Анна ПИНГИНА  "У музыки должны быть корни"

Бум повального увлечения фолком, под которым чаще всего подразумевались кельтская музыка и танцы, прошел несколько лет назад. Но интерес слушателей и исполнителей к народной музыке продолжает расти, привлекая на этно-сцену самых необычных персонажей. Анна Пингина, звезда мюзикла "Нотр Дам Де Пари", рассказала Звукам о причинах, побудивших ее радикально сменить карьеру.

Бум повального увлечения фолком, под которым чаще всего подразумевались кельтская музыка и танцы, прошел несколько лет назад. Но интерес слушателей и исполнителей к народной музыке по-прежнему силен. Более того: он трансформируется из простого копирования ирландских стандартов и бренчания доморощенного кантри в более вдумчивые попытки осмысления и переработки традиционного искусства и синтеза их с современными стилями. Недаром все больше слушателей, которым надоел подъездный псевдофолк, открывают для себя Инну Желанную, Алексея Архиповского, Дживана Гаспаряна, Ивана Смирнова и многих других исполнителей, которые в своем творчестве "обращаются к корням". Этот интерес имеет глубокие основания: сейчас, когда кажется, что "все уже было", когда уже по нескольку раз умирали и возрождались рок-н-ролл, диско и металл, самое время вспомнить "хорошо забытое старое", но уже на другом витке истории и в других реалиях. К сожалению, среди массового слушателя по-прежнему слишком сильны предубеждения и стереотипы, что русская народная музыка – это частушки, кокошники и нелепые пляски под гармошку и балалайку, чему способствует и государство, популяризируя народную культуру именно в таком виде. Между тем, мастерство артиста, который работает с народной музыкой, заключается именно в том, чтобы прочувствовать мелодику, энергетику и дух старинных песен, сохранить их и преподнести при помощи современных выразительных средств.
Одной из многих это направление разрабатывает Анна Пингина, звезда мюзикла "Нотр Дам Де Пари". Как утверждает сама певица, именно работе в мюзиклах она обязана своим исполнительским мастерством, качеством материала и профессионализмом в концертной работе. А в своей сольной работе Анна стремится добиться стильного и современного звучания, базирующегося на традиционной музыке. Справедливости ради стоит отметить, что такой подход можно назвать достижением только на российской сцене, где все привыкли копировать и использовать уже готовые формы. Для западной сцены это само собой разумеется: так строили свое звучания все - от Боба Дилана (Bob Dylan) до современных инди-команд типа Modest Mouse и Xiu Xiu. Тем не менее, Анна делает серьезную и не беспочвенную заявку: хотя ее проект только встает на ноги, первые наработки и выступления звучат многообещающе.

Звуки.Ru: Анна, расскажи, как ты открыла для себя музыку, у кого училась, как почувствовала тягу к народному материалу?
Анна Пингина: Так получилось, что в детстве я много времени проводила слушая пластинки, которые собирал мой дядя: советские ВИА – самой любимой была пластинка Ариэль, какие-то детские хоры, песенки из мультфильмов... Под впечатлением от этих записей я пела сама. Говорят, когда я была маленькой, у меня был такой низкий голос, что меня принимали за мальчика. В музыкалке проучилась где-то год и сбежала оттуда, потому что методика преподавания надолго отбила у меня желание заниматься музыкой. Мне не очень везло с педагогами – многие из них изрядно попортили природную постановку голоса. Но сложилось так, что лет в 11 я случайно попала во Дворец пионеров, где мне предложили создать свою группу. Я пригласила одноклассниц и мне, как самой крепкой из всех, дали бас-гитару.
А с фольклорной музыкой я познакомилась немного позже, когда мне довелось уже со своими песнями выступать на фестивале в Волгодонске. Я услышала, как кто-то поет песню, похожую на русскую народную - не помню, что это была за песня, но она стала для меня откровением, она будто что-то открыла во мне. И тогда я поняла: вот это мне интересно, вот этой музыкой я хочу заниматься!

Звуки.Ru: То есть именно этот момент можно считать началом твоих сознательных занятий музыкой?
Анна: Не совсем – музыкой к тому времени я занималась уже около пяти лет. В тот период я, скорее, определилась с направлением.
С тех пор участвовала в различных коллективах, пыталась собрать собственную группу, но в основном получалось присоединяться к существующим проектам. Тогда же я делала первые записи. Я окончила Краснодарское высшее музыкальное училище по специальности "актер музыкального театра", но система вокального образования в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего, и я еще долго боролась с последствиями этого "обучения". Конечно, не обошлось и без приятных моментов. У нас была внимательная, но очень строгая классная руководительница, которая вела гармонию и сольфеджио. Однажды я показала ей мою музыку, и с тех пор она стала многое спускать мне с рук. При этом она очень помогала мне развиваться в своем направлении.

