PINK FLOYD  Психоделический Halloween

Интерес к наследию Pink Floyd велик и по сей день. Причем настолько, что в канун Дня Всех Святых сразу в трех городах Европы прошли посвященные группе мемориальные концерты. Но сыграть один в один, или "творчески переработать" произведение 30-летней давности - затея неплохая и по-своему забавная, однако ничего по-настоящему выдающегося в ней, в сущности, нет. Куда интереснее, основываясь на опыте учителей, сделать качественный шаг вперед. К счастью, музыканты, способные его сделать, на нашей земле имеются...

История Pink Floyd, одной из величайших рок-групп в истории, окончилась 15 сентября 2008 года со смертью клавишника группы Ричарда Райта (Richard Wright). Однако интерес к наследию ансамбля велик и по сей день. Причем настолько, что в канун Дня Всех Святых сразу в трех городах Европы прошли посвященные команде мемориальные концерты.

...30 ноября 1979 года Pink Floyd выпустили свой легендарный "двойник" "The Wall" - по сути рок-оперу, хотя официально это произведение и не было так названо. В связи со сложностью и большой стоимостью постановки, сценическая версия "The Wall" представлялась публике самими Pink Floyd лишь несколько раз: в Нью-Йорке и Лос-Анжелесе в феврале 1980 года, в Лондоне в августе 1980 года и в Дортмунде в феврале 1981 года. На очереди были Италия и Япония, однако с некоторым опозданием группу догнало обвинение в "неактуальности и немодности" их работы. Шутка ли - индустрия развлечений уже вложила бешеные бабки в "новую волну", а эти реликты хипповского рока снова взгромоздились на вершину хит-парада! Причем в Новом Свете чарты сдались на милость Pink Floyd куда быстрее и легче, чем на родине. А успех в бывшей колонии всегда был для английских рокеров больным местом. На группу накинулись критиканы: "Ваш спектакль "The Wall" - фантастически скучное зрелище..."

Тем не менее в июне 1981 года в Лондоне вновь были проведены концерты с целью организации киносъемок. Увы, видеоверсия оригинальной постановки до сих пор не выпущена официально. Можно лишь услышать саундтрек, выпущенный в 2000 году альбомом "Is There Anybody Out There? The Wall Live 1980-1981".

В 1990 году бывший басист группы Роджер Уотерс (Roger Waters) еще раз организовал шоу "The Wall" - на этот раз в Берлине, с привлечением целого созвездия музыкантов экстра-класса. Запись этого концерта ныне доступна и в аудио- и в видеоверсиях, хотя у многих приверженцев классической киноверсии Алана Паркера до сих пор рябит в глазах от обилия действующих лиц и исполнителей. Попытка Уотерса превратить постановку в настоящую рок-оперу почему-то дала на выходе all-stars-капустник с мегаломанскими замашками.

Интересно, что аналогичное по масштабу и степени осмысленности "сошествие звезд" состоялось в 2005 году на мемориальном альбоме "Back Against The Wall" вовсе без участия Уотерса. Исполняется новая версия рок-оперы неплохо. Однако от оригинала ее отличают лишь реактивный бас Гленна Хьюза (Glenn Hughes, он же поет в "Young Lust"), флейта ("Is There Anybody Out There?") и вокал ("The Thin Ice") Яна Андерсона (Ian Anderson), а также великолепный лицедей Малькольм МакДауэлл (Malcolm McDowell) в роли судьи ("The Trial"). Голоса остальных теряются в общем хоре.

В 1994 году Роджер объявил, что перепишет сценарий "The Wall" в виде мюзикла. Этот проект (как, кстати, и многие другие перспективные планы Уотерса) еще долго оставался бы неосуществленным, если бы не участие энтузиастов. Чешский продюсер, поэт, певец, аранжировщик и бас-гитарист Филип Бенешовски (Filip Benesovsky) собрал группу единомышленников и в 2004-м организовал несколько постановок "The Wall" в разных городах Чехии. А 31 октября 2009 года в пражском зале "O2 Arena" состоялась полноформатная постановка рок-оперы с участием оркестра и хора, использованием видеопроекций, квадрофонического звука и оригинальных декораций (http://www.thewall2009.cz).

Не столь масштабные, но тем не менее, небезынтересные шоу прошли в это же время и на нашей земле. Сразу два вечера, 31 октября и 1 ноября, в петроградском "Jagger Club" выступала супергруппа Saint-Petersburg Pink Floyd Show. Причем во второй вечер к шоу подключились No Crust + Sunrise Sunset Project, вспомнившие песни незаслуженно забытого всеми, включая даже самих Pink Floyd, период становления группы 1967 - 1972 годов. А добрых полсцены заняла копия знаменитой надувной свиньи из шоу "Animals".

Ещё один концерт прошел в Москве в стенах относительно нового клуба "Только Хорошие Известия". Строго говоря, это не первая акция такого рода на московской земле. Однако все предыдущие отличались крайне сомнительным выбором мест для выступления и не слишком убедительным исполнительским уровнем выступающих. Но 31 октября у московских энтузиастов все наконец-то получилось как надо.

