На концерт Киры Лао в "Доме" я попал практически случайно, и ничуть не стыжусь в этом признаться. Потому что на самом деле эта "случайность" типична для нашего времени. Брошенное вскользь упоминание в личном блоге журналиста, которому я привык доверять - недолгое гуглевание необычного имени - несколько демо-роликов на страничке в майспейсе - сообщение там же о близком концерте в "Доме" (которому я тоже привык доверять) - и вот в субботний вечер я отправляюсь на концерт группы, о существовании которой еще в среду не подозревал.
Чтобы не заставлять читателей повторять этот виртуальный маршрут, сразу
объясню, кто есть ху. "Кира Лаo" - группа из Великого Новгорода, что
на севере России. В ее составе шесть человек. Обратите внимание на инструменты.
Ольга Митрофанова - виолончель; Наталья Счастливцева - гусли;
Кирилл Кузьмичев
- гитара; Александр Камаев - бас-гитара; Сергей Трактор -
битбокс. Ну и сама
Кира - фортепиано, вокал и танцы. Назвать ее "фронтменом" по понятным
причинам нельзя, но и словечко "фронтвумен" к ней как-то не клеится:
с ним ведь скорее ассоциируется самоуверенная роскошная поп-дива в блестках и
ярком раскрасе. А Кира - хрупкая 19-летняя девушка в скромном
"вечернем" платье (подозреваю, пошитом на выпускной вечер в школе) с
огромными карими глазами и девичьей "завлекалочкой" - крашеной в
вишневый цвет прядкой. Когда она садится за фортепиано, заложив эту прядку за
ухо - ни дать ни взять отличница музыкальной школы (каковой, Кира, видимо, и
была).
Первые сумрачные долгие аккорды тоже не противоречат образу барышни из хорошей
семьи, поклонницы северных романтических баллад и кельтского фольклора. И лишь
когда она начинает петь - тут-то и вспоминаешь про чертей в тихом омуте и про
всю мировую хтонь, вместе взятую - от исландской ведьмы Bjork до индейских
ведуний CocoRosie, от столичной готической дивы Рады Анчевской до сибирской
русалки Пелагеи. Потому что голос и подача у Киры совсем не девичьи. Начинает
она снизу, мягко и глубоко, словно с пришёптыванием, и постепенно взмывает
вверх, не хуже той же Рады. Но - удивительное дело! - при этом голос ее не
обретет резкости и не уплощается, как, увы, часто бывает у певиц с оперной
подготовкой, а остается на верхах почти таким же таким же мягким и глубоким.
После этого уже не удивляешься шаманским танцам, которые грациозная певица
начинает устраивать, выскочив из-за рояля.
Но "Кира Лао" - это всё-таки больше, чем девочка Кира, которую Бог
наградил голосом. Я не зря просил обратить внимание на инструменты. Гусли с
виолончелью - это уже, мягко говоря, необычно. А тут еще битбокс (то есть
воспроизведение ртом перкуссий), типично брейкерская уличная штучка. И
ритм-секция, которая "по совместительству" играет в
тяжелометаллической группе - что хорошо заметно по их манере даже в акустике.
Вот и получается какой-то акустический трип-хоп с виолончелью. Или - северные
русские распевы с гитарным чесом. Как ни назови, всё равно должны выйти сапоги
всмятку. Но не выходят! Наоборот - все звучит вполне органично, и ощущения, что
ребята специально смешали несмешиваемое, чтобы повыпендриваться (чем грешил в
70-е "Аквариум" с его фаготом и виолончелью) не возникает.
Но заканчивать на бравурной ноте не хотелось бы. И сама Кира, и группа еще
очень молоды, и вебдванольная раскрутка, уже приведшая их на московскую сцену,
где выступали Филип Гласс (Philip Glass) и Марк Рибо (Marc
Ribot), может оказать им медвежью услугу, выведя
на орбиту прежде, чем они окажутся к этому готовы - по сыгранности,
наработанному репертуару и, главное, психологически.
А еще - все-таки Кире надо определиться: по-русски ей петь или по-английски? Последнее ей явно не очень легко дается. Конечно, пример Бьорк (на который Кира явно оглядывается) впечатляет. Но всё-таки Бьорк начинала на двадцать лет раньше; и, кроме Бьорк, по-исландски говорит еще от силы триста тысяч человек, живущих на одном крохотном островке. А сколько миллионов человек по всему миру говорит по-русски?
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)