Все-таки московская публика не поддаётся никакому прогнозированию. Ну кто бы мог подумать, что на не самой известной группе в мире, да еще и в понедельник, да еще и в один день с Faith No More, да еще и летом, когда народ в клубы вообще перестаёт ходить, будет настоящая давка? Однако факт налицо – в 21.40, когда едва набирал ход разогревочный диджей-сет от SCSI-10, клуб был заполнен где-то на три четверти, а еще в течение часа "Тонны" набились едва ли не плотнее, чем на Apparat Band полтора года назад.
Разогрев был, как водится, длинноват. Парни хоть и разбавляли минимал довольно мелодичными треками, вставляя в сет что-то, похожее на The Field, а один раз даже сыграли что-то отчаянно напоминающее Ульриха Шнаусса (Ulrich Schnauss), публику утомили очень быстро. Где-то в половине одиннадцатого зрители начали посвистывать, а потом кучка активных фанатов принялась в такт музыке скандировать "Ра-та-тат! Ра-та-тат!". Кричали, кажется, минут пятнадцать не останавливаясь – уж очень людям было скучно.
В без десяти одиннадцать (не поздновато ли для понедельника?) на сцене, наконец, появились два худощавых бородача. С гитарами наперевес. Что, не ожидали? Я тоже. Сетап, и вообще то, как Майк Страуд (Mike Stroud) и Эван Маст (Evan Mast) организуют живые выступления, приятно удивляет. Помимо гитары, баса и соответствующего набора примочек на сцене обнаруживаются тамтамы, отдельно стоящий барабан, электронный драмкит, клавиши и загадочный инструмент наподобие гуслей. Ratatat обходятся вообще без ноутбука: минусовка, которой в общей картине довольно много, по-простому запускается с CD-вертушки. С одной стороны есть в этом какой-то халтурный элемент, с другой этот трюк позволяет музыкантам освободить руки и заниматься непосредственно игрой на инструментах (в этой конфигурации не нужно даже перегружать треки, всё играет само). За сценой крутится видео, в котором то и дело попадаются забавные моменты типа птичек, крутящих головами в такт, но в целом оно тут больше для фона.
Начинают американцы с неторопливой "Shelter", где в ход немедленно идут те самые гусли, потихоньку разгоняются до вальяжного диско, а затем отдают дань латиноамериканской тематике ("Mi Viejo", тут оба переключаются на перкуссию) и дабу ("Flynn" - бенефис басиста). Для того чтобы разглядеть происходящее, приходится прилагать немалые усилия по вытягиванию шеи – перед сценой так плотно, что ощущения примерно как в танцпартере "Олимпийского". Экшен того вполне стоит: и Майк, и Эван отлично справляются с ролью людей-оркестров. Отыграв свои партии (а живой бас звучит у Рататат тоже далеко не весь трек) каждый из них бросается к очередному инструменту – Майк брякает в гусли, а другой рукой в этот момент колотит в барабан, Эван проделывает такой же трюк с синтезатором, настроенным на тембр хаммонда, и перкуссией.
Дальше начинается самое интересное – разогрев публику, Ratatat принимаются играть "мясо". Вещи становятся всё быстрее, бит всё жестче, а гитарные парни всё громче. По драйву и по музыке это напоминает Mouse On Mars, но если у тех "живость" держалась на барабанщике, то здесь всё наоборот: бит и подложки идут в записи, а почти всё остальное живьём. Гитарный эффект у Майка Страуда очень напоминает Daft Punk – такой сухой квакающий перегруз с цифровым призвуком, в результате всё время кажется что сейчас они заиграют "Aerodynamic" или "Robot Rock". Парни самозабвенно пилят на гитарах, трясут хаерами, колотят в барабаны и быстро разгоняются до каких-то уж совсем металлических мощностей. Так, наверное, звучал бы джем группы Soulwax и Криса Кларка (Chris Clark).
Сорвав овации, Ratatat сбавляют теми и играют "Shrempi", ставший знаменитым благодаря видео с нарезанной в фарш ABBA, и вскоре удаляются. "Эгоцентрическое шоу", как в своё время определил это действие Alias, длится как-то неприлично долго, Майк и Эван не показываются из-за кулис минут пять-семь, но фататы ждут биса и затягивают свою кричалку "Рататат-рататат" (какое, однако, дурацкое название). В награду за терпение американцы играют еще два трека и теперь уже окончательно прощаются. Что ж, запомним – живьем эта группа в разы интереснее своих пластинок, а такое с электронщиками случается крайне редко. Теперь я, кажется, начинаю понимать, почему их подписали на XL Recordings.
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)