ФЕСТИВАЛЬ  Avant Fest 2009, день второй: Между небом и землей.

Совсем недавно в адрес Аванта сыпалось множество упреков в несостоятельности. Суть всех претензий сводилась к одному: избалованная столичная публика оставалась недовольной либо музыкальным вкусом организаторов, либо тем уровнем, на котором все происходило. Если по первому пункту нам было бы сложно что-то предъявить, то вторая проблема преследует Авант неотступно. Но в этом году Avant Fest удался во всем, вплоть до мелочей - от адекватной охраны до приемлемых условий для артистов, от четкого, выверенного звука до продуманной схемы выступлений.

Совсем недавно в адрес Аванта (не только как фестиваля, но и как вообще независимой промоутерской линии) сыпалось множество упреков в несостоятельности. Признаюсь честно – я тоже что-то подобное высказывал, да и поводов вроде как было предостаточно. Суть всех претензий сводилась к одному: избалованная столичная публика оставалась недовольной либо музыкальным вкусом организаторов, либо тем уровнем, на котором все происходило. Если по первому пункту нам было бы сложно что-то предъявить (проходят в Москве концерты, скажем, We Have Band – и отлично, рано или поздно привезут что-то из той же области, но более близкое сердцу), то вторая проблема преследует Авант неотступно. Не будем поминать плохое (хотя приснопамятное выступление группы Oceansize пора заносить в учебники), сейчас уже не время и не место. Конечно, стоило бы напомнить, что когда-то аудитории Аванта важнее было "что", а не "как". Но все же сейчас необходимо зафиксировать иной факт: в этом году Avant Fest удался во всем, вплоть до мелочей, которые прежде порой не давались инициативной группе во главе с Максимом Сильва-Вегой. От адекватной охраны до приемлемых условий для артистов, от четкого, выверенного звука до продуманной схемы выступлений. Конечно, любой фестиваль не обходится и без досадных оплошностей. Так, второй день фестиваля ознаменовался срывом выступлений двух групп: хэдлайнеров Sunset Rubdown и наших соотечественников Lost Weekend. Таким образом, вместо запланированных четырех зарубежных групп (за месяц до фестиваля отменился и французский нойз-проект Programme), в субботу посетителей Аванта ждало только две. Скажем сразу – хватило с лихвой, тем более, что и добрая дюжина русских групп в этот раз отличилась. О них в первую очередь и пойдет наш рассказ.

Попасть со свежего воздуха в Павильон №5 нам удалось не сразу, и у главной сцены мы оказались в середине выступления московских авангардистов-беспредельщиков IHNABTB. Шутовской шумовой рок с абсурдными текстами и разнообразными музыкальными вставками действовал очень бодряще, а невообразимые трюки участников группы смотрелись очень даже уместно. Наверное, это тот самый случай, когда от расположения группы в сетке программы зависят полученные эмоции – будь выступление IHNABTB сдвинуто ближе к вечеру, сознание вряд ли бы выдержало такой бешеный напор образов и раскочегаренных до белого каления мелодий. Вскрики вокалиста сталкиваются с вскриками саксофона, плавно текут гитарные переборы, беспощадно напирают ударные – "Без Завтрака" самые сложные моменты своей программы отрабатывают с легкой улыбкой на лице. Вот кого хотелось бы увидеть на одной сцене с фантастическими смолянами С Коленями Как У Птицы, так это только IHNABTB. Наличие у нас такого мощного и незамкнутого рок-сопротивления с двадцатипалой фигой в кармане – повод для отдельного разговора, и будем надеяться, что и для отдельных фестивалей. Хотя этим и занимается идейное объединение КИNGИ ANDЭGRAUNDA, все же этой музыке пришло время выйти из сумрака.

А вот петербуржцы The Bicycle Thieves держатся уже проложенной колеи, и, по-своему, правы. Их интерпретация зыбкого пост-панка с легкими вкраплениями дрим-попа и пост-рока звучит знакомо, но не вторично. Учитывая, что вокал у TBT женский, где-то интонационно все смахивает на исландских деятелей, местами отсылает к самым невесомым проявлениям шугейза в духе Lush. Жаль только, что музыканты, похоже, немного растерялись перед падким на ошибки многоголовым зверем-толпой, поэтому держались на сцене несколько скованно. Впрочем, и музыка у "Похитителей велосипедов" не широкого размаха – это именно, что тонкий продукт для камерных площадок, где бы нам и хотелось увидеть музыкантов в следующий раз. Забавно, что в Великобритании уже есть две группы с таким же названием, и обе, что немаловажно, совсем неплохие: милые анти-фолкеры и неврастенические инди-рокеры, явно симпатизирующие 90м. Неужели просмотр одноименного фильма Витторио Де Сика влияет на начинающих музыкантов также как дебютная пластинка Velvet Underground?

Выступавшие следом Mooncake показались призраком Avant Fest 2008. После несколько бодрых выступлений подряд, их пост-роковые длинноты воспринимались не без зевка. Надо отдать музыкантам должное – воспроизводить пост-рок самой классической выделки (то, что называется метким словом explosions-like) им удается в полной мере. Дрожащие разводы виолончели, похоронный ход ударных, убаюкивающие недомолвки гитар, неспешные смены настроения, варьирующегося от тоски до светлой грусти. Именно на этом отрезке Mooncake удается очень точно воссоздавать малейшие детали эмоций, но все-таки хотелось бы, чтобы огромные изобразительные средства пост-рока могли послужить и для иных, недостигнутых прежде, целей. Музыка Mooncake излишне деликатна, музыканты склонны миндальничать со зрителями, выдавая на-гора красивые трюизмы. Но все же остаются подозрения, что при желании Mooncake могут, как поразить масштабом мышления, так и резко ударить под дых неожиданным пассажем. Но все, увы, уступает безвольной пост-рок волоките с рюшечками. Выступление Mooncake не дало ответа на давно созревший вопрос – за какие заслуги прошлогодний альбом ребят, "Lagrange Points", попал в сотню лучших пластинок за 2008 год, по мнению пользователей авторитетного (и порой довольно снобского) сайта rateyourmusic? Все-таки, поиск различий между Mooncake и типичными представителями пост-рока третьей волны – задачка для профессионала. К их музыке очень зря относят определение "кинематографичная" - развитие событий в композициях Mooncake носит такой же характер, как и в любом скринсейвере Windows. Тем не менее, одним из непреходящих качеств человечества всегда была любовь к бессмысленным наблюдениям, что в новом столетии подтверждает спрос на лавовые лампы, прозрачные чайники с подсветкой и прочее. Так что и Mooncake без внимания не останутся.

А вот о группе Специалисты легче всего говорить в манере "Что это было?", добавляя непечатные выражения по вкусу. Началось все с того, что саунд-чек музыканты продолжили после того, как настал их черед играть. Со стороны смотрелось странно: Специалисты под включенным светом сосредоточенно пробуют инструменты по очереди, привычные ко всему зрители думают, что это хитрая вариация на тему мат-рока, и внутренне готовятся аплодировать. Когда музыканты все-таки приступили к своим песням, многие пожалели, что закончился чек. По-своему, это было даже (не подобрать другого слова!) круто, той веселящей, дурной крутизной, которой всегда выделяется самый отборный китч. Маршевый ритм на подобии martial industrial, только с сильным креном в сторону последнего слова, истошный вопль вместо пения (со словами вроде: «все лезвия забрала вода, чтобы отрастала твоя борода»), бесконечная долбежка на одной ноте – словом, весело и страшно. Эксцентричные IHNABTB после этого должны были остаться в памяти посетителей Аванта настоящим симфоническим оркестром. Порой происходящее напоминало концертные практики замечательного фрик-коллектива Trash Dumbos, только на смену подкупающе наивному минимализму пришла претенциозность и несдержанность в средствах. Специалисты только подбрасывали дров в топку безумия и музыкальной энтропии: сделали вид, что выступление окончено и, пока ошеломленная публика с облегчением вздыхала и обменивалась впечатлениями, отодвигаясь в сторону главной сцены, внезапно начали играть заново. В этот раз что-то совсем уж запредельное – с листочком в руках у вокалиста (привет всем новым русским группам?) и голосистой девушкой на подпевках. Зрители же явно боялись вернуться обратно. Так и смотрели друг на друга разделенные пустым залом. Редкий фестиваль обходится без не вполне адекватных коллективов (выглядели Специалисты так, как будто заглянули на Авант с соседней репетиционной базы, коих на территории Армы предостаточно), и воспринимать это стоит скорее в ключе "живет такой парень", чем как попытку достоверно отобразить процессы внутри русскоязычного инди-гетто.

