Порой бывает так: чем решительнее ты рвешь с прошлым, каким бы проклятым оно для тебя вдруг не стало - тем труднее ему тебя отпустить. Прошлое вмиг становится требовательным, беспардонным и абсолютно безразличным к настоящему. А вот если ты не станешь делать никаких громких заявлений, а просто займешься новым делом - пойдет уже совсем другая игра. Когда ты не требуешь права, но устанавливаешь правила, прошлое может лишь жалобно поскуливать и заискивающе махать хвостиком на периферии твой жизни - а может, на меня все-таки обратят внимание? И не требовать большего, если когда-нибудь, при соответствующем настроении, обратят.
Интересно в этом смысле сравнить путь двух выдающихся основателей Deep Purple, в почтенном возрасте решивших, что их детище им "глубоко фиолетово" и пора бы уже наконец подумать о жизни, душе, вечных ценностях и сольной карьере. Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) едва ли ни перед каждым концертом своего проекта Blackmore's Night требует объявлять, что старых песен играть не намерен и просить его об этом бесполезно. И даже как-то демонстративно прекратил свой последний концерт в Петрограде, не доиграв сет-листа, после того, как местные хэдбэнгеры, не удовлетворившись имеющимися в программе номерами Deep Purple (1 шт.) и Rainbow (1 шт.) стали требовать "продолжения банкета".
Невероятно, но факт - на случившемся 15 октября 2009 года московском выступлении старика Джона Лорда (Jon Douglas Lord) ничего подобного не происходило. Хотя и никаких громких заявлений на тему "не хочу, не буду и лошадку мучать не позволю" он не делал. Лорд просто играл музыку.
Впрочем, алчущей хитов Deep Purple публике в любом случае было бы грех жаловаться. Ибо все первое отделение концертного тура маэстро Лорда исполняется материал самого новаторского, претенциозного и одновременно незаслуженно забытого альбома этой группы - "Concerto For Group And Orchestra" (1969). К тому же, это - первая работа всенародно любимого "mark 2", хотя группа там по сути выступает лишь в виде набора острых приправ к преимущественно оркестровой партитуре. Московский Симфонический Оркестр п/у Владимира Зива и венгерская группа Cry Free (кокетливо разделенные на сцене стеклянной ширмочкой) взаимодействовали неплохо. Хотя забавно, конечно, созерцать гитариста, который не "пилит" всю дорогу почем зря, а терпеливо отслеживает по нотам своей очереди вставить пару положенных партитурой нот - словно какой-нибудь игрок на треугольнике.
Второе отделение программы, хотя и началось со смешной оркестровой версии "Pictures Of Home", в целом представляло собой микс из сольных работ музыканта разных периодов. Производят они, честно говоря, неоднозначное впечатление. К примеру, изрядно сантанообразное в оригинале "Bouree" ныне почти полностью переработано по части аранжировок - хотя слушать минут десять массивный струнный оркестр, раз за разом распиливающий вдоль и поперек по сути один и тот же мелодический отрезок в навязчивых ближневосточных тонах, право, утомительно. Я как-то привык, что в классике мелодическая тема разворачивается перед слушателем не за 16 тактов, а на протяжении всего сочинения. Зато стоит музыкантам заиграть "The Teleman Experiment" с не столь давнего "Beyond The Notes" (2004) - и слушатель захвачен течением музыки. Жаль, что подобных экспериментов в репертуаре Джона Лорда не так много, и еще меньшее их число выносится на суд публики во время концертов. И знаете, что? "Подмосковные Вечера" можно было бы и не играть.
Неоднозначным представляется и выбор вокалистов для исполнения некоторых номеров программы. Замечу - в оригинальных версиях песен предполагалась скорее эстрадная, нежели классическая манера исполнения. Выступавшие на российском отрезке тура Стив Бальзамо (Steve Balsamo) и Кася Ласка (Kasia Laska) справлялись с материалом сольных работ Лорда не без труда. И порой звучали откровенно робко. В записи первоначальной версии "The Sun Will Shine Again" принимала участие легендарная Анни-Фрид Лигнстад (Anni-Frid Lyngstad) из ABBA. Кася в сравнении с ней звучит как струхнувшая от собственной дерзости школьница. Да и номер "Pictured Within" требует от голоса и интонаций исполнителя ощущения зрелости душевного опыта, а у Стива с этим ощущалась явная напряженка. Зато в прозвучавшей ближе к финалу "Soldier Of Fortune" и исполнявшейся совсем уже под занавес "Child In Time" Стив и Кася исполнили на удивление прочувствованный дуэт. Похоже, сочетание женского и мужского голосов вообще способно украсить многие рок-песни (жаль, что Nightwish поняли это слишком поздно...)
Редко когда ровный и гладкий концерт оставляет столь разнородные впечатления. Впрочем, музыка, созданная с претензией на серьезное к ней отношение, и должна так действовать. В этом смысле самый ценный опыт из посещения этого концерта, пожалуй, вынесли именно музыканты. Занимающиеся как классикой, так и роком.
Дата рождения:
9 июня 1941
Woody SHAW (1944)
Lemmy (1945)
Jan AKKERMAN (1946)
Ralph MOORE (1956)
Ricky MARTIN (1971)
Дима БИЛАН (1981)