DREAM THEATER  Куда приводят мечты

Этот день поклонники Dream Theater ждали долгие годы и запомнят его надолго. Кто с восторгом, а кто с негодованием и обидой. Неудивительно, ведь народную любовь к первопроходцам прогметалла не перебить ни откровенно проходными последними деяниями "Театра Мечты", ни высокими ценами на билеты, ни даже еще одним развлечением самого массового свойства – матчем Россия-Финляндия, состоявшимся этим же вечером. Примечательно другое: для события такого масштаба уж слишком много осталось равнодушных, а это несомненный признак того, что в консерватории пора что-то поправить.

Этот день поклонники Dream Theater ждали долгие годы и запомнят его надолго. Кто с восторгом, а кто с негодованием и обидой. Неудивительно, ведь народную любовь к первопроходцам прогметалла не перебить ни откровенно проходными последними деяниями "Театра Мечты", ни высокими ценами на билеты, ни даже еще одним развлечением самого массового свойства – матчем Финляндия-Россия, состоявшимся этим же вечером. Примечательно другое: для события такого масштаба уж слишком много осталось равнодушных, а это несомненный признак того, что в консерватории пора что-то поправить. Полностью заполнить зал "Лужников" представители фан-клуба Dream Theater, слетевшиеся со всей страны, так и не смогли: танцпартер можно было свободно пересечь из конца в конец, а на трибунах оставалось немало пустых мест. Но, учитывая старорежимную вентиляцию зала и постоянные проблемы со звуком – это, пожалуй, даже и к лучшему. К тому же, Dream Theater стоит внимать в спокойной обстановке, без суеты и давки, мешающих разбирать тонкости очередного соло. Увы, несмотря на обилие "соляков" и отличную форму музыкантов (несколько даже механистическую – уж настолько совершенными выходили сложнейшие пассажи, точь-в-точь повторяющиеся в рамках этого тура), концерт вышел спорным.

Группа отыграла довольно буднично: никаких обещанных сюрпризов для "Mother Russia", напротив, одно лишь ощущение дежурности произошедшего. Немалую роль в этом сыграла техническая недооснащенность музыкантов. Например, вместо фирменной сдвоенной барабанной установки Майка Портного (Mike Portnoy), в Россию DT привезли обычную (пусть и все равно превосходящую стандартную ритм-секцию), а самому Майку вдобавок выдали неправильную футболку сборной России по футболу (ее Портной, потворствуя спортивно-патриотическим чувствам наших сограждан, надел в самом начале концерта). Родные усилители Mesa Boogie Джону Петруччи (John Petrucci) поставили только для вида, на самом деле, тон задавали вездесущие продукты компании Marshall с заклеенными клейкой лентой логотипами. Перечислять промахи можно долго и вместо все это оставляет горький осадок и подозрения в халтурности мероприятия – со стороны как организаторов, так и музыкантов.
Все-таки подобные бутафорские решения неуместны на концерте, оплаченном из кошелька преданных поклонников группы, в том числе, добиравшихся из самых дальних уголков страны. Небесспорным показался и трек-лист, не сильно отличающийся от, скажем, программы концерта в Швеции: по нескольку вещей с каждой пластинки, сингл с нового альбома, парочка старых хитов (хотя вот их как раз могло быть и больше, одной "Pull Me Under" сыт не будешь) и попурри из широко известных произведений группы. Пропали не только обещанные редкости, но и некие "специальные гости" обозначенные на афишах, но это уж совершенно точно во благо – кого из российских музыкантов можно выставить на одну сцену с Dream Theater? Гораздо существеннее оказалось отсутствие экранов (издалека многим зрителям было банально не видно происходящее) и грамотного освещения. Конечно, на концерт Dream Theater странно идти ради шоу в смысле "зрелища", но вид голой сцены без каких-либо намеков на оформление тоже особо не вдохновляет. Еще из откровенных провалов организации концерта можно назвать традиционную для "Лужников" подлянку с VIP-сектором, находящимся на уровне танцпола, но позади него. Люди, выложившие внушительные суммы, оказались в положении хуже тех, кто купил сравнительно недорогие билеты на трибуны. Урок на будущее: если вы все-таки соберетесь посетить грядущие мероприятия на этой площадке, то стоит запомнить: VIP – не панацея и в каждом случае стоит уточнять, куда именно вам продают билеты.

Свое название группа подтвердила в первые же минуты выступления – из-за черного занавеса (вот она, пресловутая театральность, свойственная участникам квинтета) донеслись звуки прелюдии из фильма Альфреда Хичкока "Psycho" - ну а дальше уже «заговорили пушки», то есть тяжелая гитарная артиллерия под управлением Джона Петруччи. За гитарной пилорамой совсем потерялся клавишник Джордан Рудесс (Jordan Rudess), смешно накручивающий круги со своей вращающимся комплектом синтезаторов – тот самый случай, когда эффектность не сказывается на эффективности. Другими словами, слышно Рудесса не было вообще. Но отряд не заметил потери бойца – даже без поддержки клавишными Портной на пару с басистом Джоном Маюнгом (John Myung) устроил знатную головомойку публике. Вокалист же Джеймс ЛаБри (James LaBrie) не сильно напрягался в этот вечер, чувствуя себя скорее в роли оперного певца, чем фронтмена металлической группы. ЛаБри неторопливо выходил спеть очередную "арию", чтобы затем опять скрыться на бекстейдже. О попытках раскачать зал (хотя, тут, что неожиданно, встал вопрос и языкового барьера, даже те немногие из сказанных ЛаБри слов зрители сумели растолковать превратно) и речи не шло, но Джеймс и так пользуется весьма скромным вниманием даже в среде самых преданных фанатов группы, как всегда с обожанием пожиравших глазами инструментальный состав коллектива. ЛаБри часто и по делу критикуют за то, что он уже не справляется с обязанностями вокалиста (что подтверждается чередой довольно скверных выступлений в прошлом туре), но на московском концерте ЛаБри приложил все усилия к тому, чтобы не разочаровать поклонников. Правда, стоит заметить, что особо сложные фрагменты из старых песен были предусмотрительно изъяты – похоже, что они уже не по зубам Джеймсу.