Как всегда неожиданно появившиеся на сцене добрые самаритяне Cheese People приложили все усилия, чтобы выместить индустриальный русский рок Специалистов из потревоженного сознания зрителей. Получилось отлично, но это уже больше похоже на традицию. Многим отечественным коллективам есть чему поучиться у Cheese People – хотя бы тому, как оригинальная подача и бойкий характер вокалистки не подавляются остальными участниками группы, а, гармонично развиваясь, преображают коллектив. Прифанкованный саунд и мультяшный голос Оли Чубаровой знакомы, кажется, абсолютно всем. Даже те, кто не слышал название группы, опознают в композиции "UA-A-A!", ту самую песенку из рекламы (и не одной!). Cheese People неизменно радуют тем, что они знают, что делают и знают как делать это еще лучше – под конец танцевали не только друзья и преданные поклонники "Чизов", но и те, кто в начале их выступления равнодушно стоял у бара. Минус у "Сырников" только один – отсутствие новой программы. Все старые песни давно уже выучены наизусть, а одной, двумя свежими вещами никого не удивишь.

На малой сцене в это время уже вовсю разминались участники предприятия с шаловливым названием Bad Gibbons, группы пока малоизвестной, но, судя по этому выступлению, весьма перспективной. Их сет начался с одной из лучших отечественных песен этого Аванта – заводным высказыванием о несовершенстве мира "Falls Apart". Безусловно, Bad Gibbons отличаются от остальных участников фестиваля неровным характером сет-листа: тут есть потенциальные суперхиты, как уже упомянутая "Falls Apart", есть и довольно банальные вещи вроде "Smother You", но уж лучше скакать вверх-вниз, чем плавно стелиться на среднем (читай – никаком) уровне. Интересна новая, не вошедшая в запись, песня "Tantric Six" – извивающаяся восточная мелодия накладывается на судорожный ритм, в итоге выливаясь в спазматический жаркий рок-н-ролл. Bad Gibbons изобретательно относятся к своим песням, которые держатся не только за счет хватких риффов и экзотического звука кларнета, но и благодаря тонко расставленным акцентам, вроде меткой паузы или ловкого инструментального реверанса. Разузнать об истории квартета и дальнейших планах мы решили у участников Bad Gibbons:

Звуки.RU: Чем вы занимались до Bad Gibbons? В путеводителе по фестивалю написано, что вы когда-то играли даже аггро-индастриал. Как так вышло?
Никита Соболев: Ой, это про меня. Я играл индастриал-метал в ныне несуществующей группе Mea Culpa. Мы тогда находились под сильным влиянием Nine Inch Nails, вот и получалось нечто подобное.
Сергей Балашов: Я прежде играл акустический шаманский тувинский… (задумывается) world-music? Наверное, да. С горловым пением и песнями на стихи Хармса. А второй проект был и того хлеще, даже не знаю, как и охарактеризовать. Страшно тяжелая рваная музыка, вот!
Андрей Тришин: Со мной все проще – начал я с панк-рока, но это было довольно давно. Потом постепенно сдвинулся в сторону поп-рока, теперь играю в Bad Gibbons и не знаю, как это можно назвать.
Андрей Бессонов: У меня есть музыкальное образование по классу кларнета, и прежде я играл в составе Earl Grey Smokers. Группа существует до сих пор, но пока у нас временный перерыв в деятельности. А, ну еще я играю блюз с Михаилом Мишулисом. Но сейчас все силы я отдаю Bad Gibbons.
Никита: Музыка Bad Gibbons во многом складывается из наших предыдущих начинаний. Когда я пришел, Андрей играл на гитаре, не используя никаких примочек. А я сразу выставил педал-борд и показал, что и как можно сыграть с его помощью.
Андрей Бессонов: Да, но для меня инструменты – это непросто какие-то фишки, которые можно тасовать в любом порядке. Надо осваивать то, что есть, использовать все по максимуму.

