MOGWAI  Отложенный приговор

В прошлом году зачинщики построка Mogwai выпустили отличный новый альбом и переиздали свой уже классический дебют, в этом – возвращают долги Северной Америке, заодно готовясь к летнему фестивальному сезону. Специальный корреспондент Звуков Сергей Степанов сходил на концерт Mogwai в Монреале, сравнив его с московскими.

В Москву Mogwai приезжали как минимум дважды, летом 2003-го и зимой 2006-го, и хотя оба их приезда вызывали солидные по клубным меркам столпотворения, триумфальными те выступления не назвать. Чтобы оценить концертную мощь Mogwai, не пеняя на акустику или проходимость зала, мне в свое время понадобилось услышать их на одном из европейских опен-эйров. Часовой фестивальный сет шотландцам удался на славу, а окончательно меня тогда покорила красивая, простая и очень мирная по их меркам песня "Friend of the Night".

Купившие билеты на очередной монреальский концерт Mogwai своего часа ждали долго: прошлой осенью у барабанщика Мартина Буллока (Martin Bulloch) отказал вживленный кардиостимулятор, и добрую половину турне по Северной Америке музыкантам пришлось отменить. Что ж, может, оно и к лучшему: новый по осени альбом "The Hawk is Howling" за семь месяцев ожидания перешел в категорию хорошо знакомых и давно любимых (хотя лично мне он, признаться, дико понравился сразу).

Так или иначе, в 2008 году Mogwai не только записали новый альбом, но и переиздали старый, дебютный и, по мнению многих, лучший свой диск "Young Team", первой песней с которого – "Yes! I am a Long Way From Home" – шотландцы и начали свой концерт в предсказуемо переполненном "Метрополисе". (Титаны построка в Монреале всегда в чести – скажем, Sigur Ros, в прошлом году в одиночку собрали площадку, с посещаемостью которой были проблемы у Бьорк и Muse.)

Новинками Mogwai не злоупотребляли и в дальнейшем, в результате сыграв вещи с шести разных пластинок (из номерных не подфартило только "Come On Die Young", тогда как "Young Team" вспоминали в общей сложности трижды). Самый впечатляющий блок стартовал где-то на исходе первого получаса шоу, когда за "Auto Rock" (ее вы, возможно, помните по финальным титрам "Miami Vice" Майкла Манна) последовала лучшая из новых песен, которой к тому же достался исключительно запоминающийся заголовок – "I’m Jim Morrison, I’m Dead".

Она, как никакая другая, иллюстрирует одно из главных достоинств Mogwai – их фантастическое умение, сочинив отчаянно красивую мелодию, удерживать ее на привязи, делать ее кульминацию множественной, агонизирующей (живьем это звучит особенно круто). Не вредит и то, что сочинение таких мелодий группа давно поставила на поток – "Hunted by a Freak" зал узнал за полсекунды и безо всяких вокодеров.

И, конечно, играют Mogwai очень, очень громко – может, не настолько, чтобы спрашивать у соседей лишние беруши, но достаточно, чтобы волосы на песнях вроде "Mogwai Fear Satan" вставали дыбом и шевелились в такт. Сообразить, что сейчас группа вдарит что-то в этом духе, в “Метрополисе” было проще простого – это когда Бэрри Бернс (Barry Burns) вставал из-за лэптопа и принимался помогать коллегам (бас, ударные, две гитары) дополнительными шестью струнами. Играя припасенную на бис "Like Herod", Mogwai и вовсе зазвучали совершенно как группа Mastodon – без страха, упрека и тормозов.

Уделив заждавшемуся их Монреалю без малого 100 минут, Mogwai отыграли крепкое шоу – а, впрочем, не более того. Шотландцам несомненно хватает класса, чтобы исправно демонстрировать, кто в построковом лесу хозяин – но именно этим вечером им вновь недостало чего-то, самой малости, чтобы потянуть на откровение. Возможно, песни "Friend of the Night".

05.05.2009, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

MOGWAI - свежие публикации: