Оголтелая экология – под таким неформальным девизом проходил в этом году датский Роскильде.
В предыдущие годы политика фестиваля была сформулирована в лозунге “against drugs”, который стал чуть ли не подзаголовком события. Актуальности тема не потеряла, даже наоборот: драг-дилеров и их подопечных в этом году на Роскильде почему-то особенно много. Так что на экранах сцены Arena перед концертами показывают милый антинаркотический мультфильм. И всё же организаторы справедливо рассудили, что глобальное потепление – более реальная угроза, чем джанки.
Круглым символом "прозеленой" политики Роскильде стало колесо обозрения; аттракцион на некотором расстоянии от большой сцены Оранж выставил пивной спонсор фестиваля. Суть такова: прежде чем залезть в колесо и с удовольствием обозреть все закоулки Роскильде, необходимо немного покрутить колеса стационарных велосипедов. Благодаря "простым движениям", буквально из воздуха, пота, напряжения мышц получается экологичная энергия - она-то и вращает колесо. Усилия компенсируются спецбраслетами, которые станут вашими входными билетами на аттракцион. Всё по-честному.
Кроме того, все дни фестиваля специально обученные люди считают некие "экологичные действия", которые совершали посетители Роскильде. Насчитали аж 40 тысяч, о чем радостно сообщили в воскресенье, 5 июля. Получилось довольно смешно...
Концерт группы Eagles of Death Metal, о котором мы расскажем позже, задерживается; народ слегка переживает. И тут на сцене вместо усатого Джесси Хьюза (Jesse Hughes) появляются организаторы феста. Один из них говорит: мол, нас посетила министр экологии Дании… "Бууу!!!" - слаженно выражает свое отношение обычно очень приветливая публика. "Нет, нет, она милая женщина!" - протестует организатор. Затем, значит, звучит эдакий политический спич про мир во всем мире; ну и пресловутые 40 000 "зеленых шагов" оглашают. Хотя какая, скажите на милость, природа? Все эти "экологичные действия" запросто нивелируются одним простым коллективным актом, который в течение фестиваля совершается не тысячи, но миллионы раз. Имеется в виду удобрение мочой и без того хилой роскильдской почвы. Писающий мальчик – своего рода символ феста. Ученые подсчитали, что даже если прекратить хэппенинг прямо сейчас – ничего на этой землице не вырастет еще лет сто. Жидкость вдобавок смешивается с пылью, что приводит к обострениям тонзиллитов – типичный пост-фестивальный недуг.
На Оранже, тем временем, продолжают рассказывать про цифры: от экологии перешли к благотворительности (еще один "конек" Роскильде). Оказывается, в этом году средств, собранных с продажи билетов, хватит на скромную, но посильную помощь таким странам, как Малави и Бангладеш. В конце торжественного брифинга в солнечное небо взмывают сотни зеленых воздушных шаров. И наконец-то выходит группа Eagles of Death Metal, ура.
Но рассказ о музыкальной программе четвертого дня Roskilde-2009 мы начнем с лидера коллективов The Libertines и Babyshambles Пита Доэрти (Peter Doherty).
"Озорной гуляка", до Роскильде, как ни странно, доехал. Между тем, несмотря на "размер" артиста, организаторы предусмотрительно поставили Пита не вечером, а днем, в 14-00, когда фестиваль только-только просыпается. И это логично: если бы Доэрти потерял паспорт, опоздал на самолет или попал в клинику – расписание Роскильде не пострадало бы.
Доэрти, один на один с многотысячной толпой, вооруженный лишь гитарой и похмельным чувством юмора ("Эй… да… где я? А… Как дела, Роскильде?"), справляется вполне достойно. Акустика его более всего напоминает Боба Дилана (Bob Dylan) в блатном переложении. Но сам факт! Пит Доэрти, оказывается, существует не только на страницах таблоидов, но также прямо здесь и сейчас, под тентом площадки Арена!
На сцене Оранж в это время выступает еще один "Дилан", а также, если верить аннотации в фестивальной программке, "Брюс Спрингстин и Нил Янг" – всё в одном лице, швед Ульф Люнделл (Ulf Lundell). Ему жадно внимают сотни зрителей пенсионного возраста; происходящее, скорее, напоминает концерт Кобзона, нежели заслуженных бардов мировой эстрады.
На площадке Одеон выступают другие, более молодые и, пожалуй, более интересные, скандинавы: "восходящей звездой" называет конферансье норвежку Иду Марию (Ida Maria) с одноименной группой. Ида Мария оказывается фактурной барышней в теле – ей аккомпанируют субтильные юноши в шляпах. Играет разбитная девица, перефразируя Ника Кейва, "блюз отсутствия мужчины": музыка, достойная конкурировать если не с Лили Ален (Lily Allen), то хотя бы с Кейт Нэш (Kate Nash). Забористые, то сентиментальные, то нахальные песни Иды на пластинке всё же звучат более складно, чем в живом исполнении. Несмотря на то, что тексты песен англоязычные, с публикой девушка общается исключительно по-норвежски. Чтобы зрители не расползлись по соседним сценам, главный боевичок, композицию "I Like You So Much Better When You’re Naked" Ида Мария приберегает до финала выступления.
Сразу по окончании хита перемещаемся в Асторию, где готовится к выходу курьезная формация Hanggai. Монголы, проживающие в Китае, играют своего рода фолк-панк – с примитивными "умца-умца" и горловым пением; ну с ума сойти просто. Первая ассоциация, которая приходит в голову – тувинцы Huun Huur Tu.