Звуки.RU: У вас только вышел дебютный мини-альбом, расскажите немного о нем.
Андрей Тришин: Во время записи мы чуть не передрались.
Сергей: Каждый считает, что его вклад в Bad Gibbons – это самое важное, что у нас есть.
Никита: Если мы запишем долгоиграющий альбом, то нам стоило бы назвать его "Ненависть".
Андрей Бессонов: Я, кстати, не вижу смысла выпускать сейчас полноформатные альбомы. Гораздо интереснее было бы время от времени выдавать такие вот EP, чтобы четко фиксировать все перемены. Сейчас у нас вышел дебютный мини-альбом, и, думаю, у него есть определенный стиль. А те песни, над которыми мы работаем сейчас, они будут совсем другие.

Звуки.RU: А у Аванта в этом году можно ли выделить какое-то направление, объединяющее артистов?
Андрей Бессонов: Думаю, в этом году он какой-то перформансный. Специалисты, IHNABTB, Goon Gun, Патрик Вульф – это же сплошное шоу!

Побеседовав со сравнительно легко перенесшими свое выступление (нам удалось застать некоторых артистов, буквально падающих от усталости с ног) Bad Gibbons, мы устремляемся к главной сцене, где начали свое выступление On-The-Go. Честно говоря, мне не довелось ознакомиться с этим коллективом заранее, но это тот самый случай, когда даже по первым десяти минутам можно сказать: этих музыкантов определенно стоит взять на заметку. Если встречать тольяттинскую группировку по одежке – то записать их стоило бы немедленно в ньюрейв-батальон, но все же (хотя драйв у них именно что дискотечный) это было бы не совсем правильно. On-The-Go умудрились пройтись по всем стереотипам легковесного инди-рока последних пяти лет и ни разу при этом не выглядеть глупо. Хождение босиком по битому стеклу и того проще! На стороне OTG педантично сформулированная стилистика: гибкий пост-панк на танцевальной платформе, плясовые ритмы и чистое англоязычное пение без надоевшего уклона в сторону кричалок и визжалок, как это свойственно коллегам OTG. Во-вторых, умение подавать себя публике. Этим On-The-Go поразили даже непробиваемых любителей выбраться на зарубежные фестивали: музыканты находят точки соприкосновения с публикой так, что им хоть завтра выступать на Reading Festival. Осталось только несколько разнообразить программу и довести до ума имеющиеся песни – но даже того, что команда показывает сейчас, достаточно, чтобы как можно внимательнее следить за их дальнейшими движениями.

Как только отзвучали последние аккорды On-The-Go, собравшиеся резко хлынули на выход. Как оказалось, на малой сцене появились участники группы Blast, пытавшиеся обмануть зрителей волюнтаристской приставкой к названию определенного артикля “The”. Не получилось, Blast остались все той же группой, во время которой большинство фестивальной публики отправляются на обеденный перерыв. Blast – яркий пример "попутчика" на Аванте (к слову, в этом году число таких "попутчиков" все же уменьшилось): вроде и не такая уж и плохая (если брать за эталон плохой музыки мракобесие фестиваля "На Взлет", ну или телевизионный трэш-попс) музыка, за исключением невыносимой вторичности и невосстановимого морального износа. Брит-поп, в реконструкцию которого играют участники Blast, сегодня уверенно занимает позицию музыки для ностальгирующих мужчин возраста Христа. Уверен, что недалек тот час, когда шлягеры Radiohead и Blur станут поистине застольными песнями, а Placebo будут повторять гастрольные подвиги группы Nazareth. В этот момент наверняка пригодится группа (the)Blast. Ну, хотя бы на дне города отыграть линейку каверов на классические образцы британского рока, которые к тому времени уже будут разучивать в младших классах школы. А на месте клуба "трижды прежде известного как Кризис Жанра" будет стоять мавзолей с Ноэлем Гэллахером. А в самой Англии…

