Главным провалом организации пятого РАМПа стал выбор площадки. Из исторической родины, "Лужников", церемония была перенесена в куда менее вместительный клуб "Б1 Maximum". Можно долго гадать, почему и зачем, но что сделано, то сделано. Помятуя о том, какой ажиотаж вызвал приезд Franz Ferdinand четыре года назад, можно было предположить, что "Б1" банально не сможет вместить всех желающих прийти на их концерт теперь. Так и получилось: в зал, рассчитанный на 3,5 тысячи человек, набилось по грубым прикидкам тысяч пять. Присказка "в тесноте да не в обиде" в таких случаях согревает мало. Вы умеете уменьшаться в объеме в 1,42 раза? Я плоховато. А две девушки, ближе к финалу потерявшие сознание (и это только те случаи, которые видел я - к счастью, обеих удалось быстро эвакуировать из толпы), умеют, похоже, еще хуже. Справедливости ради стоит отметить, что толпа могла бы организоваться сама, но сработал синдром езды в общественном транспорте: толкучка у дверей, пустоты в середине салона. Стоит напомнить старую мудрость, которую часто пишут на билетах, но редко читают те, кто их покупает: "Посещение концерта является риском, который принимает на себя владелец билета". И все же, зная, какой "наплыв" зрителей может случиться, зачем создавать этот риск априори?
Ложку дегтя в бочку с дегтем добавила традиционно неоднозначная акустика "Б1", в котором, по-хорошему, на входе должны выдавать учебники волновой физики, потому как в зале действительно есть множество точек, где (вне зависимости от усилий звукорежиссеров) не слышно ни-че-го. Их можно избегать, но не тогда, когда в зале такая плотность человеческих тел.
Сама премия год от года прогрессирует, что не может не радовать. Организаторы усвоили нехитрую истину, состоящую в том, что оглашение имен победителей лучше не растягивать длинными преамбулами и КВН-овскими номерами, и динамика шоу сразу же улучшилась. Увы, обнаружилась другая крайность. Вручение премии, даже если это профессиональная премия среди старателей с реки Юкон, должно иметь хоть какой-нибудь оттенок торжественности. "Нагнать пафоса" виджеям канала A-One изредка удавалось, но даже заготовленные шутки (не говоря уже об обязательной рекламе) произносились с таким выражением, будто ведущим не терпелось покончить с этим, как с какой-нибудь малоприятной медицинской процедурой. Черт возьми, ребята, эта же ваша премия, зачем превращать ее в скучную формальность?
Редакции Звуков удалось угадать примерно половину победителей. Альбомом года была названа пластинка "Мир" Lumen, а "International Act года" взяли The Prodigy (таким образом правы оказались мои коллеги, а не я). В двух номинациях первое место было распилено между двумя фаворитами: "Открытиями года" стали и Louna, и Фруктовый кефир (за Narkotiki в этот момент вступились зрители - для "открываемой" группы это, пожалуй, куда более весомая награда), а в хип-хоп-номинации "Urbana" равноценные статуэтки получили Каста и Гуф. Noize MC пролетел мимо "Клипа" и "Хита года" (в втором случае победили Amatory), но без "ордена" не остался, унеся с РАМПа приз "Респект RUнета". По большому счету, ошиблись мы только в отношении группы Ляпис Трубецкой, но это тот случай, когда ошибиться приятно. Уж если кто в отчетном году и, пардон, напахал на звание "Группы года", то именно они, а их "Огоньки", признанные "Клипом года", действительно классное видео. Виртуальная премия за лучший победный спич тоже достается белорусам. "Этот парень будет рассказывать внукам об этом историческом моменте", - заявил Сергей Михалок, получая статуэтку из рук Алекса Капраноса (Alex Kapranos). Остается добавить, что "Underground Act" ушел владивостокским новичкам Mari! Mari!, а "Концертом года" стал антивоенный "Не стреляй!" ДДТ.
