Суммирование впечатлений об очередном, шестом по счёту международном фестивале "Усадьба. Джаз", что прошёл в первые выходные июня в усадьбе Архангельское под Москвой, заняло у автора этого материала несколько больше времени, чем положено: дело в том, что он оказался связан с гастрольными турами сразу нескольких молодых коллективов, приехавших на "Усадьбу" со всей России - и, как следствие, элементарно не имел времени сесть за стол и сформулировать свои субъективные оценки. А через неделю после "Усадьбы" грянули "Пустые холмы" с их уже становящимися легендой отечественной музыкальной сцены нюансами, Интернет заполонили фотографии увязших в грязи людей и тракторов, а некоторые из приехавших на "Усадьбу" музыкантов, отправившиеся потом на "Холмы", зависли в малопонятном статусе где-то посередине, в буквальном смысле потерявшись на российских просторах.
Что же "Усадьба"? В Архангельском наконец-то случилось то, чего на фестивале не было предыдущие пять лет, чего активно не желали поклонники праздника и что активно призывали на головы слушателей его противники. На "Усадьбе" пошёл дождь, который до этого обходил самый крупный джазовый опен-эйр страны стороной. В первый день, шестого июня, он помаленьку примеривался к площадке, стращал аудиторию грозовыми тучами, подбирался то с одной стороны, то с другой, временами начинал моросить и вновь бросал эту жестокую затею. А во второй день, седьмого, обманул публику - сначала, поутру, спрятался за горизонт, а потом, когда обрадовавшиеся чистому небу люди валом повалили на "Усадьбу", показался во всей своей красе и зарядил на весь вечер. Зарядил так, что мощные цветные фонари, подсвечивающие архитектурный ансамбль имения князей Юсуповых (и потому направленные преимущественно вверх), время от времени переставали справляться с выпариванием выпадающей с небес влаги, и их стёкла гулко лопались, каждый раз вызывая появление встревоженного охранника с наушником в ухе.
Программа "Усадьбы" образца 2009 года, несмотря на определённый скепсис в блогосфере, была более джазовой, чем в прошлые два года года, когда на одной сцене соседствовали Маркус Миллер, Андрей Макаревич, Билли Кобэм (Billy Cobham) и Несчастный случай. Фестиваль начали критиковать заранее - в лучших российских традициях, - за непредоставление ещё даже не купившим билеты слушателям того запредельного откровения, на которое они привыкли рассчитывать, что называется, по умолчанию. Привоз того же Маркуса Миллера (Marcus Miller), видимо, теперь настраивал слушателя на то, что в этот раз ему покажут вынутого из могилы Майлса Дэвиса, не меньше; три дня фестиваля должны бы были превратиться в четыре, билеты должны были стать дешевле, трава зеленее, вода мокрее и так далее.
Естественно, ничего этого не случилось. Неизбежная истерия и неадекват, которыми обрастает любое событие с числом слушателей более тысячи, организаторами были вполне достойно проигнорированы, а в условиях отчётливого недостатка рекламных бюджетов (используем именно этот термин вместо навязшего в зубах слова на "к") вообще само по себе событие выглядит как подвиг. Если уж в мире отменяются такие мега-события, как JVC Jazz Festival (на минуточку, существующий уже четверть века), а "Усадьба. Джаз" продолжает существовать... бог с ним, с Майлсом Дэвисом. Наверняка через пару лет после запуска Большого Адронного Коллайдера таких людей научатся-таки воскрешать, и мы его ещё увидим. А пока - будем радоваться тому, что "у них", в прогрессивной загранице, фестивали отменяются, а у нас, "в совке", всё не так уж плохо.
"Усадьба - 2009" показала-таки нескольких хэдлайнеров, которые без всяких скидок на финансовые нюансы этого года выглядят звёздами мирового масштаба. Пожалуй, тут стоит выделить три состава, по нарастающей. Первый из них - наш соотечественник, оркестр имени Олега Лундстрема, самый "долгоиграющий" из ныне действующих джазовых биг-бэндов планеты; сам факт его приписки к городу-герою Москве не должен никого смущать, поскольку формула "нет пророка в своём отечестве" давно доказала свою истинность. Состав завершал фестиваль на самой джазовой его сцене, "Аристократе", и уже в темноте, под дождём, под его зажигательную музыку танцевало несколько сот человек - чем не показатель?.. Второй из "большой тройки" - проект Funk Unit замечательного шведского тромбониста Нильса Ландгрена (Nils Lundgren), соратника самых разных звёзд самой разной музыки (от ABBA до голландских джазовых авангардистов): программа этого состава, показанная на "Партере", тоже не обошлась без танцев. Ну и, наконец, безусловный хэдлайнер всего фестиваля - американский саксофонист Брэнфорд Марсалис, находящийся в самом расцвете творческих сил представитель самого что ни на есть современного джаза, одинаково далёкий и от развлекательного мейнстрима, и от заумного авангарда.
