, должно быть, ни "Marquee", ни "UFO". Промеж классики группа разместила пару-тройку своих сочинений, и внимания публики не утеряла. А это главное.
P.U.L.S.E., кавер-группа, специализирующаяся на хитах Pink Floyd, сыграли неплохо. Но и только-то. Казалось бы, у команды есть всё, что должно быть - два гитариста, владеющих характерным гилморовским слайдом (а один из них - ещё и "надтреснутой" уотерсовской манерой пения), басистка в дреддах, сразившая всех убойным негритянским вокализом в "Great Gig In The Sky", даже женский вокальный квартет на подпевках... И тем не менее добрые пол-отделения команда (по моим ощущениям) балансировала на грани обвала. Бог и дьявол кроются в мелочах, и чем больше внимание музыканта к этим мелочам - тем гуще атмосфера, которую надлежит воссоздать. Когда во вступлении к той же "Great Gig..." басистка и гитарист произносили знаменитые фразы из вступления к студийному оригиналу, когда в "High Hopes" в зал выпускались белые шары с монограммой Pink Floyd из финала знаменитого видеоклипа, когда "Time" хитроумно начиналась с боя кремлёвских курантов - атмосфера сгущалась до самозарождения электрических разрядов. А вот "Another Brick In The Wall", "Young Lust" или "Mother", сыгранные в упрощении относительно студийных версий, но почему-то без оглядки на концертный опыт (а ведь именно там - все ответы на вопросы, бери и пользуйся), то и дело грозили явить тот образчик "мечты бескрылой приземлённой", что годится лишь на набивку чучела. Впрочем, судя по позитивным моментам, у команды есть все шансы "копнуть глубже" и равномерно насытить атмосферу своих выступлений теми "флюидами", без которых немыслимы оригинальные песни.
В третьем отделении порадовали Eternal Wanderers. Группа с ходу обрушила на зал "On The Turning Away" - похоже, впервые с 1999 года довелось услышать эту песню в их исполнении. А ведь я был ещё на самых первых концертах группы (тогда ещё дуэта) десять лет назад, когда Татьяна и Елена Каневские (гитара и клавишные соответственно), раз за разом выходя на грошовые сцены клуба "Форпост", театра "Грани" и кабака "Рамзес" под скептическое хмыканье аудитории, сперва раз за разом завоёвывали публику своими собственными песнями. А потом производили контрольный выстрел этим кавером. Замечу, ещё не имея "в тылах" живой ритм-секции! Без перерыва - "One Of These Days". Звездой этого номера
стал Дмитрий Штатнов со своим безумным соло на пятиструнном басу и свирепым воплем "One of these days i'm going to cut you into little pieces!!!" перед выходом в кульминацию. Как и Quorum, "вечные странники" включили в сет и собственные сочинения - и нельзя сказать, чтобы они были там лишними.
Масштабная композиция "Too Close To Heavens" с перекличкой акустических и электрических гитар, слайдом и электронным смычком, электронными ветрами, грохотом горных обвалов и прекрасными распевками (хор на подпевках группе не нужен) - песня вполне в традициях жанра. А завершился вечер грандиозной версией "Comfortably Numb" с вытащенным на сцену для пущего угара поющим гитаристом P.U.L.S.E.
В целом праздник удался. Хотя между живыми выступлениями можно было бы крутить "фоном" не какую-нибудь случайную музыку, а непосредственно песни героев вечера. Или, что еще интереснее, уже записанные и изданные кавер-версии - тот же "Back Against The Wall" или даже акустический "Bluegrass Tribute". Да и видеоэкран клубу бы не помешал.
Я не случайно уделил московскому концерту столько внимания. Сыграть один в один, или "творчески переработать" произведение 30-летней давности - затея неплохая и по-своему забавная, однако ничего по-настоящему выдающегося в ней, в сущности, нет. Перефразируя основоположника космонавтики К. Э. Циолковского, Pink Floyd - колыбель прогрессивного рока, но нельзя вечно жить в колыбели. Куда интереснее и почетнее (хотя, разумеется, и сложнее), основываясь на опыте учителей, сделать качественный шаг вперед. К счастью, музыканты, способные сделать такой шаг, на нашей земле имеются. И это здорово.
Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Подробности из жизни:
Pink Floyd - английская рок-группа
Жанр - арт-рок, психоделический рок, прогрессивный рок
Состав:
Сид Барретт (Syd Barrett) - вокал, соло-гитара (участник группы с 1965 по 1968)
Дэвид Гилмор (David Gilmour) - вокал, соло-гитара, бас-гитара, эффекты
Ник Мэйсон (Nick Mason) - ударные, перкуссия
Роджер Уотерс (Roger Waters) - бас-гитара, вокал, гитары, перкуссия
Ричард Райт (Richard Wright) - клавиши, орган, фортепиано, меллотрон, бэк-вокал
Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Кембриджские студенты Сид (настоящее имя Роджер Кит) Баррет (Syd Barrett) и Девид Гилмор (David Gilmour) в середине 60-х путешествовали по Франции, как уличные музыканты.…
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)