Концертная программа в целом не подкачала, и даже изначальный скепсис, вызванный приглашением симфонического оркестра "Глобалис", показался надуманным. Лишним в компании выступавших был разве что Yoav. За год это уже пятый музыкант с луп-станцией, которого мне довелось видеть, и если составить какой-нибудь рейтинг луперов, южноафриканский интеллигент займет в нем последнее место. Он здорово владеет инструментом, но такое можно сказать о десятках вундеркиндов, окончивших музыкальное училище по классу гитары. Возможно, все дело в том, что для камерной акустики нужны особые условия, а в больших "солянках" она растворяется и слушается плохо (кто помнит сет Лу Роудс на последнем "Авант-фесте", наверняка поймет, что я имею в виду). Но выступление Йоава, не обладающего ни харизмой, ни голосом, более всего соответствовало удручающему шаблону "тихо сам с собою я веду беседу". К тому же он был единственным из 4-х участников, который явно не справился со своим кавером, не вложив в "With or Without You" и десятую долю той экспрессии, которая есть в оригинале.
У остальных дела шли получше. Lumen, вообще отказавшиеся играть каверы, открыли церемонию в меру пафосным триплетом (в этот момент оркестр было слышно лучше всего и получился этакий "S & M" Металлики в миниатюре). Billy's Band, устроив лирическую паузу, напоследок отметились кавером на кобейновскую "Polly". Brainstorm прошлись по хитам ("Ветер", "Выходные"), в ряд которых отлично вписалась перепевка "Human" с прошлогоднего альбома The Killers. А закрыли первое отделение церемонии все те же "Ляписы", с чтением стихов и ударным ска. Идеальным сетлистом была бы очередь из номеров с альбомной трилогии - "Капитал", "Манифест", "Культпросвет" - но между титульными песнями с первых двух дисков разместилась рамонесовская "I Wanna Be Your Boyfriend".
А потом пришла очередь десерта, который искупил все огрехи - или по крайней мере, большую часть из них. С первых же аккордов "Do You Want To" пришедшие в "Б1" поднялись "на уши" и обратно уже не опускались. Franz Ferdinand попросту не дали им такой возможности. Наблюдать за четверкой из Глазго одно удовольствие, причем того рода, которое получаешь, глядя на гроссмейстера за шахматной доской или хирурга, виртуозно оперирующего скальпелем. Каждое движение отточено и ни одно из них не оказывается лишним, механическим или вычурно показным. Это истинный профессионализм, не имеющий ничего общего с рок-н-рольным позерством. Собственно, как такового шоу у Franz Ferdinand и нет, а с выходом на сцену Капраноса, в простецкой тельняшке, все споры молодых музыкантов, должен ли артист выглядеть "модно", обращаются в пыль. Играть надо уметь.
Играют шотландцы "от вольного" и довольно много импровизируют. Перетасованные в сетлисте треки с трех альбомов (перевес, конечно, на стороне песен с последнего) "францы" то замедляют, то, напротив, ускоряют до какого-то невероятного по интенсивности галопа. Вокализ "ла-ла-ла" в "Walk Away" Капранос заменяет созвучным гитарным пассажем. Концовка "The Outsiders" превращается в шоу барабанщиков - все четверо молотят по ударной установке, и без обдолбанной Полом Томпсоном (Paul Thompson). Но наибольшую мутацию претерпевает "This Fire", во время которой первый и второй "пилоты" команды, Капранос и Ник Маккарти (Nick McCarthy), устраивают гитарную вакханалию на зависть матерым стоунер-рокерам. Оба гитариста кроме того успевают побыть клавишниками, поочередно подходя к "поливоксам". Всю мощь из архаичных электроорганов группа выжимает в сыгранной на бис "Lucid Dreams" - головокружительный финал и полная победа.
На нынешней церемонии RAMP Franz Ferdinand была вручена спецпремия за "оживление духа рок-н-ролла". Нужно ли объяснять, почему?
Интервью с Franz Ferdinand читайте на Звуках в ближайшее время.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)