"Я ничего не жду от этого концерта", - настойчиво повторял один мужик типа "ну, я славянский шкаф" другому, такому же. Тем не менее оба целеустремленно двигались по дороге от метро к дверям "Б1". Такова московская публика: рассовав по карманам фиги скептицизма, мы тем не менее раз за разом идем слушать любимые с детства рок-хиты - кто и в каком состоянии бы их не исполнял. А отношение к Heaven & Hell было скептическим изначально: Black Sabbath (mark 2/3), отказавшиеся от имени? Никак что-то с Оззиком не поделили? За подобным умозаключением как-то забывалось, что без Оззика группа выпустила под своим первоначальным названием альбомов десять. И что круто сменив стилистикиу после 1980 года, она вполне могла продолжить свою деятельность под другим названием.
Первый сюрприз ждал публику еще до начала концерта. Сцену украшали декорации - причем едва ли не более крутые, чем на видео из нью-йоркского "Radio City Music Hall". Четыре оплетенных сухим вьюнком каменных столба, каждый увенчан когтистой лапой с хрустальным шаром, а между столбами натянуты цепи... Вроде бы ничего особенного - а необходимая атмосфера и настроение праздника уже, считай, созданы. Мне лично всегда казалось, что лишенная всякого оформления сцена вкупе с позицией типа "мы приехали играть, а не красоваться" - это еще худший вариант позерства. Так что в случае с Heaven And Hell сразу стало ясно: мужикам интересно доставить публике удовольствие, а не просто по-быстрому срубить бабок на родине слонов, чем сейчас занимаются многие.
Грандиозная ударная установка напоминала по форме пятый шар - хромированную сферическую клетку, изнутри увешанную разнокалиберными барабанами. Пока я разглядывал это чудо буржуазной техники, зал окутала тьма, и из порталов задули зловещие ветры гитарных фидбэков. Шоу началось почти в полном соответствии с заявленным в билетах временем - тоже, кстати, большая редкость в наши дни.
Возникший среди нагромождения барабанов Винни Эппис (Vinny Appice) вломил во все свои котлы так, что пробрало до печенок. По флангам начали наступление на зал "зеркальные братья" - басист Терри "Гизер" Батлер (Terry "GZR" Butler) и гитарист-левша Тони Айомми (Tony Iommi) - оба курчавые и бородатые. Бас Гизера, равно как и басовый стэк, украшало извображение фирменного "саббатовского" тифона (крылатого черта). Тони, в черном кожаном плаще и синих очках, был традиционно вооружен своим верным "SG" на именном ремне. Последним появился гномик в багровом камзольчике, известный под именем Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio) - и вся бригада дружно вломилась в "Mob Rules".
Уже к "Children Of The Sea" стало совершенно ясно, что пока Дио жив, потеря голоса ему не грозит, а удельная тяжесть риффов Тони еще долго будет повергать ниц даже брутальных отморозков вроде Керри Кинга. Элегантные басовые виньетки, финальные стереоэффекты - все было на своих местах. Ну, а хоровую часть композиции дружно спел подбадриваемый Ронни партер.
Здесь над сценой воссиял плазменный экран. Сама по себе 3-D графика с таинственными монахами, смертью, демонами и висящими в багровой пустоте распятьями, выглядела простенько, даже местами наивно - но в сочетании с мрачной и мистической музыкой команды была абсолютно на своем месте. Не теряя даром времени, группа перешла к новому материалу. Заглавная композиция с нового альбома "Bible Black" порадовала жесточайшим, на грани пост-дума и метал-кора решением. Здесь Тони вооружился сделанным по спецзаказу "SG" с тремоло "floyd rose" (на серийных моделях такое не ставят), а Гизер - пятистрункой, от утробного рокота которой самым натуральным образом закладывало уши. Забавно, но при всех сольных отклонениях гитариста и басиста в сторону экстремального рока, ожидать от самих Heaven & Hell чего-то подобного до недавнего времени было фантастикой. Мечты сбываются?
"Time Machine" (с альбома "Dehumanizer" 1992 года) плавно перетекла в соло на ударных. Обычно эта традиционная потешка на хэви-металлическом шоу вызывает у не-метал-хэдов зеленую тоску. Но старина Винни показал настоящий класс! Он играл сидя и стоя, вышибал из одной бочки такие дроби, которые вызвали бы дикую зависть у обладателей двух, и при этом, по старинке, делал основной упор не на железо (как, опять-таки, принято в металле), а на пластики.
Где-то в районе "Falling Off The Edge Of The World" Дио передали из партера красную розу со стеблем длинной чуть ли не в микрофонную стойку. "Я должен это съесть? - задумчиво спросил вокалист, разглядывая цветок, - М-м-м, пожалуй, нет - это едят другие люди..." Намек понятен. В этот момент Ронни был похож даже не на эльфа, а на мастера Йоду из "Звёздных Войн".
После феерического гитарного соло стремительным галопом, с компьютерными молниями, бьющими в ударную установку, пронеслась "Die Young".
Наступило время кульминации. Безошибочно узнаваемый рифф программной "Heaven And Hell" был тут же поддержан хором зала. В этом грандиозном номере нашлось место и для соло на всех инструментах, и для театральных обращений Ронни к небесам (озаряющий вокалиста луч из-под потолка) и аду (багровая подсветка снизу и объятые компьютерным пламенем ударные). Декорации - ничто без актеров. А актер Дио превосходный. Студийная версия композиции, конечно, хороша, но так не захватывает.
В финале из раструбов на краю сцены рванулись вверх столбы багрового дыма - словно бы разверзлась преисподняя. Понятное дело, что это был всего лишь подсвеченный сжиженный кислород (к финалу раструбы покрылись инеем), но все равно здорово. На этой могучей ноте музыканты попрощались с публикой и покинули сцену. Разумеется, публика не желала расходиться. А поелику Heaven & Hell - это слишком длинно, скандировала "Dio! Dio! Dio!.. "
На бис группа приберегла "Neon Knights". Плазменный экран в сочетании с прожекторами над сценой сотворил маленькое чудо. Из глубин озера поднялся воин в латах, с горящими под забралом глазами и неоновым клинком в руках. Каковым принялся размахивать над головой. Клинок, продолжение которого сплелось из прожекторных лучей, метался над залом - казалось, среди металлического грохота то и дело рассекает воздух шелест стали.
Итак, леди и джентльмены! Heaven & Hell - это действительно группа, а не какой-то там проект. Музыканты настроены в высшей степени серьезно, и относятся к публике с уважением - а потому дают народу не только первокласную музыку, но и достойное шоу. Что же до новых песен, то сочетание олдскульной композиции с ультрасовременным звуком - тот самый идеальный вариант, о котором мы доселе могли помыслить лишь в категориях "а вот если бы они..." Сюрприз, сюрприз. Будем ждать продолжения.
Дата образования:
1 января 2006
1943 – Родился кантри-певец и композитор Рэнди Ньюман. Его песни исполняли и исполняют Лайза Миннелли, Рэй Чарльз, Рик Нельсон, Эрик Бердон и другие звезды, а его саундтреки сопровождают все фильмы студии Pixar »»
Berry GORDY JR. (1929)
Clarence FOUNTAIN (1929)
Gato BARBIERI (1934)
Randy NEWMAN (1943)
Paul SHAFFER (1949)
David CASTLE (1952)
Duncan TOWNSEND (1981)