Бум повального увлечения фолком, под которым чаще всего подразумевались кельтская музыка и танцы, прошел несколько лет назад. Но интерес слушателей и исполнителей к народной музыке по-прежнему силен. Более того: он трансформируется из простого копирования ирландских стандартов и бренчания доморощенного кантри в более вдумчивые попытки осмысления и переработки традиционного искусства и синтеза их с современными стилями. Недаром все больше слушателей, которым надоел подъездный псевдофолк, открывают для себя Инну Желанную, Алексея Архиповского, Дживана Гаспаряна, Ивана Смирнова и многих других исполнителей, которые в своем творчестве "обращаются к корням". Этот интерес имеет глубокие основания: сейчас, когда кажется, что "все уже было", когда уже по нескольку раз умирали и возрождались рок-н-ролл, диско и металл, самое время вспомнить "хорошо забытое старое", но уже на другом витке истории и в других реалиях. К сожалению, среди массового слушателя по-прежнему слишком сильны предубеждения и стереотипы, что русская народная музыка – это частушки, кокошники и нелепые пляски под гармошку и балалайку, чему способствует и государство, популяризируя народную культуру именно в таком виде. Между тем, мастерство артиста, который работает с народной музыкой, заключается именно в том, чтобы прочувствовать мелодику, энергетику и дух старинных песен, сохранить их и преподнести при помощи современных выразительных средств.
Одной из многих это направление разрабатывает Анна Пингина, звезда мюзикла "Нотр Дам Де Пари". Как утверждает сама певица, именно работе в мюзиклах она обязана своим исполнительским мастерством, качеством материала и профессионализмом в концертной работе. А в своей сольной работе Анна стремится добиться стильного и современного звучания, базирующегося на традиционной музыке. Справедливости ради
стоит отметить, что такой подход можно назвать достижением только на российской сцене, где все привыкли копировать и использовать уже готовые формы. Для западной сцены это само собой разумеется: так строили свое звучания все - от Боба Дилана (Bob Dylan) до современных инди-команд типа Modest Mouse и Xiu Xiu. Тем не менее, Анна делает серьезную и не беспочвенную заявку: хотя ее проект только встает на ноги, первые наработки и выступления звучат многообещающе.
Звуки.Ru: Анна, расскажи, как ты открыла для себя музыку, у кого училась, как почувствовала тягу к народному материалу?
Анна Пингина: Так получилось, что в детстве я много времени проводила слушая пластинки, которые собирал мой дядя: советские ВИА – самой любимой была пластинка Ариэль, какие-то детские хоры, песенки из мультфильмов... Под впечатлением от этих записей я пела сама. Говорят, когда я была маленькой, у меня был такой низкий голос, что меня принимали за мальчика. В музыкалке проучилась где-то год и сбежала оттуда, потому что методика преподавания надолго отбила у меня желание заниматься музыкой. Мне не очень везло с педагогами – многие из них изрядно попортили природную постановку голоса. Но сложилось так, что лет в 11 я случайно попала во Дворец пионеров, где мне предложили создать свою группу. Я пригласила одноклассниц и мне, как самой крепкой из всех, дали бас-гитару.
А с фольклорной музыкой я познакомилась немного позже, когда мне довелось уже со своими песнями выступать на фестивале в Волгодонске. Я услышала, как кто-то поет песню, похожую на русскую народную - не помню, что это была за песня, но она стала для меня откровением, она будто что-то открыла во мне. И тогда я поняла: вот это мне интересно, вот этой музыкой я хочу заниматься!
Звуки.Ru: То есть именно этот момент можно считать началом твоих сознательных занятий музыкой?
Анна: Не совсем – музыкой к тому времени я занималась уже около пяти лет. В тот период я, скорее, определилась с направлением.
С тех пор участвовала в различных коллективах, пыталась собрать собственную группу, но в основном получалось присоединяться к существующим проектам. Тогда же я делала первые записи. Я окончила Краснодарское высшее музыкальное училище по специальности "актер музыкального театра", но система вокального образования в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего, и я еще долго боролась с последствиями этого "обучения". Конечно, не обошлось и без приятных моментов. У нас была внимательная, но очень строгая классная руководительница, которая вела гармонию и сольфеджио. Однажды я показала ей мою музыку, и с тех пор она стала многое спускать мне с рук. При этом она очень помогала мне развиваться в своем направлении.
Звуки.Ru: А как в то время формировался твой стиль, развивались твои музыкальные взгляды?
