Раздвоение личности закончилось - уверенно победила личность вторая. Кажется, что никакого старого Сплина уже нет, но это обманчивое впечатление. На самом деле, Александр Васильев уверенно доказывает, что альбом на тему "N лет в роке" можно составить не из старых песен, а из новых. Именно таким "Сигнал из космоса" и получается. Просто раньше в типовой альбом группы "Сплин" умещалось 10 песен и 100 образов, а теперь – 18 песен и образов примерно 10.
Презентация программы обставлена довольно лаконично. Зрителей маринуют зависшей над сценой летающей тарелкой и знакомой каждому заставкой "Сквозь вселенную" на экранах. Маринуют недолго. Группа появляется - и сразу же Васильев проникается атмосферой этого гигантского "гаража", экспромтом, с большим воодушевлением, декламируя свою песню "Добро пожаловать!", словно вожатый на пионерском празднике.
А то, что "Больше никакого рок-н-ролла" (на экране – запрещающие дорожные знаки с гитарами и ударными, отлично), опровергается следующей за ней "Бонни и Клайд", которая уже больше 10 лет назад покоряла примерно такие же аудитории, подкрепленная "Гранатовым альбомом". Ого, как же время идет,- думаешь в очередной раз. Васильев хитро щурится: да, идет, и спустя определенное число лет ему уже можно творить что угодно.
Настоящее раздвоение – здесь. Васильев уже немного БГ и немного Том Йорк (Thom Yorke). У первого Александр научился аккуратному самоцитированию, которое здесь пока заметнее, чем у Аквариума, потому что в дискографии "Сплина" еще сложно заблудиться. Находим маки и знаки из "Коллекционера...", корабли и кровь из "...Хроники...", полицию и ночные бдения из "Гранатового...". Не хватает только леших и русалок, но, скорее всего, в этом блоке их быть и не должно, поскольку благодаря второму учителю – Йорку - у Васильева окончательно укрепилась страсть к рискованным гармониям и размерам, завываниям, бесконечным повторам и интерес к тому, как прикольно звучит нелепица, какой бы нелепицей она ни была (вроде "Зеленой песни"). Импортная музыка такого рода слушается органично, а вот привыкнуть к экспериментам местного производства пока сложно: слова-то родные, и звучат они бредово. Ну а "До встречи!" очень уж откровенно вдохновлена песней "Weird Fishes/Arpeggi" с последнего альбома Radiohead.
Правы те, кто в проходных местах альбома находит новые грани, слушая группу живьем. Грузовик из "Без тормозов" под олимпийский звук едет весело и бодро, а в конце чудесным образом зависает на фоне луны – как E.T. В этом месте понимаешь, что ведь и раньше у группы были забавные, дуракавалятельные и откровенно наркоманские песни; так почему мы считаем, что вот это – новый "Сплин" и наступил он только сейчас? Васильев, тем временем, не устает радоваться просторам "гаража" и публике. Прошлая презентация в "Лужниках" была определенно неуютнее.
Правы и те, кто считает, что группа никогда не звучала так хорошо. Свежая ритм-секция отчаянно рубится, старички играют чинно, словно на юбилее Кобзона - на протяжении концерта такое положение дел не меняется, но к нему привыкаешь, как к данности. Скоро новички сбавят темп и замедлят ход. Возможно, тогда их снова заменят.
"Корабль ждет!", - еще один шуточный номер, причем прекрасный; могли бы подкрепить его безумием светорежиссуры. Зато дальше Васильев обещает больше не глумиться и выдает "Альтависту" другой точки зрения – именно в этот момент наступает пик единения с залом: очень органично звучит эта композиция именно здесь и именно сегодня.
Правы и те, кто слушает всё это как сумбурную аудиокнигу: с песнями "Сплина" действительно можно разговаривать - настолько много уже в них сказано. Вот звучит "Остаемся зимовать", и там, где "не знаю, что сказать", Васильев честно замолкает, а зал продолжает говорить. Тут мы вспоминаем, что и здесь, и в нервном "Джиме" были уже ломаные и агрессивные моменты, которые для последних альбомов – норма, а не изюминка.
Подборка из "Выпусти меня отсюда", "Письма", "Все так странно" и "Вальса", подряд странслированная из трек-листа альбома, немного теряет без утонченности студии. "Вальс", оказывается, про блокадный Ленинград (снова вспоминаем: и про блокаду уже лет 5 назад было), хотя аранжировка заставляет видеть скорее европейские города, в которые снаряды летят уже ответные.
В "Рики-Тики-Тави" прямо после "на сегодня, видно, хватит" можно расслышать истеричный крик девочек по соседству: "Нет!"
На сегодня и не хватит. Два биса с неочевидными хитами: песнями, скорее знаковыми для фанатов, нежели для истории группы (включающей клипы, позиции в чартах и прочие радости шоу-бизнеса).
Так правы ли те, кто утверждает, что хитов "Сплин" больше не делает? А кто сейчас их делает?
Дата образования:
27 мая 1994
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)