Дэн Калашник - один из самых интересных и по-хорошему неизвестных музыкантов. Будучи одним из лучших современных кинокомпозиторов "электронщиков", написавшим музыку ко многим фильмам, среди которых - "Апрель", "Антикиллер" (где музыка явно превосходила сами картины) и "В движении" (где она стала второй удачей после работы актера Константина Хабенского), Калашник беспрерывно ищет новые грани. Иногда один, иногда в составе своей группы NetSlov. К сожалению, не очень многие помнят блестящее сотрудничество тандема Дэн Калашник-Дмитрий Тиков, а об участии Калашника в группе "Ленинград" и блестящем сайд-проекте Шнура группе Латекс, и просто не знают. Сейчас Калашник вновь напоминает стране о себе. В клубе "16 тонн"состоится презентация его альбома "Другое", на котором Дэн, помимо новых музыкальных находок, явит миру еще и обойму новый песен - тех, что вряд ли обретут свое место в FM--диапазоне, но вполне достойны внимания думающей публики, вполне логично об этом диапазоне ничего не слышавшей.
Накануне презентации альбома, Дэн Калашник встретился с корреспондентом "Звуков" Алексеем Певчевым.
Звуки.Ru: - Дэн, судя по материалу с твоего нового альбома, этот несколько неожиданный переход музыканта-электронщика к текстовым формам вынашивался давно. Было что-то, что побудило тебя к этому шагу?
Дэн Калашник: - Мне этого хотелось и раньше, но я понимал, что сказать мне толком-то и нечего. Теперь, как мне кажется, ситуация изменилась. Думаю, человек, который сочиняет песни, скорее режиссёр, нежели артист. В советское время, как мы помним, профессию режиссёра можно было освоить лишь как второе высшее образование - после накопления жизненного опыта и формирования личности, мировоззрения.
Звуки.Ru: - Ты же один из самых востребованных российских кинокомпозиторов. Неужели языка музыки тебе уже не хватает?
Дэн: Задачи музыканта, работающего для кино, - в первую очередь прикладные. А именно - усилить эмоциональный ряд того, что зритель видит на экране. Это интересная работа, но к прямому общению со слушателем она имеет косвенное отношение. Как показывает опыт, лучший саундтрек - тот, который не отвлекает от фильма, не перетягивает на себя одеяло, так сказать. Много ли идей можно донести в таком фоновом режиме?
Звуки.Ru: - Как поющий музыкант, ты уже засветился в кинчевском трибьбте Рикошету. Это ведь именно ты сделал "Бонни и Клайд"?
Дэн: - Да, действительно, "Бонни и Клайд" сыгран музыкантами "Алисы", меня лишь попросили спеть. Эта работа - мой первый опыт участия в стороннем проекте не в качестве аранжировщика, саунддизайнера, а в качестве приглашённого вокалиста.
Звуки.Ru: - Насколько уверенно ты чувствуешь себя как вокалист и работая с живой группой, с которой работаешь новую программу?
Дэн: - Как говорится в известном анекдоте, "это очень сильный карлик, но очень лёгкий". Разумеется, я не считаю себя большим певцом, мои естественные ограничители мне хорошо известны. Но в тех пределах, которые мне в этом смысле доступны, я чувствую себя уверенно - а куда деваться?
Звуки.Ru: - Мне показалось, что в нескольких песнях (особенно в ”Kulcha” и ”Rezrvation”)прослеживается некая связь с тем что делал в середине 90-х лидер Центра Василий Шумов. Этакий отчужденный вокал и созерцатльная позиция, позиция наблюдателя. В той же песне "Стойте", ты, вроде бы, хочешь достучаться до абонента, но с другой стороны, тебе, вроде как, и безразлично.
Дэн: - В разведшколе меня учили: хочешь быть услышан - говори негромко (смеется). И, с другой стороны, есть такое понятие - "таковость вещей". Другими словами, явления существуют сами по себе, вне зависимости от наших интерпретаций. Всё, что мы можем практиковать, чтобы жить в гармонии с миром - это безоценочное мышление. Песня "Стойте"описывает некий поворотный момент в моей жизни, когда видно, что нет "Undo", корабль уже отдал концы, но ещё не отошёл от пирса, и этот момент хочется остановить, задержать - хотя бы в памяти.
Что касается Шумова - думаю, при отдалённом поверхностном сходстве у него совсем другой творческий метод.
Звуки.Ru: - А кто тебе близок из российских электронщиков? Условно говоря - киношный Артемьев или новатор, но, все-таки в более роковой стезе, - Шумов?
