Если верить брошюрам и интернет-сайтам, EXIT – один из самых больших и известных музыкальных фестивалей в Восточной Европе. При попытке забронировать рейс до Белграда за день до начала фестиваля это стало более чем очевидно – на девятое число билетов не оказалось вообще, а на восьмое нашлись с трудом. Но вот билеты куплены, жилье забронировано, и мы едем на такси до места проведения фестиваля – города с манящим названием Нови Сад. На полдороге небо покрывается тучами, в окно начинает стучать дождь, и перед глазами встают фотографии с прошлогоднего Glastonbury и недавно прошедших Пустых Холмов. Но каким-то чудом сербским организатором удалось договориться с небесными силами, и со следующего дня погода показательно исправляется.
В хостеле сразу же по приезде нам выдают по защитной маске - в целях защиты от якобы свирепствующего в соседней Хорватии гриппа. Такие маски раздают на фестивале на каждом шагу, но, похоже, если кто и надевает их, то скорее для красоты, нежели в целях безопасности. Выглядит вполне по-рокенрольному, особенно запомнилась одна - с нарисованным по центру пятачком.
Сам Нови Сад город небольшой, поэтому, оказавшись в любой его части, можно дойти до места проведения фестиваля, крепости Петровардин пешком без каких-либо особенных усилий. Что мы и сделали, уложившись в двадцать минут и попутно изучив "городско зеленило", оно же городской парк, а также местный пляж.
К официальному открытию народу в крепости совсем мало, но это ненадолго. Уже к выходу первого хедлайнера у главной сцены собирается несколько тысяч человек. Хедлайнер – певица Лили Аллен (Lily Allen) – выглядит неожиданно солидно в туфлях на шпильках и с высокой прической. Однако минут через двадцать барышня избавляется от каблуков, оперативно меняет леггинсы на мини-юбку и закуривает прямо на сцене. Фанаты - в основном годящиеся певице по возрасту в младшие сестры девушки - в восторге, а когда в финале песни "Smile" музыканты разражаются почти панковской кодой, то к их радостным воплям присоединяются и немногочисленные молодые люди.
В задних рядах под экранами с трансляцией со сцены пляшут все без разбора, размахивая стаканами с пивом. Там же и обнаруживается единственная на весь EXIT настоящая большая фестивальная ЛУЖА, но за весь вечер в ней так никто и не был замечен. Когда Лили объявляет, что под следующую песню должны “have fun all the ladies”, становится понятно, что веселье и вправду началось. Песней, под которую предлагалось веселиться барышням, к слову сказать, был трек “Fuck You”.
Вторым героем вечера стал хип-хопер Roots Manuva, тоже посвятивший песню местным “ladies”и сообщивший, что он невероятно счастлив играть на этом фестивале.
Очевидно, что самыми ожидаемыми гостями вечера были англичане Arctic Monkeys. После ухода со сцены Roots Manuva публики около главной сцены не только не стало меньше, но напротив, только прибавилось. Очереди в бар увеличились до невероятных размеров, а пройти куда-либо стало просто невозможно. Оставалось стоять на месте и получать удовольствие от полуночного салюта.
Вокалист Алекс Тернер (Alex Turner), судя по крикам, доносившимся из середины многотысячной толпы, оказался несомненным фаворитом вечера: столько радостных воплей и аплодисментов в этот день не получал еще никто. Он не остался в долгу, поприветствовал зрителей почти что русским "Добрый вечер" и сообщил, что это лучший концерт Arctic Monkeys за последнее время. Закрадывается подозрение, что Алекс произносит это в каждом городе, но все равно приятно, что уж там. В середине сета на песне "I Bet You Look Good On The Dance Floor" не танцевал только ленивый или очень пьяный.
Вторые были в абсолютном большинстве. Ближе к концу выступления музыканты сыграли несколько песен с выходящего в августе нового альбома - в том числе "Secret Door" и "Dangerous Animals", в общей сложности проведя на сцене почти полтора часа.
Остаток вечера прошел на танцевальной сцене при абсолютном аншлаге, а около трех ночи честные таксисты отвезли нас в хостел за очень скромные деньги. Еще один несомненный местный плюс.
На второй день фестиваля мы решили ознакомиться с местными достопримечательностями и особенностями национальной кухни. Как сообщил путеводитель, главное блюдо в Сербии – плескавица, огромная котлета, похожая на макдональдсовский "биг тейсти", умноженный вдвое. После обеда с плескавицей стало ясно, что главное ее предназначение – воссоединиться с кружкой-другой пива и погрузить едока в глубокий сон. Увы, такой возможности у меня не было, потому что хедлайнерами второго дня Exit Festival значились Manic Street Preachers и Korn. Концерт и тех, и других я пропустила еще в Москве, поэтому сходить на них было делом чести.
Пространство перед главной сценой было заполнено меньше, чем наполовину. Видимо, Manic Street Preachers оказались не столь популярны в Восточной Европе, как вчерашние короли вечера Arctic Monkeys. Впрочем, это не помешало им держаться с истинно британским достоинством. Вокалист Джеймс Брэдфилд (James Dean Dradfield) также сообщил, что это лучший фестиваль за этот год. Басист Ники Уайр (Nicky Wire) был похож одновременно и на джентльмена и на рок-звезду – в белом пиджаке, с диско-макияжем и богато украшенной цветными перьями микрофонной стойкой. Когда он принимал картинные позы с гитарой наперевес, сразу становилось понятно, кто тут главный герой сцены.
Ближе к полуночи стало очевидно, что все вчерашние комплименты местной погоде оказались напрасными – начался проливной дождь и вчерашняя одинокая лужа у главной сцены превратилась в небольшой пруд, а самым модным аксессуаром вечера немедленно стали огромные пластиковые мешки для мусора, заменившие многим дождевики. В общем, самое подходящее время для выхода когда-то великих и ужасных Korn. Следует заметить, что группа приехала в Сербию с концертом впервые, поэтому публика встречала их более чем радостно, несмотря на дождь и грязь. Плей-лист группы, судя по всему, не сильно отличался от московского – прозвучали все обязательные хиты "Falling Away From Me", "Freak On A Leash", "Somebody Someone", "Blind", а закончился более чем часовой сет исполнением уже ставшей программной пинкфлойдовской "Another Brick In The Wall".
После танцев, устроенных многочисленной толпой, перед главной сценой образовалось небольших размеров грязевое болото, поэтому было решено перебраться в место поспокойнее. На роль такого места отлично подошла менее многолюдная Fusion Stage с вышедшим на нее ямайским специалистом по регги Максом Ромео (Max Romeo), который забавно смешивает регги и даб с пауэр-попом. Примечательно, что как только Макс вышел на сцену, дождь сразу же прекратился. Возможно, это было влияние коллективных positive vibrations, исходящих от пропахшей характерным дымным запахом толпы, а может, природным силам было совестно мочить под дождем белый костюм музыканта. В любом случае, у всех появилась приятная возможность обсохнуть и согреться.
Отдохнув душой и телом под умиротворяющие звуки регги, я отправилась на Explosive Stage, чтобы посмотреть на именитых дум-металистов My Dying Bride. Как и положено порождениям темных сил, музыканты вышли на сцену далеко за полночь, но при неожиданно скромном количестве поклонников перед сценой. Руки вокалиста были старательно разукрашены бутафорской кровью, гитарист картинно взмахивал ухоженными волосами, а фанатки в первом ряду выглядели не хуже героинь фильмов про графа Дракулу.
Сразу же после сета My Dying Bride снова начался проливной дождь, в связи с чем пришлось совершить побег в хостел. Половина фестиваля прошла без потерь, ура.
Продолжение репортажа следует...
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)