В поведении участников группы немало комичного, но оценить это можно разве что покинув концертный зал – в общем пылу это как-то не замечается, но, тем не менее, манера ЛаБри объявлять имя гитариста Dream Theater в одном и том же патетичном месте кажется несколько забавной. Ну, право, как будто никто не знает, куда он попал. Несомненно, такие в зале были, но это капля в море по сравнению с теми, кто готов в три часа ночи пересказать дискографию всех сайд-проектов всех участников группы наизусть. Публика, действительно, могла показаться немного странной, такого смешения разных возрастов и субкультур я не видел даже на приснопамятном концерте Slayer – тут вам и традиционные сороколетние дядечки, трясущие давно уже воображаемыми хаерами, и блондинки на каблуках, и зачем-то еще модная молодежь, и даже пара женщин совсем уж преклонного возраста и вида типичных посетительниц консерватории. Бедные дамы наверное искусились словом «виртуозы» в анонсах концерта. Вполне возможно, что и не зря – все-таки, Dream Theater несмотря на отточенность исполнения и баснословный уровень мастерства не хватает жизни, драйва – это очень академичные музыканты, старательно, как по формуле, отрабатывающие сложнейшие трюки, но без огонька.
Откровенно скучных и лишних моментов у них не меньше, чем у собратьев по прогрессивному цеху, вообще же, живое исполнение обнажило явные недостатки песен Dream Theater. Комбинируя прог и металл, они последние лет десять не особо следили за качеством самих составляющих, что и вылилось в довольно нелепые на сегодняшний день композиции. Из каждой щели, у Dream Theater (на последнем альбоме решившим даже освоить бласт-бит, ну надо же) лезет довольно неприятное восьмидесятничество – в подходе к звуку, в самой подаче, в смысловом наполнении произведений. Вещи вроде "Hollow Years" это же вообще черт знает что, баллада достойная Джона Бон Джови (Jon Bon Jovi) и в не самом лучшем смысле слова. Имея дело с большими формами легче всего удариться в пошлость и безвкусицу, а стадионный апломб только подливает масла в огонь. При том, что все может быть совсем по другому – посмотрите хотя бы выступления Opeth, Tool, Mastodon или же Porcupine Tree, сумевших нащупать хрупкий баланс между брутальностью, виртуозностью и осмысленностью композиций. Недаром Dream Theater так любят играть чужие альбомы целиком, да и в ординарные концерты частенько вставляют кавер-версии знаменитых песен – ведь мастерство исполнения не означает еще наличия прекрасных композиций.

Dream Theater же прекрасно отработали звание "театралов" - Джордан Рудесс, как и обещал, продемонстрировал способности айфона, а после вышел на дуэль с массивной футуристической расческой – синтезатором Zen Riffer. Выглядела битва между Петруччи и Рудессом впечатляюще, а вот звучала не очень – сказался и плохой звук, и присущее всем подобным затеям занудство. А пока коллеги упражнялись в скорости игры, неутомимый (и наиболее симпатичный из всей группировки) Джон Маюнг, как настоящий восточный человек просто делал свое нелегкое дело. Словно персонаж анекдотов про басистов, вечно молчащий и почти неулыбающийся Маюнг играл так, что глаза на лоб лезли, при этом не делая никаких лишних движений, чтобы привлечь дополнительное внимание к своей персоне.

В целом, ставка на виртуозность, положенная самими музыкантами и доведенная до абсурда их поклонниками, ныне смотрится несколько странно. Да, пожалуй, как с ударником с Портным сложно кому-то сравниться (если не считать таких монстров-рекордсменов, как Джонни Рэбб), но музыка от этого лучше не становится. Чрезмерное усложнение и отсутствие тонкого вкуса и жестких жизненных позиций (что выгодно выделяет Стивена Уилсона) и приводит к таким постыдным явлениям, как последний альбом Dream Theater, совершенно уже, честно говоря, стариковский. Впрочем, на старых вещах музыканты все равно еще дадут многим сто очков форы, но, сколько еще можно выезжать на архивном материале?

С этими вопросами нас и оставила группа, вышедшая на единственный бис (стоит заметить, что хронометраж концерта не добрался и до двух с половиной часов, что в понимании Dream Theater сущая безделица), и затем быстро скрывшаяся с глаз долой. Конечно, музыкантам есть куда торопиться, ведь впереди длинные гастроли, множество представительных фестивалей, новые звания, премии и рекорды продаж.

17.06.2009, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

DREAM THEATER - свежие публикации:

Сайт: dreamtheater.net

DREAM THEATER

Дата образования:

1 января 1985