Однако довольно фантазий! Обратно в павильон мы вернулись аккурат к началу выступления ростовского коллектива Motorama. Вот к ним совершенно точно сложно испытывать непротиворечивые чувства. Скажем так, и да пусть будет это озвучено во всеуслышание: да, Motorama очень похожа на Joy Division, особенно когда доходит до пения. Все, можно выдохнуть. Ну, вроде бы вы и сами это уже наверняка знаете? Удивительная с ними получается ситуация. Кажется, мы имеем случай с первым в истории отечественной инди-сцены проявлением политкорректности по отношению к музыкантам. Motorama уверенно берут с Joy Division не просто все, что плохо лежит, но также отрывают с деталями даже то, что казалось было намертво прикручено (характерный вокал и движения Кертиса), то есть, делают то, на что даже самые смелые представители пост-панк возрождения не смели покуситься. Но говорить об этом прямо почему-то считается чем-то неловким. Конечно, в обсуждении этого вопроса было сломано столько копий, что из них можно плотину около Ростова воздвигнуть, и многим уже очевидно до чертиков надоело обсуждать все это, но нельзя же так просто объявить тему недискутабельной, пока все остается на своих местах! Аргументы со стороны защитников подобного подхода и вовсе шокируют: "Вы, де, просто ничего кроме Joy Division не знаете, вот вам и слышится везде". Ну, знаете ли, есть много чудесных образчиков пост-панка, новой волны и синти-попа разной степени известности, но если бы они хоть в какой-то мере сказались на творчестве Motorama (заметьте, что вопрос о художественной самостоятельности здесь даже не идет), то всем бы сразу полегчало. Свежий EP коллектива несколько утешил напуганных подобными устремлениями слушателей (ведь помимо Motorama на той же территории действуют Manicure и The Avignon Quintet, есть от чего голове пойти кругом) да и концертная программа теперь не вызывает такого однозначного неутешительного вердикта, как прежде. Группа пытается отодвинуться от одного из самых знаменитых самоубийц в истории рока, но пока, честно говоря (учитывая, что Joy Division тоже не лыком были шиты, и в своих выступлениях могли дать такого психоделического дроун-глитча, что клиентам лейбла Editions Mego не снился, см. широкодоступный бутлег "The Warehouse, Preston, 28 February 1980") это не сильно меняет дело. Конечно, можно на секунду представить, что это все такой гениальный пиар-ход: вызвать кучу споров вокруг идентичности звучания с одной из самых культовых групп мира, а затем, тихо сведя их в статус пошлых и недостойных светской беседы, пожинать плоды всеобщего внимания. Впрочем, лучше не стоит думать в этом направлении – стыдно обвинять людей в расчетливости, когда они проделывают огромную работу над собой, оттачивая навыки от выступления к выступлению. Окончили свое выступление Motorama кавером на песню Hot Chip, что уже само по себе здорово, учитывая, что в арсенале (и да, этот проступок простить им и правда сложно) группы есть совершенно чудовищная перепевка "Love Will Tear Us Apart", хуже которой разве что версия Ят-Ха. Впрочем, тут стоит снизить градус критики и еще раз подумать о хорошем: например, о том какие перемены Motorama все же претерпевает последнее время. Стоит дать группе мутировать еще несколько раз, и, быть может, мы получим достойный и самобытный коллектив с огромным опытом за спиной – и тут уж они точно всех обскачут. Ведь, если совершить невероятное усилие (говорят, с ежедневной практикой это начинает даваться легче; я не пробовал) и абстрагироваться от всего вышесказанного – то Motorama оказываются одной из лучших современных пост-панковых групп в России и ближайшем зарубежье. На этом и остановимся.