Анна: Тогда я слушала Бьорк (Bjork), Dead Can Dance, Кари Рюслаттен (Kari Rueslatten), Сюзанн Вега (Susanne Vega) и множество другой разнообразной музыки. Интересным образом познакомилась с творчеством Инны Желанной: мне много раз говорили, что моя музыка очень и похожа на то, что делает Инна, но услышала я её только несколько лет спустя, и это стало для меня открытием.
Ну и, конечно, я многому училась, да и до сих пор учусь у музыкантов, с которыми имею удовольствие работать...
Звуки.Ru: Тем не менее, массовый слушатель знает тебя именно как звезду мюзикла.
Анна: Но именно в своем проекте я могу полной мере реализовывать свои творческие идеи.
Звуки.Ru: Как продвигается работа, можешь ли ты сказать, что нашла то, к чему стремилась?
Анна: Я редко бываю довольна результатом, так как у меня почти всегда остается ощущение, что можно что-то переделать, улучшить. Но я безмерно рада, что сегодня рядом со мной - единомышленники. В первую очередь, это джазовый гитарист Сергей Вишняков. Еще нам помогают такие потрясающие, уникальные музыканты, как Сергей Калачев, Игорь Джавад-Заде, Мариан Калдарару, Вячеслав Мотылев, Андрей Романика и Олег Дробинский. Так что движемся мы в довольно интересном направлении. Несмотря на небольшой возраст сегодняшнего состава, мы уже принимали участие в нескольких интересных фестивалях - "Утро" (фестиваль Игоря Джавада-Заде), "Дикая Мята", "Крутушка", "Мамакабо". При этом мы продолжаем совершенствовать нашу музыку, что-то менять, искать более интересное звучание. Что касается технической стороны дела, какое-то время мы работали с использованием сэмплера, но сейчас решили отойти от этого опыта, так как это накладывает определенные ограничения. И потом, кадровый вопрос пока остается открытым.
Звуки.Ru: А как ты можешь охарактеризовать концепцию творчества, к которой вы сейчас стремитесь?
Анна: В первую очередь, это - актуальная, современно звучащая музыка. С мощной ли ритм-секцией и сильными гитарами, или полуакустическая с использованием электроники – это уже нюансы. Главное – идея, мысль, которую хочется донести. Музыка должна быть "живой", от природы, от земли. Народную основу хочется передавать скорее на энергетическом, подсознательном уровне, нежели в виде музыкальных штампов.
Звуки.Ru: Что ты думаешь о ситуации в современной этнической музыке? Есть ли интересные тенденции?
Анна: К сожалению, зачастую это - бездумная эксплуатация народных тем, еще один музыкальный фаст-фуд.
На деле оказывается, что мало кто из музыкантов, даже профессиональных, способен работать с народным материалом. Не все, что называется, "чувствуют". Часто возникает проблема нехватки культуры исполнения. Ведь просто перепеть народную песню так, как учат на народных кафедрах – это еще не повод считать себя фолклористом, нужно попробовать вытащить глубинный смысл, заложенный в нее теми, кто пел ее до нас и попробовать сделать это актуальным, понятным сегодня способом.
И конечно, можно гордиться тем, что существуют несколько имен-столпов, на которые необходимо обращать пристальное внимание тем, кому интересна народная музыка и ее современные интерпретации и, по возможности не пропускать их концерты. Это невероятно талантливый коллектив Инны Желанной, глубокие и проникновенные песни этно-трио Троица из Белорусии, зажигательные Даха-Браха - Украина, московский коллектив Волга, все проекты Сергея Старостина, болгарский хор с огромной историей Cosmic Voices from Bulgaria. Появляются и другие интересные коллективы, которые пытаются найти свой стиль, свой индивидуальный путь в этнической музыке.
Звуки.Ru: Изменились ли твои музыкальные пристрастия? Какую музыку ты сейчас слушаешь?
Анна: Дэвида Cильвиана (David Sylvian), Imogen Heep, Томаса Файнера (Thomas Feiner), Suzanna & Magical Orchestra, Malerия, Massive Attack, Nine Inch Nails, Portishead, My Brightest Diamond. И, конечно же, Аукцыон и Океан Ельзi.
Звуки.Ru: А какие у тебя еще есть интересы и увлечения, помимо музыки?
Анна: Я очень люблю все делать руками. Какое-то время увлекалась изготовлением авторских коллекционных кукол, в том числе и из дерева. Около года серьезно училась скульптуре, занималась изготовлением ювелирных изделий; кроме того, получила дизайнерское образование, которое мне иногда удается успешно применять. Но сейчас все время целиком занимает музыка и, к сожалению, на все эти приятные вещи у меня катастрофически не хватает времени.
Официальный сайт Анны Пингиной: www.pingy.ru.
Познакомиться с творчеством коллектива можно на на MySpace
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)