СПЛИН  Три зеленых свистка вверх

Александр Васильев уверенно доказывает, что альбом на тему "N лет в роке" можно составить не из старых песен, а из новых. Именно таким "Сигнал из космоса" и получается. Так правы ли те, кто утверждает, что хитов Сплин больше не делает? - Звуки.RU задались этим вопросом, посетив концерт группы, приуроченный к презентции нового диска.

Раздвоение личности закончилось - уверенно победила личность вторая. Кажется, что никакого старого Сплина уже нет, но это обманчивое впечатление. На самом деле, Александр Васильев уверенно доказывает, что альбом на тему "N лет в роке" можно составить не из старых песен, а из новых. Именно таким "Сигнал из космоса" и получается. Просто раньше в типовой альбом группы "Сплин" умещалось 10 песен и 100 образов, а теперь – 18 песен и образов примерно 10.

Презентация программы обставлена довольно лаконично. Зрителей маринуют зависшей над сценой летающей тарелкой и знакомой каждому заставкой "Сквозь вселенную" на экранах. Маринуют недолго. Группа появляется - и сразу же Васильев проникается атмосферой этого гигантского "гаража", экспромтом, с большим воодушевлением, декламируя свою песню "Добро пожаловать!", словно вожатый на пионерском празднике.

А то, что "Больше никакого рок-н-ролла" (на экране – запрещающие дорожные знаки с гитарами и ударными, отлично), опровергается следующей за ней "Бонни и Клайд", которая уже больше 10 лет назад покоряла примерно такие же аудитории, подкрепленная "Гранатовым альбомом". Ого, как же время идет,- думаешь в очередной раз. Васильев хитро щурится: да, идет, и спустя определенное число лет ему уже можно творить что угодно.

Настоящее раздвоение – здесь. Васильев уже немного БГ и немного Том Йорк (Thom Yorke). У первого Александр научился аккуратному самоцитированию, которое здесь пока заметнее, чем у Аквариума, потому что в дискографии "Сплина" еще сложно заблудиться. Находим маки и знаки из "Коллекционера...", корабли и кровь из "...Хроники...", полицию и ночные бдения из "Гранатового...". Не хватает только леших и русалок, но, скорее всего, в этом блоке их быть и не должно, поскольку благодаря второму учителю – Йорку - у Васильева окончательно укрепилась страсть к рискованным гармониям и размерам, завываниям, бесконечным повторам и интерес к тому, как прикольно звучит нелепица, какой бы нелепицей она ни была (вроде "Зеленой песни"). Импортная музыка такого рода слушается органично, а вот привыкнуть к экспериментам местного производства пока сложно: слова-то родные, и звучат они бредово. Ну а "До встречи!" очень уж откровенно вдохновлена песней "Weird Fishes/Arpeggi" с последнего альбома Radiohead.

Правы те, кто в проходных местах альбома находит новые грани, слушая группу живьем. Грузовик из "Без тормозов" под олимпийский звук едет весело и бодро, а в конце чудесным образом зависает на фоне луны – как E.T. В этом месте понимаешь, что ведь и раньше у группы были забавные, дуракавалятельные и откровенно наркоманские песни; так почему мы считаем, что вот это – новый "Сплин" и наступил он только сейчас? Васильев, тем временем, не устает радоваться просторам "гаража" и публике. Прошлая презентация в "Лужниках" была определенно неуютнее.

Правы и те, кто считает, что группа никогда не звучала так хорошо. Свежая ритм-секция отчаянно рубится, старички играют чинно, словно на юбилее Кобзона - на протяжении концерта такое положение дел не меняется, но к нему привыкаешь, как к данности. Скоро новички сбавят темп и замедлят ход. Возможно, тогда их снова заменят.

"Корабль ждет!", - еще один шуточный номер, причем прекрасный; могли бы подкрепить его безумием светорежиссуры. Зато дальше Васильев обещает больше не глумиться и выдает "Альтависту" другой точки зрения – именно в этот момент наступает пик единения с залом: очень органично звучит эта композиция именно здесь и именно сегодня.

Правы и те, кто слушает всё это как сумбурную аудиокнигу: с песнями "Сплина" действительно можно разговаривать - настолько много уже в них сказано. Вот звучит "Остаемся зимовать", и там, где "не знаю, что сказать", Васильев честно замолкает, а зал продолжает говорить. Тут мы вспоминаем, что и здесь, и в нервном "Джиме" были уже ломаные и агрессивные моменты, которые для последних альбомов – норма, а не изюминка.

Подборка из "Выпусти меня отсюда", "Письма", "Все так странно" и "Вальса", подряд странслированная из трек-листа альбома, немного теряет без утонченности студии. "Вальс", оказывается, про блокадный Ленинград (снова вспоминаем: и про блокаду уже лет 5 назад было), хотя аранжировка заставляет видеть скорее европейские города, в которые снаряды летят уже ответные.

В "Рики-Тики-Тави" прямо после "на сегодня, видно, хватит" можно расслышать истеричный крик девочек по соседству: "Нет!"
На сегодня и не хватит. Два биса с неочевидными хитами: песнями, скорее знаковыми для фанатов, нежели для истории группы (включающей клипы, позиции в чартах и прочие радости шоу-бизнеса).

Так правы ли те, кто утверждает, что хитов "Сплин" больше не делает? А кто сейчас их делает?

05.10.2009, Константин САХАРОВ (ЗВУКИ РУ)

СПЛИН - свежие публикации:

Сайт: www.splean.ru

СПЛИН

Дата образования:

27 мая 1994