В прошлой главе репортажа из Роскильде мы упоминали шведского юношу, который негодовал по поводу грубости подданных Датского королевства. Но в этот раз меня посетила мысль: может быть, всё дело в гендере?
Ближе к полуночи фестиваль Роскильде напоминает набережную в Адлере. Местные викинги начинают охоту на одиноких девушек; сумерки и алкоголь придают аполлонам смелость. Классические правила съема: куда идешь - почему одна - пойдем с нами, дэвушк, давай знакомиться!
"Квакваква", - лопочут на своем датском двое подростков, которые в данный момент едва ли не силой тянут корреспондента Звуков в сторону большой сцены. Протестую: "I don’t speak Danish!", на что один из скандинавов радостно парирует "I speak Danish!"
В прошлом году, когда на том же Роскильде мужская аудитория фестиваля неистово подпевала Нику Кейву "No Pussy Blues", один мой приятель заметил – эге, да это, видать, популярная проблема в Дании!
Впрочем, вернемся к искусству.
Третий день Роскильде, и я опять опаздываю. На этот раз на сцену Lounge – небольшой фестивальный оазис; кусок пляжа, только без моря и обнесенный забором Люди лежат на песке, а на сцене стоит Питер Бродерик (Peter Broderick - американский участник датской пост-роковой оркестра-тусовки Efterklang. Сольное творчества Бродерика являет собой томительный фолк. Я, однако, застаю в Лаунже только "бис": на сцене мальчик с гитарой и девочка с погремушкой, душевный камерный минимализм.
Это разительная антитеза тому, что происходит сейчас на большой площадке Оранж: праздничная шведская попса по имени Хакан Хеллстрем (Hakan Hellstroem), с лицом актера Киллиана Мёрфи и мимикой Ильи Лагутенко, активно вихляет по сцене. Публика реагирует сдержанно.
В Одеоне в это время настраивается группа Oh No Ono – соотечественники тех же Efterklang и Mew лишь немногим уступают в популярности передовикам датской эстрады. Пару лет назад я уже видела Oh No Ono на той же самой сцене: тогда это было истеричное, накачанное гелием диско, с безумными персонажами на подтанцовке и обязательным разбрасыванием в зал воздушных шаров. С тех пор юноши остепенились: выпустили занудный психоделичный альбом, украсили сцену цветами да травами – в общем, верно поймали конъюнктуру рынка и переквалифицировались в хиппи. В итоге группа растеряла весь драйв - а вместе с ним и поклонников.
Зато в маленьком Павильоне происходят удивительные вещи: выступает "инди-роковый Ингви Мальмстин в юбке", американская гитаристка-виртуоз Марни Штерн (Marnie Stern). Она еще и блондинка! Причем, играет не одна: в глубине сцены припрятан барабанщик, но он никому не интересен – а вот в паре с Марни работает брюнетка-басистка. Это просто какой-то секс на струнах! Две нимфы с кривой, неслушабельной музыкой.
Время от времени нам приходится возвращаться к сцене Оранж; между делом замечаем, что шведского Мумий Тролля сменил цыганско-кабацкий балаган Gogol Bordello. Их на Роскильде выписали в последний момент – спасать пустоту, которая образовалась после отмены сахарного рэппера Лил Вейна (Lil Wayne). Панк-рок довольно странная замена хип-хопу, однако публика не возражает. Евгения Гудзя здесь любят и с удовольствием ему подпевают.
Но едва ли не больше обожают местных тёрнтаблистов Den Sorte Skole. Это такой даб с Болливудом пополам: датчане уместно вышивают на электронных пяльцах турко-индийские орнаменты. В Космопол не продраться, а пыль от танцующих ног стоит такая, что лучше поискать на фестивале другую музыку – здоровье дороже.
Очень экзотическое и трогательное шоу предлагают на площадке "Арена". Замечательный дуэт из Мали Amadou & Mariam собрал под сценой какое-то невероятное количество почитателей. Возможно, виной тому - причастность к деятельности Больших Бледнолицых Звезд: последний альбом дуэта выполнен в кооперации с Дэймоном Элбарном (Damon Albarn), а впереди и вовсе июльская гастроль по США на разогреве у Coldplay.