Следующими в фокус нашего объектива попали 2 Dollars Gat, но долго удерживать их под прицелом мы не смогли: уж больно однообразно все выходит. Состав у "Двухдолларового револьвера" такой же, как и множества потрясающих групп: два человека; ударные, электрогитара; поет барабанщик. Увы, результат пока оставляет желать лучшего – неплохой с виду гаражный рок с выкрутасами оборачивается неразборчивой путаницей, хотя виноват в этом мог быть и растревоженный беспрестанными выступлениями аппарат. По-крайней мере записи у коллектива довольно любопытны, да и в целом, что-то подсказывает, что именно в таких группах отечественная инди-сцена испытывает наибольшую нехватку: цепкий, простой, но не глупый рок с местом для танцев и для хэдбэнгинга – звучит весьма заманчиво, так что попробуем в следующий раз посмотреть на 2 Dollars Gat.

А вот после них на сцену вышли музыканты, у кого и впрямь редко бывают неудачные выступления. Речь идет о Bajinda Behind The Enemy Lines, которых многие небезосновательно сочли сильнейшей из представленных на Аванте российских команд. BBTEL – пример тому, как нужно работать (и это касается не только музыкантов): год тому назад они бы собрали в Москве в лучшем случае человек пятьдесят по билетам в скромном клубе. Сегодня это одна из виднейших формаций на территории России, которой прямая дорогая на крупнейшие фестивали и, весьма вероятно, даже на ТВ. Ну а далее, как говорится, везде. На Avant Fest, "Бажинда" поставила задачу привлечь к себе максимум внимания – и ей это удалось. Особенно старался вокалист Павел Тетерин, старался так, что порой за него становилось страшно. Но было бы странно, если бы участники группы не соответствовали тому бешеному драйву, которым они заражают всех окружающих. Отчего-то думается, что когда Уильям Гибсон выписывал особо напряженные моменты в кибер-панковых романах, в его голове играла примерно такая музыка. Ведь нечто футуристичнее "Бажинды" представить сложно, и, естественно, как и любой футуризм двадцать первого века, она не обходится без ретро-привкуса: от The Prodigy до всего мэдчестерского движения разом. Мы поговорили с вокалистом группы после сногсшибательного по энергетике сета:

Звуки.RU: Сложно ли так завестись за 25 минут? Вам вообще нужно время для разгона или вы сразу выплескиваете скопившиеся эмоции?
Паша Тетерин: Нет, у нас все моментально, вышел на сцену – педаль газа в пол и вперед. А вот за сценой мы всегда стараемся как-то взбодриться. В этот раз мы кидались в друг друга открытыми бутылками с минералкой, бегали по всему помещению, я обмотался туалетной бумагой, ну и так далее (смеется). Все это дает необходимый для старта заряд энергии, особое настроение. Иногда мы в кружок встаем, подбадриваем друг друга. Это очень важно.

Звуки.RU: У вас атипичное звучание, и можно подбирать к нему много определений, но все они будут несколько мимо. Впрочем, на каждом концерте можно придумать что-нибудь новое. В тот раз мне пришло в голову "травмаопасный брейк-рок". Как тебе?
Паша: (Смеется) А что, нормально! От брейк-кора до рока – это про нас. Ну и сломать можем чего-нибудь, да.

Звуки.RU: Кстати, по поводу травм – сам за себя не боишься? Да, и публика, кажется, в определенные моменты замирала, наблюдая за тем, что ты вытворяешь.
Паша: Нет, не боюсь, даже как-то не думаю об этом. Я на концерте не могу избавиться от желания залезть куда-нибудь повыше, окинуть взглядом всех собравшихся. Поближе к небу хочется.

Звуки.RU: Сегодня у тебя довольно причудливый вид: размазанная помада на щеке, порванная рубашка, разноцветные ленточки… За этим стоит что-нибудь?
Паша: Да, конечно. Заметь, что помада – красная, а рубашка – голубая, да и все остальное тоже выдержано в этих цветах. Это краски, из которых состоит BBTEL. Голубой – это небо, чистота, а красный – это все земное. Вот мы и находимся между, боремся за что-то свое, за что-то между духовным и плотским. В этом и заключается наша концепция.