Первыми выступили приверженцы олдскульного арт-рока Quorum. Группа порадовала правильным подходом к подбору кавер-версий. Выбор таких песен, как "Dogs" или "Let There Be More Light", банальным не назовёшь, и это хорошо. Если уж брать для исполнения чужую песню - то такую, которая в оригинальной версии хитом не была, да и мало кем исполнялась в принципе. "Let There Be More Light" в версии Quorum вообще на мой взгляд затмила оригинал - такого угара, который начался под конец, в 1968 году не слышали, должно быть, ни "Marquee", ни "UFO". Промеж классики группа разместила пару-тройку своих сочинений, и внимания публики не утеряла. А это главное.

P.U.L.S.E., кавер-группа, специализирующаяся на хитах Pink Floyd, сыграли неплохо. Но и только-то. Казалось бы, у команды есть всё, что должно быть - два гитариста, владеющих характерным гилморовским слайдом (а один из них - ещё и "надтреснутой" уотерсовской манерой пения), басистка в дреддах, сразившая всех убойным негритянским вокализом в "Great Gig In The Sky", даже женский вокальный квартет на подпевках... И тем не менее добрые пол-отделения команда (по моим ощущениям) балансировала на грани обвала. Бог и дьявол кроются в мелочах, и чем больше внимание музыканта к этим мелочам - тем гуще атмосфера, которую надлежит воссоздать. Когда во вступлении к той же "Great Gig..." басистка и гитарист произносили знаменитые фразы из вступления к студийному оригиналу, когда в "High Hopes" в зал выпускались белые шары с монограммой Pink Floyd из финала знаменитого видеоклипа, когда "Time" хитроумно начиналась с боя кремлёвских курантов - атмосфера сгущалась до самозарождения электрических разрядов. А вот "Another Brick In The Wall", "Young Lust" или "Mother", сыгранные в упрощении относительно студийных версий, но почему-то без оглядки на концертный опыт (а ведь именно там - все ответы на вопросы, бери и пользуйся), то и дело грозили явить тот образчик "мечты бескрылой приземлённой", что годится лишь на набивку чучела. Впрочем, судя по позитивным моментам, у команды есть все шансы "копнуть глубже" и равномерно насытить атмосферу своих выступлений теми "флюидами", без которых немыслимы оригинальные песни.

В третьем отделении порадовали Eternal Wanderers. Группа с ходу обрушила на зал "On The Turning Away" - похоже, впервые с 1999 года довелось услышать эту песню в их исполнении. А ведь я был ещё на самых первых концертах группы (тогда ещё дуэта) десять лет назад, когда Татьяна и Елена Каневские (гитара и клавишные соответственно), раз за разом выходя на грошовые сцены клуба "Форпост", театра "Грани" и кабака "Рамзес" под скептическое хмыканье аудитории, сперва раз за разом завоёвывали публику своими собственными песнями. А потом производили контрольный выстрел этим кавером. Замечу, ещё не имея "в тылах" живой ритм-секции! Без перерыва - "One Of These Days". Звездой этого номера стал Дмитрий Штатнов со своим безумным соло на пятиструнном басу и свирепым воплем "One of these days i'm going to cut you into little pieces!!!" перед выходом в кульминацию. Как и Quorum, "вечные странники" включили в сет и собственные сочинения - и нельзя сказать, чтобы они были там лишними.
Масштабная композиция "Too Close To Heavens" с перекличкой акустических и электрических гитар, слайдом и электронным смычком, электронными ветрами, грохотом горных обвалов и прекрасными распевками (хор на подпевках группе не нужен) - песня вполне в традициях жанра. А завершился вечер грандиозной версией "Comfortably Numb" с вытащенным на сцену для пущего угара поющим гитаристом P.U.L.S.E.

В целом праздник удался. Хотя между живыми выступлениями можно было бы крутить "фоном" не какую-нибудь случайную музыку, а непосредственно песни героев вечера. Или, что еще интереснее, уже записанные и изданные кавер-версии - тот же "Back Against The Wall" или даже акустический "Bluegrass Tribute". Да и видеоэкран клубу бы не помешал.

Я не случайно уделил московскому концерту столько внимания. Сыграть один в один, или "творчески переработать" произведение 30-летней давности - затея неплохая и по-своему забавная, однако ничего по-настоящему выдающегося в ней, в сущности, нет. Перефразируя основоположника космонавтики К. Э. Циолковского, Pink Floyd - колыбель прогрессивного рока, но нельзя вечно жить в колыбели. Куда интереснее и почетнее (хотя, разумеется, и сложнее), основываясь на опыте учителей, сделать качественный шаг вперед. К счастью, музыканты, способные сделать такой шаг, на нашей земле имеются. И это здорово.

02.11.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

PINK FLOYD - свежие публикации:

Сайт: www.pinkfloyd.com

PINK FLOYD

Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...

Подробности из жизни:

Pink Floyd - английская рок-группа
Жанр - арт-рок, психоделический рок, прогрессивный рок

Состав:

Сид Барретт (Syd Barrett) - вокал, соло-гитара (участник группы с 1965 по 1968)
Дэвид Гилмор (David Gilmour) - вокал, соло-гитара, бас-гитара, эффекты
Ник Мэйсон (Nick Mason) - ударные, перкуссия
Роджер Уотерс (Roger Waters) - бас-гитара, вокал, гитары, перкуссия
Ричард Райт (Richard Wright) - клавиши, орган, фортепиано, меллотрон, бэк-вокал

Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Кембриджские студенты Сид (настоящее имя Роджер Кит) Баррет (Syd Barrett) и Девид Гилмор (David Gilmour) в середине 60-х путешествовали по Франции, как уличные музыканты.…

Далее... →