Помощники выводят на сцену двух немолодых людей в темных очках (Мариам и Амаду за 50; и они оба - незрячие), вкладывают в ладони микрофоны, сжимают пальцы. Дальше начинается пение, в которое дуэт вкладывает всю душу под аккомпанемент мини-оркестра этнических музыкантов. Чтобы сделать картинку динамичной, в состав введены две девушки-танцовщицы. Музыка нестареющего оптимизма.
Затем мы оказываемся а Павильоне, на концерте американцев The Dodos. Сложносочиненный, многослойный инди плохо усваивается после солнечного позитива Amadou & Mariam.
Позже, в Астории, мне предстоит пройти тест на музыкальную толерантность: британское трио Micachu & The Shapes – то ли новая грань непричесанного искусства, то ли "голый король" поколения MySpace. Их музыка – как бой подушками: хулиганство, перья летят, дети довольны. Будто соотечественники Los Campesinos! устроили утренник в начальной школе.
До фестиваля я ознакомилась с видео-подкастом: там Мика Леви (Mica Levi), она же Micachu, неистово – как будто даже не зажимая аккорды – теребила гитару и одновременно что-то выкрикивала. Один нюанс: какой милый мальчик лет тринадцати! – подумала я тогда. Тот факт, что Мика – девица двадцати двух лет отроду, да еще и с классическим музыкальным образованием, стал для меня большим открытием.
А The Shapes – это клавишница и барабанщик - такие же несолидные и непосредственные, как сама Мика. Кидалты на эстраде; рассказывать интересней, чем слушать.
На сцене Астории их сменяют другие смешные британцы, The Chap, – а вот это уже абсолютный highlight моей субботы на Роскильде. Первая ассоциация: кустарный Kraftwerk, трэш, стёб и lo-fi. Накануне фестиваля The Chap обзавелись запасной клавишницей и, таким образом, стали квинтетом. Большинство своих незамысловатых песенок группа сопровождает самодельными перфомансами; лекарство от скуки во плоти; “fun&interesting”, как поют The Chap в самой своей популярной песне. "Мы раньше не выступали перед такой большой аудиторией!" - признаются музыканты во время концерта. Аудитория с удовольствием их поддерживает.
Отличный концерт вдохновляет меня на изнурительный ночной кросс по Роскильде: до сих пор расписание фестиваля было сравнительно щадящим, теперь же любимые артисты беспощадно пересекаются друг с другом. Придется, ног не щадя, бегать от Арены к Одеону – ибо выбрать между, допустим, Fever Ray и Dungen - непростая задача. На каждую группу есть минут по 20 – настоящее фестивальное мельтешение. В кашу, к счастью, впечатления не слиплись. Так что по порядку обо всех.
The Pains of Being Pure at Heart в Павильоне: маршевый замшевый шугейз из Нью-Йорка для тех, кто любит My Bloody Valentine. Четверо членов команды играют бодро, кокетливо – юность, свежесть, да и только; никакой "боли", в пику названию команды, нет в этой музыке. “The coolest festival!” – говорит вокалист Кип Берман (Kip Berman) про Роскильде.
Fever Ray в Арене: да что ты будешь делать, опять организаторы угадали с площадкой! Проект под управлением Карин Дрэйер Андерссон (Karin Dreijer Andersson) из шведского странного-электронного дуэта The Knife собирает километровую толпу зрителей. Вот сколько бы людей на них в России пришло, а?! Сейчас, в кромешной темноте, не имея возможности подобраться на сколько-нибудь выгодное расстояние к сцене, - единственное, что вижу я, лузер: лазеры, которые танцуют поверх тысяч и тысяч голов.
Начало невнятное – характерный голосок Карин почему-то не слышно; а часы неумолимо дотикивают пресловутые 20 минут. Знакомые потом сказали: было потрясающее шоу. Хорошо, проверю тщательней через пару недель на финском Flow festival.
