Patrick WATSON  День победы

В Монреале продолжается занесенный в Книгу рекордов Гиннесса на правах крупнейшего в мире международный джазовый фестиваль. Из двух миллионов посетителей FIJM на шоу местного резидента Патрика Уотсона собрались свыше ста тысяч – включая специального корреспондента Звуков Сергея Степанова.

Когда я впервые услышал Патрика Уотсона (Patrick Watson) – три года назад, на третьестепенной сцене монреальского рок-фестиваля Osheaga, в числе сотни зрителей, - я сразу заподозрил, что у парня есть неплохие шансы стать звездой. Подозрение закрепилось после выхода блистательной пластинки "Close to Paradise", усилилось из-за повышенного внимания к ней влиятельных английских журналов и перешло в категорию свершившихся фактов еще позапрошлым летом, когда Патрик отыграл аншлаговый сольник в Metropolis, крупнейшей закрытой площадке местного джазового фестиваля.

Фестиваль этот тоже, на всякий случай, крупнейший – и не только в Монреале или, допустим, Северной Америке, но во всем мире. Несколько лет назад количество его посетителей перевалило за 2-миллионную отметку, застолбив за Festival International de Jazz de Montreal строчку в Книге рекордов Гиннеса – подобная посещаемость не снилась даже проходящему в схожем формате (десятки сцен, сотни выступающих, двухнедельный хронометраж) джазовому фестивалю в Монтре.

Максимально вольная трактовка прилагательного "джазовый" – еще одна черта, роднящая два фестиваля. Только на моей памяти под это определение подходили артисты в диапазоне от Леонарда Коэна (Leonard Cohen) и Ареты Франклин (Aretha Franklin) до Сезарии Эворы (Cesaria Evora) и Ману Чао (Manu Chao), от экс-солисток The Cranberries и Morcheeba до ансамблей TV on the Radio и Public Enemy. Нынешний год – не исключение: в лайн-апе из 700 с лишним имен были замечены, в числе прочих, Тони Беннетт, Van der Graaf Generator, Бен Харпер, Afro-Cuban All Stars, Джо Кокер, Beirut, Эл Ди Меола и Стиви Уандер.

Бесплатное шоу последнего открывало фестиваль, традиционно оттяпывающий у монреальского даунтауна его половину (автомобилистам в эти дни въезд в центр заказан, зато пешеходы перемещаются с одного концерта на другой в режиме нон-стоп). И хотя хитов у Стиви хватило на три часа, а послушать их пришли порядка 200 тысяч зрителей, триумфом это выступление объявить никто не спешил – хотя бы из-за проливного дождя, обрушившегося на Монреаль непосредственно накануне шоу.

Другое дело – Патрик Уотсон. Всего через два года после солд-аута в Metropolis он пошел еще дальше – гораздо дальше, а с момента дебюта на Osheaga его аудитория увеличилась не в пять и не в двадцать, а в тысячу (!) раз. Для начала ему повезло с погодой, а дальнейшее было делом техники – каковую Патрик со товарищи отработали не хуже, чем Криштиану Роналду.

Уже песне на третьей оказалось, что теперешнему Уотсону решительно все равно, сколько человек его слушают (прошлой осенью их было, если помните, пятьдесят, нынешним летом, если кто не сосчитал, 100 тысяч). К каждому из зрителей его музыка – камерная, интровертная и интимная - обращается по отдельности, в то время как необходимые для большого шоу склейки обеспечивает его явный – теперь уж точно – талант шоумена.

К тому же, на славу потрудились люди, ответственные за сценографию. Музыканты отбрасывали огромные тени на соседние здания, вдохновленную одноименной книжкой "Where the Wild Things Are" сопровождал кукольный театр теней в исполнении пары рук приглашенного индуса, а еще несколько песен группа исполнила на крохотной сцене в середине толпы, предварительно вооружившись рюкзаками с фонарями и мегафонами.

Одну из песен с недавнего диска "Wooden Arms" Патрик исполнил на пару с небезызвестной певицей Лхасой (Lhasa), а ближе к финалу к группе присоединился второй барабанщик – откликающийся на погоняло "Король ударных" и встреченный оглушительными овациями монреальский дедуля. Финал растянулся на полчаса и три биса, по ходу которых Уотсон посвятил своей семье "Summertime" Гершвина, осчастливил публику своим главным хитом "Luscious Life" и спел песню с последнего диска The Cinematic Orchestra.

Над сценой тем временем затрепетала связка воздушных шариков (не такая, как в м/ф “Вверх”, но все равно довольно массивная), а на исходе второго часа шоу над Монреалем загромыхал фейерверк. На следующее утро газеты написали, что опен-эйра лучше вчерашнего на джаз-фесте не случалось много лет – да-да, включая концерт Стиви Уандера. Я догадывался, что парень может стать звездой. Но подобное путешествие из грязи в князи на моих глазах проделывала только одна группа - Coldplay.

09.07.2009, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)