Квартет Марсалиса играл на фестивале больше всех - почти полтора часа - и привлёк высочайшее внимание как специалистов, так и гламурной прессы (отдельные журналисты, видимо, в стремлении хоть как-то высказаться относительно того, в чём ни черта не понимают, писали о его выступлении феерические вещи - путали кларнет с сопрано-саксофоном и радовались, что "штатный саксофонист Стинга" "решил доказать свою приверженность к джазу").
Кроме этой большой тройки, был своеобразный второй эшелон фестиваля - музыканты, в прямом смысле слова, ничуть не менее интересные по музыке, но по тем или иным причинам менее известные, раскрученные или одиозные.
Очень любопытен был сет квартета саксофониста Олега Киреева, с которым в качестве специального гостя выступал американский вокалист Николас Бирд (Nicolas Bearde), не впервые приезжающий в Россию в течение последнего года. Бирд - из тех музыкантов, которые работают со стопроцентной самоотдачей, выжимая все мыслимые эмоции и из себя, и из слушателей. Непосредственно перед выходом на сцену её ведущий, Святослав Бэлза, сочувственно посетовал Бирду на дождь и холод - дескать, не самая лучшая ситуация для того, чтобы работать голосовыми связками; Бирд с откровенной печалью согласился - но, выходя на сцену, расцвёл в улыбке и "врубил" так, что первые ряды пустились в пляс через считанные минуты.
Одним из лучших в истории группы стало выступление на "Партере" московского проекта Zventa Sventana, который до этого уже появлялся на "Усадьбе", но совсем с другим составом инструменталистов. С тех пор подача материала у группы довольно ощутимо поменялась, чуть больше сдвинувшись в сторону качественной эстрады, но при этом не потеряла ни капли из своего содержания. Плоха или хороша такая эволюция - вопрос вкуса, но то, что она присутствует - факт неоспоримый.
Каданс-Миллениум Германа Лукьянова - один из, пожалуй, наиболее недооценённых на мировом рынке отечественных коллективов - в очередной раз доказал, что в стране существует своя джазовая школа, своя джазовая музыка и свои джазовые пророки. То, что делает Каданс - непросто, неочевидно, уж точно нетанцевально и совсем не заигрывает с аудиторией. Но тот факт, что именно на открывающий концертный день Каданс собралась определённая часть слушателей, которой потом сделалось почти всё равно, куда именно идти и на что смотреть дальше - показатель.
Весьма разноплановые, но не настолько ярко оригинальные программы показали на "Аристократе" итальянское трио Данило Реа (надо было видеть, что творилось в гримёрке у импульсивных итальянцев, когда после выступления к ним прорвался с впечатлениями небольшой табунчик соотечественников!) и российско-американский проект пианиста Ивана Фармаковского.
Ну, а на "Партере" раскачивали основную часть публики коллективы, менее связанные с джазом: Funky Soul Николая Арутюнова (удачный случай полной самоидентификации проекта через название), Олег Нестеров с Капеллой берлинских почтальонов (немецкие песни первой половины XX века, которым Олег пытается дать своеобразную "путёвку в жизнь" на российскую сцену), Алексей Айги и 4'33"" (кстати сказать, вывод этого состава на "Партер" - шаг довольно смелый и явно свидетельствующий о том, что организаторы "Усадьбы" весьма далеки от разделения аудитории фестиваля на "умную" и "молодую"). Безусловными хэдлайнерами "Партера" стали те, кого в оба дня припасли на вечер: АукцЫон (тут комментарии излишни) и "талисман фестиваля" Нино Катамадзе, феномен которой на российских просторах продолжает вызывать серьёзное недоумение, но отказывать которой в популярности и игнорировать её классификацию как "джазовой певицы" со стороны основной массы поклонников - значит грешить против истины.
