CRIPPLED BLACK PHOENIX  Свои среди чужих

На счету английской супергруппы Crippled Black Phoenix – похвала рулевого Portishead и один из самых мощных дебютов двухтысячных. Чтобы услышать CBP живьем, специальный корреспондент Звуков Сергей Степанов забрался в логово к монреальским металлистам – и теперь обращается к российским промоутерам.

Вышедшая два года назад дебютная пластинка Crippled Black Phoenix “A Love of Shared Disasters” привлекала внимание как минимум по двум причинам. Во-первых, CBP вполне подходили под определение супергруппы: в ее состав вошли участники Gonga, Electric Wizard, Iron Monkey – и даже штатный бас-гитарист Mogwai. Во-вторых, запись диска происходила в Бристоле, а вышел он на лейбле Джеффа Барроу (Geoff Barrow) – рулевого Portishead, которому принадлежит самое растиражированное высказывание в адрес Crippled Black Phoenix: “Людей, способных сделать нечто подобное, я ждал очень давно”.

Пластинка была и впрямь выдающаяся – красивая, печальная и дремучая; инструменты викторианской эпохи подружившая с каноническим построком, а соло на пиле – с балладой Альфреда Теннисона (Alfred Tennyson). Еще не успев выпустить “A Love of Shared Disasters”, Crippled Black Phoenix успели пообещать, что это – лишь первая часть запланированной ими трилогии, а уже нынешней весной – выполнили обещание.

Для этого им пришлось пойти на кое-какие уступки: чтобы увидел свет двойник, состоящий из альбомов “The Resurrectionists” и “Night Raider”, группа одобрила и релиз CD “200 Tons of Bad Luck”, в который включены песни с обоих дисков. Предполагается, что именно его будут рецензировать журналисты и продавать оставшиеся в живых музыкальные магазины, тогда как покупка нарядного бокс-сета останется уделом пришедших на концерты фанатов.

Уж не знаю, сколько этих бокс-сетов напечатано, а главное – сколько у CBP фанатов, но до Монреаля “The Resurrectionists” с “Night Raider” не доехали. “Солд-аут”, - развел руками кто-то из сидевших за столом с дисками музыкантов. Разделительная черта между артистами и публикой в заведении под характерной вывеской "Katacombes" не просто поистерлась – она попросту отсутствовала. Вот из динамиков заиграло что-то похожее на Cannibal Corpse, вот в центр зала выскочила и пару раз тряхнула головой какая-то дама – и вот она уже на сцене, настраивает свою виолончель.

Расположенные в самом сердце ночной жизни Монреаля “Катакомбы” заслуживают отдельного упоминания. Это такая холодная и темная дыра размером с питерский "Fish Fabrique": на стенах – скелеты, в баре – неправдоподобно дешевый алкоголь, за сценой – гигантское окно, за окном – пустырь, из музыкального автомата (!), не утихая, орет немилосердный хеви-метал. В зале, в основном, местные завсегдатаи, на разогревающие группы – местных же резидентов – реагировавшие куда живее, чем на main act.

Cripped Black Phoenix все это ничуть не смутило – в конце концов, один из их идеологов Джастин Гривз (Justin Greaves) когда-то играл сладж-метал и краст-панк, да и участники Mogwai – известные металлюги. (Впрочем, их басист в Монреаль в этот раз не приехал, а приедет через месяц, в составе своих основных работодателей.) Стартовав с “Rise and Fight”, бесспорного оммажа Pink Floyd с нового альбома, поначалу CBP не впечатляли – из колонок премерзко трещало, певец Джо Волк (Joe Volk) налаживанию контакта с публикой предпочитал общение со звукорежиссером, а одну малознакомую песню сменяла другая.

Возможно, единственный в этом зале поклонник “A Love of Shared Disasters”, я так и остался ни с чем – впервые добравшись до Северной Америки с туром в поддержку нового альбома, его Crippled Black Phoenix и представляли. Кажется, единственным исключением стала кавер-версия - “Physical (You're So)” Adam & the Ants. Но отдать музыкантам должное все же стоит: неполадки со звуком были исправлены, а контакт со зрителями наладился (один из них не расслышал название группы, предположив, что на сцене – Crippled Black Penis; один из музыкантов ответил, что так называется их трибьют-бенд; солист добавил, что он, если вдруг что, выходит через окно – его оно, по-видимому, поразило не меньше моего).

Ну а в районе полуночи то, что долгое время казалось славным недоразумением, обернулось-таки пусть скромным, но все же триумфом: сначала публике удалось всласть подвыть песне “Burnt Reynolds”, а на концертной коде, гремевшей в четыре гитары минут 15, оживились даже люди в косухах. Свой микрофон певец начал сворачивать в разгар веселья. Идея уйти, чтобы вернуться на бис, музыкантам справедливо показалась глупой – в "Katacombes" нет гримерок.

Билеты на концерт здешние промоутеры оценили в 13 долларов, объявив это антикризисной мерой. Отсюда вывод: стоят Crippled Black Phoenix при всей их многолюдности (8 человек) ну совсем недорого. А отсюда и обещанный вопрос к российским промоутерам: почему в Москве, где даже третьеразрядный построк уверенно собирает аншлаги, CBP до сих пор не было?

14.04.2009, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

CRIPPLED BLACK PHOENIX