Звуки.RU: Что от вас можно будет ожидать в ближайшее время?
Паша: Мы сейчас пишем альбом. Уже готовы две песни, но основная работа придется на лето. Туда войдут вещи с сингла, но в другой версии; все остальное будет новым. Очень многое хочется попробовать, вот может быть что-то сделать с женским вокалом, дуэтом. Может быть с Аллой Фармер, нашей клавишницей, может быть, еще кого-нибудь пригласим.

Звуки.RU: В дальнейшем песни BBTEL будут отличаться столь же непредсказуемым характером развития?
Паша: Сложно сказать, мы не придумываем музыкальные ходы, они идут как-то изнутри нас. Вот недавно у нас появилась одна новая композиция. Она пока очень странная, но всем нам нравится. Я ее сочинил сидя дома и записал на микрофон от скайпа: пустил бит с лэптопа, взял гитару и напел. Там получилось всего-то секунд 35, но потом из этого мы сделали песню. Получилось нечто среднее между трип-хопом, хип-хопом и странным фолком. Она вроде бы и спокойная, но в тоже время очень напористая. В ней нет таких резких перемен как в наших старых песнях, но сквозь нее идет напряженная дабстеповая пульсация. Кстати, последнее время я стал ценить этот стиль и хотелось бы и в дальнейшем совмещать африканские составляющие: регги, даб, дабстеп с чисто европейскими рок-риффами. Думаю, на альбоме обязательно найдется место и для таких экспериментов.

Оставив Павла отдыхать, мы возвращаемся к сцене, но ненадолго – делать здесь особо нечего. Выступают Goon Gun, и при всем уважении к предыдущим проектам Тихона Кубова и Данилы Смирнова – эта шутка кажется смешной только один раз и он уже был на прошлогоднем Avant Fest. Затем длительный перерыв с нескончаемым диджей-сетом и приходит весть, что Sunset Rubdown не смогли прилететь в Россию. Обидно, ведь так хотелось пробраться к ним в гримерку и задать один-единственный ключевой вопрос: "Как вам удается самих себя не путать с Frog Eyes?". Не исключено, что такая возможность нам еще представится. В перенасыщенном и без того составе Аванта Sunset Rubdown могли бы стать той самой последней соломинкой, сломавшей спину верблюда. Но вот без выступления германских кудесников The Notwist фестиваль точно не был бы настолько хорош. Я давно слышал, что The Notwist экстраординарно звучат вживую – но я и представить себе не мог, что настолько! Нежная индитроника смешанная пополам со столь же легковесным роком (местами происходящее напомнило американцев +/-, но здесь дело скорее в упадническом настроении двух коллективов) моментально преображалась в невероятные импровизационные панно, где нашлось место для шумовых атак, гулкому эмбиенту, гитарным процессиям и даже соло на джойстике от игровой приставки. Сказать о звучании The Notwist больше собственно нечего – это красота, не требующая никаких знаний, музыка в чистой форме и в известном смысле самое дорогое, что есть на свете. Играли немцы в основном программу с двух последних альбомов, но разве это имеет какое-то значение, если эти песни на концерте живут отдельной жизнью? Во время выступления The Notwist не хотелось ни о чем думать, разве что о чем-то своем, глубоко личном – их музыка мягко подхватывает зрителя и не дает вырваться, навсегда оставаясь в памяти. Их сет вышел отличным поучением многочисленным пост-рокерам – сладкую грусть и неразделенность чувств, потрепанные жизнью участники The Notwist раскрывают так, что начинаешь переживать то, что раньше казалось недоступным, закрытым. Тут уж и правда стоит сказать спасибо культурному центру им. Гете, благодаря которому в Москве уже не в первый раз проходят концерты столь замечательных артистов.