Dungen в Одеоне: шведы, но совсем другие. Длинноволосые интеллигенты играют тонкий психоделический джаз-фолк-рок. Одеон превратился в хиппи-оазис еще после дневных "Oh No Ono", и сейчас ностальгический трип в 60-е продолжается. В какой-то момент на подмогу Dungen выходит пара гостевых скрипачей, и сценическая площадка напоминает цветочную филармонию.
Black Dice проваливаются в Павильоне : арт-террористов на Роскильде не любят. Под сценой отирается жалкий десяток зрителей – кажется, бруклинское трио поставило фестивальный антирекорд посещаемости. Группа рассредоточилась за электронными агрегатами, из которых извлекает ритмичный трэш-нойз, разбавляя его живыми гитарами и мертвецким (будто из жанра "дэт-металл" позаимствованным) вокалом. Останки верноподданных не выдерживают тотального террора и убегают из Павильона...
…а на свободе их встречает радостный поп Pet Shop Boys. На "Оранже" нестареющий дуэт демонстрирует, похоже, тот же спектакль, с которым тремя неделями ранее гастролировал в Москве и Петербурге. На сцене – громадье сложных архитектурных декораций, из которых время от времени появляются танцоры с коробками на головах: минимализм состава группы искупается щедрым антуражем. Я, вдобавок, попадаю прямо на "хитовый" блок: исполняются "Go West" и "You’re Always on My Mind" – в прямом эфире нашей радиостанции сеанс массовой ностальгии.
Наступает малоприятный момент, когда приходится выбирать финальный пункт моей сегодняшней фестивальной программы – по принципу "или/или", компромисс не получится. И если большая часть Роскильде разрывается между Malk De Koijn и популярным канадским ди-джеем Deadmau5, то я выбираю между первыми и проектом The Very Best.
Malk De Koijn – легендарные датские рэпперы. Несколько лет назад они выпустили, без скидок, гениальный альбом, полный юмора и абсурда. А затем прекратили существование. Впервые за 5 лет троица собралась для единственного концерта в рамках Роскильде; для датчан – дело чести не пропустить событие. Подъезжая на поезде к Роскильде со стороны Копенгагена, все посетители фестиваля видят на платформе гигантское граффити “Malk De Koijn”. Это - знак: людей на концерт в Арене придет не меньше, чем двумя днями ранее на группу Mew.
Смотреть ошметки пира на расстоянии в километр, еще и в темень кромешную двух часов ночи, уже не хочется. И я выбираю The Very Best feat. Esau Mwamwaya & Radioclit (таково полное название проекта) в "Астории". Это музыка экологичного рейсаклинга: на ритмы и мотивы, позаимствованные у M.I.A., Vampire Weekend, Architecture in Helsinki, нанизаны стилизованные под этнику песнопения Эсо Мвамвая, уроженца страны Малави и нынешнего резидента города Лондон. Отличный африканский гамбургер.
В ходе дискотеке в жанре “world” выясняется, что в проекте, помимо ди-джея и, собственно, Эсо, свойского парня в кепочке да будто с соседней лавочки, есть еще и третий участник – массовик-затейник, энергичный негр в невообразимой серебристой диско-шляпе. Похоже, его задача – командовать публикой ("поднимите руки/похлопайте в ладоши"). Обрамляют трио две танцовщицы в приятном неглиже. Когда одна из них соблазнительно крутит попой к восторгу первых рядов – кто-то из зрителей, не удержавшись, обливает гоу-гоу герл водой, так, что прелести становятся более очевидными. Девушка разворачивается, и с милой улыбкой заламывает руки в смачный "фак". Народ ликует.
Звучит, разумеется, обещанный "very best": "Cape Cod Kwassa Kwassa", "Kamphopo", "Sister Betina" – не поленитесь найти эти и другие песни в интернете, они выложены в свободном доступе. Вас ожидает море удовольствия.
Когда Эсо покидает сцену, дискотека и не думает заканчиваться, но без малавийских причитаний - это техно в сухом остатке.
Покидая фестиваль, я прохожу мимо Арены. Как и было предсказано: народу на Malk De Koijn – хватит на добрую сотню концертов Noize MC или группы Кирпичи.
Ночной автобус на Копенгаген приходится брать штурмом. Завтра - заключительный день Roskilde-2009.
Продолжение следует...
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)