"Как вам там сидится, мудаки богатенькие?" - посреди московского концерта Faith No More вокалист Майк Паттон (Mike Patton) обратился к v.i.p.-галерке клуба "Б1". Со словом "rich" он точно не ошибся. Официально билеты на шоу были распроданы полностью, неофициально цены на них в последний момент варьировались от 7 тысяч (в партер) до 70 (в ту самую галерку). Выступление ветеранов вполне соответствовало небывалому ажиотажу: за полтора часа Faith No More прокатились по лучшим эпизодам своей карьеры, вспомнили советскую классику, а также преподали зрителям уроки хороших манер, классовой ненависти и воспитания детей. Другими словами, вернулись не понарошку.
Реюниона легендарной альт-металлической банды в мире ждали с каким-то особым отчаянием. Warner Music Group, владеющая правами на записи группы, умудрилась за 11 лет наштамповать аж 6 сборников "best of Faith No More", то есть столько же, сколько студийных альбомов числится в ее дискографии. Сетлист нынешних гастролей, гордо именуемых "Туром Второго Пришествия", по сути еще один "best of" с упором на материал "The Real Thing" ("Epic", "From Out of Nowhere", "Surprise! You're Dead!"), "Angel Dust" ("Be Aggressive", "Land of Sunshine", "Malpractice") и "King for a Day... Fool for a Lifetime" ("The Gentle Art of Making Enemies", "Evidence", "Cuckoo for Caca"). Российским зрителям, пожалуй, повезло: московский и питерский концерты FNM пришлись на окончание первой трети тура, то время, когда трудоголический раж понемногу уступает место тяге к импровизации (а с этим у группы проблем не наблюдается), а усталость от исполнения одних и тех же песен накопиться еще не успела.
Блаженный псевдо-госпел "Reunited", которым открывается концерт, оказывается замечательной театрализованной пародией на ностальгирующих рокеров-старперов. Группа, одетая в строгие костюмы и поющая о том, "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались", Паттон, вооруженный старческой палочкой, и большой красный занавес, будто вынесенный из линчевского "черного вигвама". Такой декор смотрелся бы уместнее на очередном юбилейном вечере Джонни Мэтиса (Johnny Mathis) в каком-нибудь из залов Лас-Вегаса, а не концерте, куда пришли рубиться матерые хардкорщики. Становится ясно, почему Паттон до недавнего времени скептически относился к самой идее воссоединения. Никому - ну уж точно не Faith No More - не хочется возращаться "абы как" и выглядеть горсткой пенсионеров, берущихся за гитары, чтобы оплатить счета за свет и воду. К своему "Второму Пришествию" калифорнийские металлисты подготовились основательно, продумав те мелочи, которые и превращают обычный концерт в хорошее шоу. Наилучшей рекомендацией, на которую я наткнулся в интернете перед выступлением, была такая: "Сходи. Я был 15 лет назад, и мне понравилось". Faith No More удалось каким-то образом вырезать из памяти 11 лет анабиоза, пережив массу сомнительных рэпкоровых наследников.
Ностальгическая блажь с музыкантов слетает уже на "From Out of Nowhere", в конце которой Паттон, не щадя лощеного красного костюмчика, летит в толпу. Навык шоумена Паттон не только не теряет, но и, кажется, приумножает год от года. Рулить публикой он начинает на "Evidence", идущей пятой в сетлисте. "Сейчас дам тебе микрофон", - предупреждает он одного из зрителей, - "спой что-нибудь по-русски. Но только по-русски, окей?". Новоявленный дублер не теряется и поет "Все будет хорошо". В какой-то момент клавишник Родди Боттам (Roddy Bottum) замечает в толпе создание лет шести-семи от роду, сидящее на родительских плечах. Ребенок тут же становится участником концерта - бесноватый Майк учит парня звериному рыку.
Голос Паттона, раз уж о нем зашла речь, действительно феноменален. Перечисление голосовых регистров, которые умещаются в его луженой глотке, и представителей фауны, которым он может подражать, займет пару листов. При желании он мог бы ставить детские кукольные спектакли, озвучивая всех персонажей в одиночку. Но изумляет даже не то, что Майк может и пропеть томным крунерским баритоном, и зареветь простреленной навылет волчицей, а то, как легко он переходит из одного регистра в другой. Остальные его шалости - обматывание себя проводами, пение из положения лежа - меркнут на этом фоне.
Остальные музыканты (а FNM, напомним, выступают сейчас в составе образца 1997 года и "Album of the Year") на сцене выглядят не статистами, но группой прикрытия, которая в уличной разборке молча стоит за спиной своего языкастого лидера, но готова в любой момент ринуться в драку. Прикрытие Паттону понадобилось: фронтмен вдруг покидает сцену по невыясненным причинам, и его отсутствие Боттам и компания заполняют занятными инструментальными интермедиями. Сперва идет знаменитый "Popcorn" Гершона Кингсли, за ним - не менее знаменитая тема "Время, вперед!" Георгия Свиридова. Майк возвращается на сцену и начинает кашлять в микрофон, но сразу же становится понятно, что это не более чем притворство.
Faith No More, хоть и числятся среди отцов метал-фанка и нью-метала, попросту умнее подавляющего большинства тех, кто в 90-е погрел руки на их наработках. От Роя Айерса и Айзека Хэйса (Roy Ayers, Isaac Hayes) в их музыке не меньше, чем от Circle Jerks и Bad Brains. И даже переходы от бронебойных боевиков к мелодичным номерам вроде "Easy" у них получается сглаживать. "Chinese Arithmetics" Паттон по традиции открывает "мелодиями и ритмами зарубежной эстрады" - на этот раз зачитывает текст песенки Лили Аллен (Lily Allen) "Fuck You" (на недавнем фестивале в Донингтоне на ее месте была "Poker Face" Lady GaGa, а году в 90-м и вовсе "Vogue" Мадонны).
Заметив ближе к концу сета слэм, бушующий на правом фланге, Паттон принимается за воспитательную работу. "А вы, я смотрю, любите побеситься. Насилие вышло из моды, на дворе не 1998 год. Давайте просто повеселимся и уйдем отсюда в хорошем настроении. И вообще у нас дети в зале". Концерт завершила "We Care a Lot", невинные души, которым раньше приходилось довольствоваться суррогатом от IFK, были наконец отомщены. Но и это слово не было последним. Когда в зале уже заиграла фонограмма "Hurt" Джонни Кэша (Johnny Cash) и зрители потянулись к выходу, Faith No More снова вышли на сцену. "Мы поднимались по лестнице... и вдруг решили вернуться. И вот они мы", - простодушно объясняет Паттон. Вернулись - не то слово.
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)