Многим поклонникам русского рока флейта
Олега Сакмарова пела о свободе, равенстве, братстве и вселенской
любви. Дети
Перестройки подпевали его партиям на альбомах Аквариума, Nautilus
Pompilius, Выхода, Ю-Питер и многих других любимых групп.
Несколько лет назад Олег начал сольную карьеру: собрал собственный состав,
много и увлеченно работает в тандеме с известными группами, выпустил несколько
альбомов со своими песнями, а с 2007 года играет в группе
КарТуш.
12 марта Олегу Сакмарову исполняется 50 лет. Сегодня чествовать колоритного и
всеми любимого музыканта будут группа Крематорий, Дмитрий
Ревякин, КарТуш, Вадим Самойлов,
Сергей Галанин, фри-джаз Сергея Летова, музыканты Аквариума,
Зерна, Мир Огня, Акустический лес, Сон Лемура,
The СкаZки и, разумеется, Сакмаров бэнд. Перед концертом Звукам
удалось задать Олегу несколько вопросов...
Звуки.Ru: - Олег, поздравляя Вас с юбилеем, не могу не
отметить, что мало кто из наших музыкантов дотягивает до поздравлений в хорошей
творческой форме. 50 - это действительно много, или Вы не ощущаете груза этих
лет?
Олег Сакмаров: - Пятьдесят - не слишком много для того, чтобы иметь
возможность адекватно реализовывать
свои идеи - и вполне достаточно, чтобы свои цели ясно понимать, знать, как их
можно достичь. В 50 думать легче, чем в 25, но труднее себя самого удивить.
Многое из того, что происходит, уже как будто случалось. Зато иногда находишь
что-то принципиально новое. В последние месяцы первого полтинника на меня
вдохновение нашло. Даосы в таких случаях говорят - в поток попал.
Звуки.Ru: - Вы выбирали себе инструменты, или инструмент выбрал Вас? Как
и у кого Вы учились?
Олег: - Я учился играть в спецмузшколе при Казанской
консерватории на скрипке, потом
на флейте, Ленинградскую консерваторию закончил по классу музыковедения. В
военном оркестре играл на саксофоне. В "Аквариуме", "Наутилусе" и "Выходе"
флейта стала моим главным инструментом - как и сегодня в "КарТуше". В
"Ю-Питере" важнее был саксофон и клавишные. Для "Русского альбома" гобой
освоил. И все же флейта - роднее всех. Она - продолжение меня.
Звуки.Ru: - То есть Вы пришли в музыкальную школу и ткнули пальцем в флейту?
Олег: -Положил скрипку на полку и оттуда же взял флейту.
Звуки.Ru: - Большая часть групп, в которых Вы принимали участие, сейчас
пребывают в
статусе легенд. "Аквариум" по-прежнему вертится вокруг персоны БГ и его
творческих дуэтов, "Наутилус" - мертвая легенда, не подлежащая гальванизации,
"Выход", фактически, не существует. А Вы играете в каких-то детских хипповских
составах, что несколько не вяжется со статусом мэтра.
Отчего Вам не сидится на пьедестале? Что дают Вам эти дети?
Олег: - На пьедестале сидеть неудобно. Жестко. А играю я с
близким по духу
людьми,теми, чье миропонимание мне нравится. "КарТуш" - брутальная группа, вся
на адреналине и автогоночном драйве. Полтора года я осваиваю эту новую для меня
сферу. На лидера коллектива Андрея Вертузаева всегда можно положиться. Всю
огромную работу по организации концерта-юбилея он взвалил на себя - и блестяще
справился. "Зерна" - группа с 20-летней историей, мои близкие друзья. "Сон
Лемура" - тонкие романтики, а за "СкаZки" я чувствую себя по-учительски
ответственным, хочется вывести их на орбиту. "Мир огня" - для меня главное
открытие этого года.
Звуки.Ru: - Кто из бывших соратников Вам по-прежнему интересен как
автор и исполнитель?
Олег: - Для меня они не бывшие! БГ, Дмитрий Ревякин, "Выход",
Армен Григорян,
"Текила-джазз", Александр Васильев с песней на стихи В.Маяковского. И все время
появляются новые интересные авторы. Как правило, я с ними знакомлюсь - и играем
вместе. Последний пример - калининградская группа "Мир Огня".
Звуки.Ru: - "Сакмаров Бэнд" существует как активный состав, или это
виртуальная группа,
которая собирается время от времени?
Олег: - Это очень хорошая по уровню концертная группа и для
больших фестивалей типа
"Крыльев" и "Эммауса", и для игры в клубах плечом к плечу. Анатолий Погодаев,
Андрей Чуркин, Ангел, Анастасия Паписова способны украсить любую супергруппу.
На моих альбомах записываю многих лругих музыкантов, это связано со спецификой
крупной музыкальной формы. Здесь важную роль играет Илья Сакмаров. И все годы
жизни моей группы бессменной музой и и директором является Кира
Сакмарова.
Звуки.Ru: - Анастасию Паписову мы знаем как активную участницу
большинства
кельтских групп столицы. А чем интересуются ваши остальные музыканты?
Олег: - У Анатолия Погодаева своя группа "Зерна".
Андрей Чуркин в ней играет на
барабанах, а Ангел организует фестивали "Киномания".
Звуки.Ru: -Как Вы выбирали и выбираете, с кем играть? Изменились ли за
годы критерии выбора?
Олег: - Играю с друзьями. Лишь с ними можно открыть новые
горизонты. Эти критерии
измениться не могут.
Звуки.Ru: - То есть не важно, как музыкант играет - был бы человек
хороший?
Олег: - Как-то мне попадаются друзья, играющие хорошо (смеется).
Звуки.Ru: - Ваша самая красивая сольная партия - на чем она была
исполнена, в каком
составе и в какой композиции?
Олег: - Флейта и гобой - в "Прогулках по воде" группы "Наутилус
Помпилиус", флейта в
"Королевском утре" и "Моей звезде" "Аквариума", в множестве песен "Выхода",
гобой в "Волках да воронах" БГ-Бэнда.Саксофон - в " Гудбай, Америка" на
концертах "Ю-Питера".
Звуки.Ru: - Вы с Сергеем Летовым - очень разные по характеру,
темпераменту и подходу к
музыке мастера. В чем вы совпали, и будете ли еще играть вместе?
Олег: - Я отдаю дань
его мастерству и последовательности. Да, мы разные, но оба ищем новые звуковые
пространства. Надеюсь, будем играть вместе все чаще и чаще. На "Пустых холмах"
мы сотворили что-то невероятное. Там во время выступления целая
природная литургия разыгралась - ливень, радуга, заходящее солнце прожектором
на сцену. Все это за 20 минут. Фантастика!
Звуки.Ru: - Многие музыканты, играющие на духовых, утверждают, что их инструмент
достаточно говорит вместо них. Я даже как-то слышала от одного саксофониста
мнение, что "голос все опошляет". А Вы когда-нибудь стремились быть
лидер-вокалистом? Ведь у Вас есть вокальное образование...
Олег: - Только голос способен слова произносить! Сейчас я
лидер-вокалист своей группы.
Но дело не в вокальных возможностях ( в консерватории я брал уроки оперного
вокала, посещал класс оперной режиссуры). Мне важно донести до слушателя свои
стихи, озвучить свои идеи. Вообще, сочинение и исполнение своих песен сейчас для
меня важнее всего.
Звуки.Ru: - Если бы Вам сейчас предложили стать участником любой группы
или оркестра в
мире, кого бы Вы выбрали?
Олег: - Я уже выбрал - тех, с кем я сейчас играю и пою.
Олег Сакмаров: 50 лет
12 марта
клуб Ikra.
Baby WASHINGTON (1940)
Timmy THOMAS (1944)
Алексей Лазаревич МАКАРЕВИЧ (1954)
Claus LARSEN (1967)