Звуки.Ru: А как в то время формировался твой стиль, развивались твои музыкальные взгляды?
Анна: Тогда я слушала Бьорк (Bjork), Dead Can Dance, Кари Рюслаттен (Kari Rueslatten), Сюзанн Вега (Susanne Vega) и множество другой разнообразной музыки. Интересным образом познакомилась с творчеством Инны Желанной: мне много раз говорили, что моя музыка очень и похожа на то, что делает Инна, но услышала я её только несколько лет спустя, и это стало для меня открытием.
Ну и, конечно, я многому училась, да и до сих пор учусь у музыкантов, с которыми имею удовольствие работать...

Звуки.Ru: Тем не менее, массовый слушатель знает тебя именно как звезду мюзикла.
Анна: Но именно в своем проекте я могу полной мере реализовывать свои творческие идеи.

Звуки.Ru: Как продвигается работа, можешь ли ты сказать, что нашла то, к чему стремилась?
Анна: Я редко бываю довольна результатом, так как у меня почти всегда остается ощущение, что можно что-то переделать, улучшить. Но я безмерно рада, что сегодня рядом со мной - единомышленники. В первую очередь, это джазовый гитарист Сергей Вишняков. Еще нам помогают такие потрясающие, уникальные музыканты, как Сергей Калачев, Игорь Джавад-Заде, Мариан Калдарару, Вячеслав Мотылев, Андрей Романика и Олег Дробинский. Так что движемся мы в довольно интересном направлении. Несмотря на небольшой возраст сегодняшнего состава, мы уже принимали участие в нескольких интересных фестивалях - "Утро" (фестиваль Игоря Джавада-Заде), "Дикая Мята", "Крутушка", "Мамакабо". При этом мы продолжаем совершенствовать нашу музыку, что-то менять, искать более интересное звучание. Что касается технической стороны дела, какое-то время мы работали с использованием сэмплера, но сейчас решили отойти от этого опыта, так как это накладывает определенные ограничения. И потом, кадровый вопрос пока остается открытым.

Звуки.Ru: А как ты можешь охарактеризовать концепцию творчества, к которой вы сейчас стремитесь?
Анна: В первую очередь, это - актуальная, современно звучащая музыка. С мощной ли ритм-секцией и сильными гитарами, или полуакустическая с использованием электроники – это уже нюансы. Главное – идея, мысль, которую хочется донести. Музыка должна быть "живой", от природы, от земли. Народную основу хочется передавать скорее на энергетическом, подсознательном уровне, нежели в виде музыкальных штампов.

Звуки.Ru: Что ты думаешь о ситуации в современной этнической музыке? Есть ли интересные тенденции?
Анна: К сожалению, зачастую это - бездумная эксплуатация народных тем, еще один музыкальный фаст-фуд. На деле оказывается, что мало кто из музыкантов, даже профессиональных, способен работать с народным материалом. Не все, что называется, "чувствуют". Часто возникает проблема нехватки культуры исполнения. Ведь просто перепеть народную песню так, как учат на народных кафедрах – это еще не повод считать себя фолклористом, нужно попробовать вытащить глубинный смысл, заложенный в нее теми, кто пел ее до нас и попробовать сделать это актуальным, понятным сегодня способом.
И конечно, можно гордиться тем, что существуют несколько имен-столпов, на которые необходимо обращать пристальное внимание тем, кому интересна народная музыка и ее современные интерпретации и, по возможности не пропускать их концерты. Это невероятно талантливый коллектив Инны Желанной, глубокие и проникновенные песни этно-трио Троица из Белорусии, зажигательные Даха-Браха - Украина, московский коллектив Волга, все проекты Сергея Старостина, болгарский хор с огромной историей Cosmic Voices from Bulgaria. Появляются и другие интересные коллективы, которые пытаются найти свой стиль, свой индивидуальный путь в этнической музыке.

Звуки.Ru: Изменились ли твои музыкальные пристрастия? Какую музыку ты сейчас слушаешь?
Анна: Дэвида Cильвиана (David Sylvian), Imogen Heep, Томаса Файнера (Thomas Feiner), Suzanna & Magical Orchestra, Malerия, Massive Attack, Nine Inch Nails, Portishead, My Brightest Diamond. И, конечно же, Аукцыон и Океан Ельзi.

Звуки.Ru: А какие у тебя еще есть интересы и увлечения, помимо музыки?
Анна: Я очень люблю все делать руками. Какое-то время увлекалась изготовлением авторских коллекционных кукол, в том числе и из дерева. Около года серьезно училась скульптуре, занималась изготовлением ювелирных изделий; кроме того, получила дизайнерское образование, которое мне иногда удается успешно применять. Но сейчас все время целиком занимает музыка и, к сожалению, на все эти приятные вещи у меня катастрофически не хватает времени.

Официальный сайт Анны Пингиной: www.pingy.ru.
Познакомиться с творчеством коллектива можно на на MySpace

03.09.2009, Николай САМАРИН (ЗВУКИ РУ)

Анна ПИНГИНА