Участники коллектива Hanggai выходят в национальных костюмах; впереди – крупногабаритный вокалист по имени Hurcha. Зал в восторге от экзотических красок и непривычных инструментов. Впрочем, музыка тяготеет к однообразию, поэтому, посмотрев полчаса этот этнический бурлеск, мы возвращаемся к Оранжу.
Там как раз все ждут вышеупомянутых Eagles of Death Metal. Группа под управлением Джесси Хьюза к дэт-металлу, конечно, никакого отношения не имеет: это прямолинейный, неистовый американский рок-н-ролл, простой, как бутылка водки. Карикатурные позы Хьюза, его конферанс между песнями – потрясающая работа на публику: как будто рокер решил закорешиться с толпой. В конце концов, он доверительно сообщает, что концерт смотрит его отец. И указывает на импозантного дяденьку "за кулисами" – тот наблюдает шоу вместе с некой женщиной (возможно, мамой Джесси?). Дабы окончательно ублажить публику, лидер Eagles of Death Metal объявляет песню “Wanna Be in LA” и добавляет: "На самом деле, я вовсе не хочу быть в Лос-Анджелесе. Я хочу быть здесь, в Роскильде!"
Кто-то из толпы передает Джесси драную картонку с начертанным от руки лозунгом “free words”. Хьюз подбирает табличку, многозначительно крутит ее в руках. На этой пантомиме мы покидаем Оранж и возвращаемся в Асторию.
Мэттью Стивен Уорд, более известный как M.Ward, играет последний концерт в рамках европейского турне. Сопровождающий его коллектив выглядит презанимательно: молодой невысокий Мэттью в окружении аккомпаниаторов, каждый из которых, по ощущению, старше его лет на 15 и выше сантиметров на 20. M.Ward мечется между струнами и клавишами – то садится за синтезатор, то вскакивает и берет в руки гитару. И играет хрупкий инди-фолк, очень провинциальный и по-хорошему грустный ("Chinese Translation”, “Sad Sad Song” и так далее). В конце неожиданно звучит кавер-версия "Roll Over Beethoven", после чего M.Ward с группой уходят; затем возвращаются на бис.
В самом финале музыканты благодарят публику за соучастие и делают фото толпы. Хороший, очень чуткий жест.
Идем на Арену, занимать места на Yeah Yeah Yeahs: согласно прогнозам, будет аншлаг. Карен О (Karen O) с нарисованной бородкой, одетая в какое-то многослойное модное рубище, - Нина Хаген (Nina Hagen) и Грейс Джонс (Grace Jones) в одном лице. YYY в этом году выпустили блестящий (в буквальном смысле) альбом “It’s Blitz!”, в рамках которого радостно изменили привычному гаражному панку чуть ли не со стилем диско. Впрочем, вряд ли кто-то, кроме фанатов категории “diehard”, обломался: по моему скромному мнению, пластинка тянет на одну из лучших в 2009-м.
Концерт "е-е-ешки" начинают с песни “Runaway” как раз с последнего альбома. Новый репертуар тактично разбавляют старыми номерами. Так, поют “MAPS” – песню, которая, как известно, посвящена лидеру группы Liars Ангусу Эндрю (Angus Andrew). “Wait! They don’t love you like I love you” – и глаза мои увлажняются, потому что я понимаю: вот и подошел к концу очередной Roskilde festival.
Не отыграв и часа, Yeah Yeah Yeahs уходят и, невзирая на истошные вопли публики, на бис не возвращаются. Им нельзя: на Оранже вот-вот появится заключительный хедлайнер, и к этому моменту все остальные сцены обязаны пустовать.
Ничего не поделаешь, публика покорно плетется вон: кто-то – налево, к выходу в кэмпинг, но большинство – направо, к большой площадке. Там в это время происходит нечто странное: из динамиков раздается рэп, а по сцене, верхом то ли на швабре, то ли на микрофонной стойке, скачет какой-то чувак. Что это было – не знаю до сих пор; в программе вообще-то заявлена речь лауреата Нобелевской премии, доктора Мухаммеда Юнуса (Muhammad Yunus).
...Очередь на лучшие места под 'Оранжем" народ начал занимать чуть ли не с утра. В этой очереди люди сидели, обедали, знакомились, терпеливо выслушивали все остальные группы, что выступали в воскресенье на большой сцене – шведского Кобзона, Eagles of Death Metal, Madness... И вот – конец страданиям: час икс настал. Концерт начинается с традиционного вступления - звучит вальс Штрауса, на больших экранах по бокам от сцены показывают руки зрителей, которые плавно раскачиваются в такт гениальному произведению. Ну а потом выходят они.
"Если ты три дня ждал Coldplay / Если мы – единственная оставшаяся группа / Если тебе Madness понравились так же, как мне…" - Крис Мартин (Chris Martin) импровизирует Роскильде-блюз, и публика отвечает благодарным ревом. Всё, как полагается на концерте "больших кумиров": плачущие девочки, сентиментальные зажигалки, дружные "sing-along". Я наблюдаю шоу с интересной диспозиции: передо мной – дерево, на которое залез мальчик лет десяти; каждые пять минут у этого тополя "отливают" категорически не трезвые юноши; рядом стоят девчонки с блестящими глазами, и каждую песню исполняют в унисон с Coldplay; а справа парень на костылях обнимает свою даму.
В кульминации идиллии в публику выкидывают белые надувные шары; а Крис Мартин, который до этого носился по сцене и весьма удачно заигрывал с аудиторией, вдруг садится за фортепиано. Смеркается, скучнеет.
Я покидаю Roskilde-2009. Это был очень хороший фестиваль. Увидимся в следующем году.
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)