Дэн: - Если честно, у меня нет таких рейтингов. Оба интересны и в чём-то близки. Однако Артемьев - не очень-то электронщик, а Шумов - не очень-то рокер. Пожалуй, главное, что позволяет ставить их в один ряд - то, что оба не вписываются в имеющуюся сетку понятий, обоим сложно поставить какой-то один тэг. Можно сказать, Артемьев и Шумов - это движение неприсоединения, и если так, то я рад в этом движении участвовать.
Звуки.Ru: - Что для тебя в основном становится стимулом для написания текстов - какие-то звуки в плеере во время прогулок, общение? Извини за этот откровенно банальный вопрос, просто твой образ у меня ассоциируется скорее с образом отшельника, живущего в студии, нежели человека, которому социум неустанно подкидывает новые темы.
Дэн: - Кто-то из авторитетов говорил - чтобы быть отшельником, не обязательно уходить из мира. В конце концов, по-настоящему "своих" людей очень мало, мы живём в сообществах, в этаких колониях, как сказал бы орнитолог. И эти сообщества предполагают некоторое уединение, некоторую дистанцированность от внешней суеты. Ну, а откуда берутся - трудно точно сказать. Какие-то голоса всё время звучат в голове, и некоторые из них говорят вполне складно, моё дело - фиксировать их. Это сродни записыванию сновидений, но только сны в пересказе довольно скучны, а стихи могут порадовать кого-то ещё, помимо "автора". Кавычки здесь для того, чтобы показать степень своего участия в процессе. Вообще говоря, мы ведь признаём авторство той или иной фотографии за тем, кто сфотографировал, а не за тем, кто изображён.
Звуки.Ru: - Для типичного слушателя русскоязычного форматного для "Нашего радио" - твои тексты не очень ясны,туманны, а клубной публике они вообще не нужны. Или тут все, как ты поешь - "Пускай Вселенная правит мои кораблем, а я сяду и буду наслаждаться ездой"?
Дэн: - Когда-то мы с Тиковым говорили о мета-нации, называя её Outernational. Эта идея актуальна и сейчас, пусть в менее экзотических терминах. Отвечая на предыдущий вопрос, я упомянул движение неприсоединения. Думаю, мои песни адресованы как раз людям, которые не примыкают ни к каким социальным или культурным течениям. Их трудно классифицировать и по возрастному, и по любому другому признаку. Другими словами, к ним неприменимы никакие рычаги рыночного прогнозирования и тому подобные технологии, потому что именно эти вот социальные шаблоны - то, от чего они добровольно отказываются. Явно выраженный признак принадлежности к этому неприсоединению мне видится в том, что люди очень чутко реагируют на искреннее, на нефальшивое, и принимают это как своё. Пожалуй, так я вижу собственное положение в мире, но не думаю, что я такой один.
Что касается аудитории "Нашего" - здесь всё же не стоит принижать чьи-то когнитивные способности. Имеющий уши - да услышит. И пусть это будет не каждый второй, но каждый двадцатый - этого достаточно.
Звуки.Ru: - Ты весьма своеобразно отдаешь дань одному из своих любимых стилей - дабу (разве что "Солдаты", "Спасибо миру", немного в "Уносит"), порой он здесь так тщательно завуалирован или подслащен, что начинает казаться, что ты давно жанру "отдал все сполна". Хотя, несколько инструменталов явно вставлены сюда, чтобы показать и другие грани. Так что здесь для тебя важнее всего?
Дэн: - В 2008-м году я сделал пластинку дабовых ремиксов на самые известные к тому моменту треки NetSlov. Да, хотелось немного пожить в этом стиле; также когда-то меня увлекла ретро-электроника. Теперь, в рамках сайд-проекта NetSlov SoundSystem, я пробую какие-то новые для себя технологии. В то же время, занимаясь саундтреками, мне интересно сейчас делать произведения для струнного квартета... Подобным образом художник работает в разных техниках - то делает серию живописных картин, то вдруг переключается на офорт, то вдруг коллаж. Это не мешает ему оставаться самим собой.
NetSlov в этом смысле довльно эклектичен, и формальные стилевые признаки - вопрос далеко не первый. Мне интересна гармония как таковая, без стилевых ограничителей.
Звуки.Ru: - Поддерживаешь ли контакт и следишь ли за тем что происходит с бывшими коллегами- "Ленинградом", "Карибасами" и Тиковым?
Дэн: - С некоторыми из перечисленных у нас сложились дружеские отношения помимо общих занятий музыкой. И с ними контакт есть, насколько это позволяет наша географическая разобщённость.
1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов »»
1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour» »»
1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой» »»
George MASSO (1926)
Gordon LIGHTFOOT (1938)
Bob GAUDIO (1942)
Martin BARRE (1946)
Rod CLEMENTS (1947)
Leslie MING (1951)
Jeff BUCKLEY (1966)