Были, разумеется, и другие сцены (как всегда): "Каприз" (танцы под ретро-музыку в диапазоне от цыганского джаза до рок-н-ролла), "Лаунж" (диджеи и близкая им по духу музыка) и "Живой Журнал" (где традиционно всё было так же непредсказуемо, как и в самом ЖЖ).
Ну, а очередные герои (или антигерои) мероприятия - это финалисты 2-го международного конкурса молодых исполнителей в рамках фестиваля. Как и в прошлом году, он вызвал в блогосфере бешеные споры, касающиеся прямо-таки всего на свете: от личности конкретных исполнителей, модераторов и членов жюри до математических моделей; от теоретического обоснования предназначения джаза до методов определения IP-адреса.
Немудрено: шестерых финалистов (в том числе одного обладателя приза зрительских симпатий) надлежало выбрать из более чем 500 заявок. Только очень наивный человек решится назвать какой бы то ни было результат такого отбора однозначно объективным, однако для того, чтобы указать на очевидное и закричать "нет, это не идеально", не нужно ни смелости, ни особого интеллекта. В результате, к сожалению, конкурс вновь получился с призвуком скандала - если судить о нём по блогу. А если судить из зрительного зала: хороший получился конкурс, господа. Приз зрительских симпатий достался проекту Black Sax Тимофея Хазанова (вышедшему в финал с третьего места, т.к. стоящий вторым в рейтинге коллектив и так прошёл в финал по решению жюри, а оказавшийся первым студенческий симфо-джазовый оркестр из Нижнего Новгорода под управлением Михаила Петропавловского элементарно не смог приехать: шутка ли - освободить от сессии пятьдесят с лишним участников коллектива!). Московская r'n'b-формация Venger Collective при участии вокалистки Александры Магеровой (не так давно претендовавшая на попадание в "Евровидение") выиграла право бесплатного посещения всех мероприятий "АртМании" (организатора "Усадьбы") и Green Wave Productions (партнёра конкурса) в течение года. Вокалист Марк Юсим и его команда, показавшие несколько известных стандартов джаза, соул и r'n'b - выступление на основной площадке фестиваля, "Партере". Третья премия (вторая присуждена не была) досталась самарскому виолончельному трио Fan© и включила в себя денежный приз и право выступления на "Аристократе" на следующий день наравне с именитыми профессиональными коллективами. Ну, а обладателем Гран-При стал ансамбль, претендующий, пожалуй, на роль одного из главных открытий сезона - SymFusion Orchestra, комбо из тринадцати студентов младших курсов высших учебных заведений столицы, исполняющий непростую симфо-джазовую (или даже арт-роковую) авторскую музыку лидера, молодого пианиста Евгения Анучина.
Хэдлайнером вечера, в течение которого проходил финал конкурса, как уже
говорилось, был Брэнфорд Марсалис (Branford Marsalis) - человек вполне состоявшийся, независимый и
авторитетный. Маленькая деталь для участников дискуссии о конкурсе: когда
играли самарские Fan© (в силу специфики своих виолончелей -сравнительно тихо),
Марсалис начал разогреваться в гримёрке, и звук его саксофона начал ощутимо
мешать слушателям. Я рискнул прорваться в гримёрку к Брэнфорду и сказать ему
прямым текстом: "Простите, товарищ Марсалис, но тут такое дело - надо бы
минут пятнадцать помолчать. Виолончели, понимаете ли". Несколько
удивлённый, Марсалис тем не менее замолчал и оставшиеся 15 минут выступления
Fan© просто стоял и слушал то, из-за чего его прервали.
Потом я подошёл к нему ещё раз - дать отмашку и извиниться за то, что
пришлось его прервать. И он ответил - "No problem. They were beautiful".
Думаю, что если бы Марсалиса пришлось заставить замолчать, чтобы точно так же
послушать весь фестиваль, не отвлекаясь на подготовку к собственному
выступлению - он сказал бы примерно то же самое.
Earl SCRUGGS (1924)
Doris TROY (1937)
Adriano CELENTANO (1938)
Van MCCOY (1944)
Syd BARRETT (1946)
Shirley BROWN (1947)
Sandy DENNY (1947)
Joey MISKULIN (1949)