После очередного танцунг-перерыва, на сцене появился герой вечера – Патрик Вульф (Patrick Wolf). Сопровождали музыканта немногие добравшиеся до России участники его бэнда, впрочем, они должно быть уже привыкли, что смотрят на них во время концерта разве что ненароком, случайно. От криков поклонников оглохнуть было недолго, буквально каждая песня сопровождалась подлинным народным ликованием. Если воспользоваться слоганом с известной пластинки Элвиса Пресли, то, безусловно, две тысячи собравшихся фанатов Вульфа не могли ошибиться: да, он стоил всех ожиданий, всего дискомфорта и мучительных слухов, бродивших перед концертом. Прогноз Bad Gibbons сбылся: концерт Вульфа – это шоу сродни цирковому. Рискованное хождение по канату, с ежесекундной угрозой свалиться в пошлость или в вычурный китч, проходит так, что глаз не оторвать. Все упирается в баснословный талант Патрика, который вытаскивает его за собой даже в самые сомнительные моменты (Парик? Кожаные одеяния? Декоративная скрипачка?). Его песни, естественно занявшие пространство между технократическим синти-попом и оркестрированным фолком – лишнее тому подтверждение. Вулф соединяет противоречия, он сам целиком из них соткан – и вот это наверное, единственное, что его роднит с Дэвидом Боуи (David Bowie), с которым все его бросились сравнивать последнее время. Как и у Боуи, популистские действия Вульфа постоянно проходят на грани фола, но не превращаются в чистую позу, за ними неизменно что-то стоит, что-то, что придает им свойство так гипнотизировать людей, влюбляя их фигуру экс-волчонка. Также как и Боуи, Патрик может позволить себе обворожительную странность, свои слабости он превращает в грозное оружие. Но главное то, что Патрик прекрасно знает за собой это умение – один трек-лист был выстроен так, чтобы сразить даже тех, кто просто заглянул на огонек: "Tristan", "Lighthouse", "Bluebells", "Childcatсher" плюс самые ударные композиции с нового альбома. Ну а уж о нарциссической подаче мы и говорить не будем, стоит только почитать отзывы в блогах, вырастающие как грибы после дождем и выдержанные в схожих уменьшительно-ласкательных выражениях.
В целом, конечно поразительно, как смотрелся Патрик на сцене после The Notwist, вот уж действительно – одно инди-движение на всех, а какая пропасть их разделяет. Впрочем, здесь дело может быть и в смене эпох, в разнице поколений: старая новая искренность против новой старой театральности. The Notwist подчеркнуто скромны, Патрик все выставляет на показ, устраивая представление достойное Кремлевского Дворца. К слову о России, Патрик явно склонен польстить своим восточным поклонникам: сначала балалайка на обложке пластинки, теперь вот еще и калинка-малинка на московском концерте, плюс многословные реверансы между песнями, в духе: «я сам так ждал, так искал этого момента» И, тем не менее, Патрик при всем том, что у большинства здравомыслящих людей он должен вызывать отторжение (ухватки у него и правда пугающие), напротив, их только притягивает. Наверное, потому как он сам знает, когда ему можно быть принцем датским, а когда лицедеем, выходящим на вызов толпы. Певец не растерял той гибкости, он и по сей день находится где-то между (и все-таки на значительном расстоянии от) Билли Айдолом (Billy Idol) образца второго альбома…ну и Бой Джорджем (Boy George), наверное, если брать уж совсем крайности, до которых, будем надеяться, дело все же не дойдет.
Навык проходить по тонкой линии Патрик возвел в ранг искусства и действительно преуспел на этом поприще. С трудом можно подобрать аналог этому концерту, исполненному высочайшего драматизма в сочетании с холодным, расчетливым профессионализмом. Размазанная тушь и невидящие глаза девушек покидающих концерт прекрасно об этом свидетельствуют. Впрочем, мужская половина тоже равнодушной не осталась, но виду постаралась не подать. Мало ли что еще подумают.

И в качестве торопливого вывода, хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали: наверное, культура привоза независимых артистов так бы и не привилась на этой не слишком плодородной почве (или зародилась сильно позже), если бы не деятельность Аванта. Собственно, сам Avant Fest – это лишь часть огромной картины, но вместе с тем и прекрасная возможность сверить пульс инди-сцены, за два дня понять, как в этой области обстоят дела. Пусть полное представление сложить не удастся – собранных материалов для размышления хватит на долгое время. И, судя по фестивалю этого года – впереди нас ждет множество прекрасных открытий от отечественных коллективов. Не дожидайтесь следующего Аванта – присмотритесь к ним сейчас.

30.04.2009, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: