Заслуженные фавориты Звуков.RU – днепропетровские умельцы …и Друг Мой Грузовик вот уже двенадцать лет демонстрируют всем желающим, как с минимальным набором инструментов (бас, барабаны, вокал) можно делать невероятно живую и гибкую музыку. Желающих посмотреть на "Грузовиков", кстати, не так уж и мало – группа с успехом выступала в Польше, Венгрии и Израиле... И в России, конечно, музыканты пустых залов не наблюдают. В последнее время трио сместило акцент с шутливых куплетов о забавных мелочах жизни на непростые песни об одиночестве ("Ищу Друга", "Userpic" или же новинка про старшего брата), ну а для самых вдумчивых вещей был запущен проект НеГрузовики. Темы, которые поднимают Грузовики, неслучайны и, более того, рифмуются с положением самой группы. Разве есть что-то более одинокое в наших краях, чем самобытный и выдающийся коллектив, явление на пост-советском пространстве аномальное и зачастую отторгающееся публикой?
"Грузовикам" крайне сложно подобрать пару в России или же Украине, а выступление группы на крымском фестивале "Соседний Мир" в очередной раз доказало, что играть на одной сцене с …иДМГ – предприятие для самых храбрых. Часовой сет …иДМГ перебил впечатления не только от многообещающих новичков, коих на Соседнем Мире было немало, но и от шумных хедлайнеров трехдневного мероприятия. Звуки.RU не смогли устоять и обсудили с фронтменом группы, Антоном Слепаковым, кризис музыкальной индустрии, живой альбом Грузовиков, неудачные имитации фестиваля Sziget, городской жаргон и сравнения с Евгением Гришковцом.
Звуки.RU: Антон, в середине лета вы играли вместе с Дамо Судзуки (Damo Suzuki), экс-вокалистом первопроходцев краут-рока Can. Расскажите о своем сотрудничестве с Дамо: как родилась сама идея такой коллаборации и что в итоге из всего этого вышло?
Антон Слепаков: Дело в том, что у нас есть давний друг – днепропетровский меломан и тусовщик по имени Влад. Все его знают как Африкана или Афровладушку. Влад – сам любитель музыки с огромным стажем, давний знаток и ценитель самых разнообразных направлений. Последнее время он развел бурную активность в Интернете: списывается с независимыми и андеграундными коллективами, помогает им сетевой дистрибуцией и прочей поддержкой. Совершенно также он написал Дамо Судзуки с предложением сделать концерт в России. Осенью прошлого года ему удалось организовать тур с минско-московским объединением Волшебная Одноклеточная Музыка и, в итоге, получился даже такой мини-фестиваль. Сам Влад продолжал лелеять свою мечту привезти Дамо в Украину, и, собственно, так все и произошло.
Что же до самого процесса: сказать, как именно все получилось, довольно тяжело. В этом событии приняли участие и японский культурный центр Днепропетровска и фестиваль японской культуры Тавабата, в рамках которого и осуществилась данная встреча. В качестве интерпретаторов были предложены именно мы, а далее, как это обычно и бывает, все уже происходило спонтанно. Дамо принципиально не репетирует, ни с кем не оговаривает, что и как будет играть – просто все участники выходят на сцену и на ней должна родиться какая-то музыка. К сожалению, организация фестиваля была очень плохой: все затянулось, были проблемы со звуком, и когда у нас еще шел саундчек, у Судзуки уже началось выступление. Получилось все довольно странно, но, тем не менее, наш совместный отрезок получился полновесным психоделическим действом. А потом еще была вторая, авантджазовая, часть, где мы джемили с самыми разными музыкантами: Сергеем Козловым (группа Kabyzdoh Obtruhamchi – прим. Звуков.RU) из Брянска на гитаре, саксофонистом из Запорожья из группы Адмирал Ной и клавишником Ильей Гомолой также из Днепропетровска. Конечно, было приятно играть вместе с Дамо Адамовичем, ведь группа Can нами почитаема, особенно раннее ее творчество. Всегда здорово прикоснуться к живой легенде, а особенно хорошо еще и что-то вместе сделать.
Звуки.RU: Дамо (как и многие другие близкие к нему музыканты-экспериментаторы совсем уж эзотерического свойства) вкладывает в музыку духовный, мистический смысл. Он и его соратники это уже не просто исполнители, а шаманы, камлающие на сцене, посредством музыки пытающиеся нащупать нечто большее, нечто выходящее за границы привычной вселенной. Вам такой подход близок или же вы склоняетесь к более традиционному, развлекательному пониманию музыки? И удалось ли поймать общую волну с Дамо, с его мантрами, погружением в себя и выходом вовне?
Антон Слепаков: Нам всегда интересно что-то попробовать. Очень многие артисты зацикливаются на чем-то одном, мы же уже позволили себе достаточное количество различных экспериментов. Мы играли с совершенно противоположными по духу и настроению группами, и нам все было интересно. Конечно, кое-где мы с Дамо расходились, кое-где он пел свою песню, а мы играли свою, но где-то мы встречались, и получалось здорово. В целом, это, безусловно, музыка для музыкантов, для людей «врубающихся в процесс». Ее, наверное, не так увлекательно слушать, как играть – она существует в момент рождения и через время она превращается в неживую оболочку, засохшую кожу – ее нужно обдирать, чтобы добраться до сути. А потом, где-нибудь через год или два, ее опять можно послушать, вспомнить, как все это было. В принципе, как и любой эксперимент это занимательно именно в момент творения. Сам Дамо, как мы выяснили из личного разговора, не любит ни слушать свою музыку, ни освежать ее в памяти. Он с трудом помнит, какой она была когда-то. Он показывал нам свой iTunes – то, что он слушает в дороге. Так там полнейшая шиза и нойз, причем такой, что его воспринимать в трезвом уме невозможно. К тому же, он не делает большого различия между проектами, не отличает их друг от друга.
Звуки.RU: Организаторы "Соседнего Мира" говорят, что берут пример с венгерского фестиваля Сигет, где Грузовики выступали в прошлом году. Вы, как свидетели и участники обоих мероприятий, можете как-то прокомментировать это заявление?
Антон Слепаков: Я замечаю, что очень многие сейчас стали называть себя украинскими или российскими аналогами Сигета. Но все эти слова под собой ничего не имеют, это просто попытка попасть пальцем в небо, потому что ничего близко даже не стояло с оригиналом. На Сигете организаторам удается создать удовольствие практически из ничего. Там самые малые вещи радуют и греют: сама атмосфера фестиваля с ее разнообразием, парад красок и стилей, дружелюбные, веселые люди… Это очень многого стоит и с трудом воспроизводится в иных условиях. К чести ребят, делающих Соседний Мир – у них все очень мило получается. Тут гораздо меньше проблем и недочетов, чем на других фестивалях, где нам приходилось играть последнее время. Здесь все очень ненапряжно, спокойно и медленно, по-своему благодушно. Такое ощущение, что все здесь играют регги и распространяют волшебные вибрации Джа, хотя, на самом деле, тут даже близко такого нет – все играют страшный рок на дисторшене, ну, по крайней мере, в первый день феста это было именно так. Определенно, плюсов здесь больше, нежели минусов. Когда мы попали на Казантип в первый раз, в 98 году, мы удивились, как много на электронном фестивале людей и были неприятно поражены тем, что в рок-музыке нет мероприятий подобных танцевальным оупен-эйрам на пляжах. Прошло десять лет, и мы попали сюда, а теперь еще и во второй раз приехали. Я бы очень хотел, чтобы это начинание не угасло и ребята продолжали делать фестиваль, привлекали бы людей, ведь вся загвоздка именно в них, в недоверчивости артистов и публики. Что до последнего, то люди у нас не умеют и не знают, как отдыхать: все приехали, послушали группу, купили пива, а что дальше делать им – непонятно. Никто не хочет смотреть ни фотовыставки, ни сидеть в кинотеатре на совершенно удивительных показах. Всему этому надо людей приучать, а это процесс долгий. Но думаю, что атмосфера "Соседнего Мира" на людей действует благотворно. В этом плане показательно, что здесь пока не было еще никаких инцидентов.
Звуки.RU: В истории иДМГ фестивали играли особую роль, ведь вы и собрались-то ради выступления на одном локальном музсобрании в Днепропетровске. Сейчас часто идут разговоры, что зрители с большим желанием посещают фестивали, так как это возможность одновременно увидеть и услышать великое множество коллективов за довольно невысокую плату, но при этом нет возможности полностью оценить и понять каждую отдельно взятую группу – сплошное мельтешение названий, людей, стилей. А вы как ощущаете этот процесс?
Антон Слепаков: Я присоединюсь к этому заявлению – зачастую все так и бывает. Тем не менее, бывают и обратные примеры. Например, вчера было заметно, что на фестиваль приехало очень много поклонников Элизиума и 7000$, играющих довольно тяжелую музыку. Тем не менее, их фанаты слушали и остальных исполнителей и пытались по мере сил возрадоваться всем. Конечно, кто как умеет, но это уж такое дело, да-а-а… (вздыхает). А, с другой стороны, этим летом мы играли на питерском фестивале Стереолето, и там совершенно явно было видно, что людям интересен хедлайнер мероприятия - Ник Кейв. После него же зрители разошлись кто куда. И все те группы, которые пригласили организаторы, считали их интересными, актуальными, они оказались нужны очень малому числу людей. А если бы в столь позднее время работало бы метро, то могло получиться так, что на площадке остались бы одни музыканты и техники. Мы НеГрузовиками играли последними, в полпятого утра, и конечно те, кто остались нас послушать, сильно контрастировали с теми, кто был в самом начале вечера. Как приучить общество к культуре организации и посещения фестивалей – для меня самого вопрос риторический. Если подбирать однородных исполнителей, то получится скучно. Разнообразных – то получаются локальные группировки по вкусовым признакам. Многочисленные фанаты одного артиста после его выступления разбредаются и перед пустым залом начинает играть какая-нибудь интереснейшая группа, а их никто не знает и у них нет еще нет своей фан-поддержки.
Звуки.RU: А как вообще пошли НеГрузовики, так как вы и ожидали, или же были какие-то сюрпризы в восприятии проекта слушателями?
Антон Слепаков: Сложно сказать, мы ведь и сами были в полнейшем затруднении, когда начинали НеГрузовиков. Мы были готовы к полному фиаско, к тому, что это может оказаться совсем никому не нужно. И все это сложилось с кризисом, с кризисом в первую очередь в музыкальной индустрии. Именно поэтому не получилось эти песни выпустить на физическом носителе. Еще все это совпало с громадной черной дырой, вызванной свободным скачиванием музыки из сети. Информации стало слишком много и люди просто не успевают ее переваривать. Они скачивают дискографии коллективов по алфавиту – гигабайтами, затем слушают от силы с десяток альбомов, ни на минуту не вдумываются, а параллельно продолжают качать что-то еще, уже предвкушая знакомство с новинкой. А потом еще начинаются сравнительные таблицы, рейтинги, пятерки и десятки тех, кто лучше или хуже. Меня удивило, что НеГрузовиков очень многие поставили в один ряд с группой СБПЧ-Оркестр, а, с другой стороны, сравнивали с музицированием Евгения Гришковца. Ну, это тоже показатель времени. Что касается приема НеГрузовиков на концертах, то, в первую очередь, нам самим было трудно все учесть, ведь у нас прежде не было опыта игры подобной музыки живьем. Мы около года учились играть под сэмплер, потом только сформировался окончательно состав. Так что, то, что мы уже в этом, 2009ом году, проект сделали живым – и есть наша маленькая победа.
Звуки.RU: Мне кажется, что если и проводить параллели, то на СБПЧ-Оркестр вы наименее всего похожи…
Антон Слепаков: Да, мне тоже. (смеется)
Звуки.RU: В вашем блоге я читал заявление, что НеГрузовики – это не "Грузовики". С другой стороны, такое противопоставление кажется несколько странным. Раз оно выносится на поверхность, то, значит, тем самым уже дается повод для сравнения. Другими словами, если бы вы хотели сделать совершенно другой проект, то он и назывался бы по-другому, и участие ваше бы там не афишировалось.
Антон Слепаков: Нам просто хотелось обособить две группы друг от друга и сообщить слушателям, что НеГрузовики – это другое по форме повествование, нежели то, что они знают по иДМГ. Это было объявление о том, что в рамках данного начинания не будет знакомых нашим поклонникам полуюмористических песен под бас и барабаны, а будет нечто другое. В принципе, НеГрузовики – это музыка без границ. Кое-кто, не разобравшись, хотел от нас именно хардкора, чтобы бас у Славы (Ростислав Чабан – прим. Звуков.RU) был погромче, чтобы мы избавились от этой экзистенциальности и длинных текстов. Очень многие от нас, кстати, так и отвернулись. Но мы знали наперед, что так будет. Не бывает так, чтобы все всё одобрили. Люди не могут увидеть и принять то, что для них непривычно. Даже в быту – если ты пострижешься или радикально сменишь имидж, то окружающие все равно разделятся на тех, кто одобряет и тех, кто против.
Звуки.RU: А что касается …иДМГ, то, в каком состоянии сейчас группа?
Антон Слепаков: Мы уже записали одну работу – нечто среднее между живым и студийным альбомом. Мы сыграли полностью лайв, без наложений, правда, дело было в студии. Сейчас процесс уже в стадии мастеринга и издательства, но к нам это особо не имеет отношения. Большинство песен старые, всем известные, но будут и новинки. Именно такого альбома нам очень не хватало. На мой взгляд, наши студийные работы несколько перепродюсированы. Это получается само собой – хочешь сделать только лучше, но все дальше отходишь от того, как это звучало изначально. Что же касается совершенно нового альбома иДМГ, то тут мы в тупике. У нас даже есть шутливая фраза внутри коллектива, что, мол, "кризис пятого альбома"… Дело в том, что непонятно зачем и для кого записывать альбомы – студии звукозаписи очень дорогие, делать пластинки с домашним качеством скучновато. Хочется делать это на славу, с хорошими инженерами и на качественной аппаратуре. Пока мы не чувствуем в себе силы и интерес писать новый альбом. А концертник мы решили не делать полностью живым, так как, это очень дорого и сложно технически: привезти в клуб студийную аппаратуру и настроить ее – дело не из легких. Тем более, мы не знаем, как может пойти каждый наш концерт, могло получиться и вяло, а тут мы настроились и специально постарались выдать программу помощнее, эдакий эталонный сет Грузовиков. К тому же, все меломаны прекрасно знают, что в живых альбомах часто редактируются целые партии, то есть, в любом случае это не чистый документ. Ровно также как и фотографии сейчас – все что мы видим сильно доведено до ума пост-обработкой. Я вообще не очень люблю концертные записи: пересматривать их или переслушивать. Мне интересны они в момент выступления, а дальше меня это даже начинает несколько нервировать, я закладываю свои эмоции в момент этого выступления, а после уже к этому возвращаться не очень хочется.
Звуки.RU: На последних пластинках Грузовиков и НеГрузовиков попадаются разные субкультурные термины и фразы в текстах песен: бонхед, стрейтэджер, "го-го, веган" и прочее. Вы какое-то отношение к данным явлениям имеете или это просто игра в слова?
Антон Слепаков: Все мы современные люди, поглядываем-почитываем средства массовой информации, впитываем в себя весь этот урбанистический жаргон. Мы ни с какими субкультурами не связаны. Мы достаточно замкнутые люди, живем в своем маленьком мире, общаемся с очень небольшим количеством друзей и знакомых. Из нас никто не является ни стрэйтэджером, ни кем либо еще.
Звуки.RU: В дальнейшем, вы будете привлекать симпатичные вам коллективы к работе над песнями, так как это было в случае с записью "Ищу Друга", где приняли участие музыканты Spitfire, Optimystica Orchestra, Мои Ракеты Вверх?
Антон Слепаков: Конечно. Всегда интересно сделать не то, как ты привык, не то, как ты задумывал изначально. Человек посторонний, как правило, дает совершенно непредсказуемое решение задачи, из этого потом рождаются очень интересные вещи.
Звуки.RU: Похоже, что у иДМГ прежде шло постоянно увеличение количества слов на минуту времени, что вылилось в переполненный смыслами и историями "Ищу Друга". Теперь же масштабные тексты стали прерогативой НеГрузовиков, значит ли это, что старые, немного бессмысленные, песенки-попевки вернутся к Грузовикам?
Антон Слепаков: Да, они вернутся и уже возвращаются. Мы начали отдавать Грузовикам вещи попроще, ну и вообще разделять репертуар двух проектов. Но все равно, все прорывается, меняется, переплетается.
Звуки.RU: Что изменилось за последние десять лет в Днепропетровске? И на независимой сцене обеих стран – России и Украины?
Антон Слепаков: В Днепропетровске действительно кое-что изменилось, появилось несколько площадок, где действительно можно играть музыку. Лет шесть назад все было по-другому, мы пять лет не выступали в родном городе. Мы ездили везде и всюду, в том числе и заграницу, но дома не играли. Хотя тут прогресс есть, но с другой стороны, возвращаясь к разговору о публике, тут можно сказать о некотором перенасыщении. Публика уже вяловатая и не с таким интересом кидается на новинки как раньше. Что касается, российско-украинской сцены, то все заходит в узкие дебри. Постепенно яркий дух начинает угасать, очень многие группы играют, словно по инерции. Все постепенно угасает и стареет, как и любое физическое тело. С какими-то группами из разряда тех, с кем мы играли еще в "Джао Да", мы совершенно отдалились, а с кем-то продолжаем выступать и поддерживать отношения.
Звуки.RU: А когда был этот импульс, положивший начало тому духу, что двигал всю российско-украинскую сцену?
Антон Слепаков: Импульс был еще в начале 90х. А предыдущий толчок, немного слабее, был в конце 80х. Я его немного захватил пока был школьником и просто посещал концерты. Второй я впитал уже как музыкант, но к началу двухтысячных он стал угасать. Все перешло на совершенно коммерческие рельсы, андеграунд и альтернатива потеряли всяческий смысл, стали такими смешными игрушечными понятиями. Непонятно как это объяснить – и вроде бы ты и за деньги выступаешь, хотя в душе ты обалдеть какой альтернативщик, и ты против всех и всего. Это конечно очень банально говорить, что главное быть честным, но мы не будем говорить за всех, а скажем конкретно за себя – мы делаем какие-то вещи, которые интересны исключительно нам, если они интересны еще кому-то – это прекрасно.
Звуки.RU: А вы видите выход из сложившейся ситуации, как музыканты или же как слушатели?
Антон Слепаков: Особых выходов мы не ищем. Мы смотрим, интересно всегда быть наблюдателем. Как оно все получится? Что станет с индустрией? Кто и как будет слушать музыку? Да кто его знает, все это зависит от слишком большого количества людей. С нашей стороны мы всегда делали, и будем делать все, что можем.
…и Друг Мой Грузовик
Санкт-Петербург, Главclub
25 сентября 20:00
Москва, клуб Gogol'
26 Сентября 22:00
1965 – Родился Майк Ди (полное имя - Micheal Diamond), участник нью-йоркского "белого" хип-хоп-трио Beastie Boys. Трио примечательно тем, что исполняет не только хип-хоп, но и инструментальные джазовые, панк-рок и рок-композиции »»
Майя ПЛИСЕЦКАЯ (1925)
Norman GREENBAUM (1942)
Meredith MONK (1942)
Mike VERNON (1944)
Duane ALLMAN (1946)
Joe WALSH (1947)
Robert POSS (1956)
Петр САМОЙЛОВ (1958)