Накануне очередных гастролей Deep
Purple мы решили рассказать вам в картинках, как проводят свои дни
участники самой несгибаемой хард-рок-группы всех времен и народов. В частности
- старейший участник DP, единственный оставшийся в составе со дня основания.
В неритмичной стране, где в чести юмористические шоу, Иэн Пейс (Ian
Paice) мог бы профессионально зарабатывать себе на жизнь разговорным
жанром, словно Иван Ургант в "Прожекторепэрисхилтон" - для разнообразия иногда
постукивая по барабанчикам. В последние четыре года Иэн Пэйс периодически
выступает в рамках проекта "Ian Paice Drum Clinic" - серии персональных
мастер-классов. На московском мастер-классе таланты драммера "Deep Purple"
проявились именно в такой пропорции: было очевидно, что маститого музыканта
куда больше увлекает процесс общения с публикой, нежели демонстрация
технических приемов. Иэн показал класс как мастер мимики и жеста, дав
полноценное stand-up представление. Артистизм, обаяние, ирония, реакция, умение
держать внимание зала, английское чувство юмора. И всего лишь три - зато
виртуозных! - соло на ударных.
Зажглись софиты, и на сцену вышел: барабанщик? легенда? музыкант? актер,
похожий на Олега Табакова?... В общем, Иэн Пейс собственной персоной.
"Сегодня мы немного поговорим о музыке, я немного поиграю... В чем прелесть таких
вечеров - никогда не знаешь, как они пройдут и чем закончатся. Придумывайте
интересные вопросы, и повеселимся!" - напутствовал Пейс, садясь за барабаны.
Но с чего начать, матерый драммер знал хорошо: класс открылся мощным
пятиминутным соло. "Я показал вам один из самых сложных номеров, которые мне
когда-либо приходилось играть. В группе мои партии гораздо проще!", -
порадовал мастер.
"Среди вас есть профессиональные ударники?" - поинтересовался Пейс. В ответ
поднялась добрая сотня рук. Эти руки выдавали в зрителях ревностных поклонников
"Deep Purple" и всего, что с ними связано.
Пейс - единственный бессменный участник группы, он знает о "пёрплах" всё. А зал
собрался такой, что, кажется, осведомлен даже более, чем полностью. Но Иэн
предложил задавать вопросы, и вопросы, разумеется, нашлись.
Надо сказать, что произнесение сакральных слов "Deep Purple", упоминание любой
песни, а также имен музыкантов (повезло даже некоторым из посторонних,
например, Киту Муну) зал встречал воплем восторга и аплодисментами. Пейс оценил.
Переводчица знала о "Deep Purple" и об игре на ударных чуть меньше остальных
присутствующих, благодаря чему случилось несколько очаровательных конфузов.
Впрочем, это лишь усилило комическую сторону вечера.
Вопросы задавались то на плохом русском, то на хорошем английском. Однажды
девушка совсем запуталась и стала переводить "английский" вопрос на русский
язык, обращаясь персонально к Пейсу. Иэн подыгрывал ей, как мог: внимательно
смотрел, морщил лоб, понимающе хмыкал, согласно кивал, пока не довел зал до истерики.
"Как мне удается играть с таким драйвом на протяжении 45 лет? Все просто: я
стараюсь выходить на сцену полностью расслабленным". Похоже, рецепт работает:
этим вечером Пейс был в ударе!
"Когда я был подростком, просто колотил дома по мебели. Однажды наступил момент, когда целой мебели в доме не осталось, и тогда родители купили мне ударную установку. Так в 15 лет я начал карьеру. В 17 - попал в первую профессиональную группу. А в 19 оказался в "Deep Purple" - вспоминает музыкант.
"У меня не было учителей. Всему, что умею, я научился на сцене. Я изобретал ритмы, а потом оказывалось, что они уже существуют. Представляете мое разочарование? Наверное, будь у меня преподаватель и желание разбираться в теории, таких разочарований было бы меньше. Но зато я могу сказать, что самостоятельно пришел к своему стилю. И вот вам мой совет: главное, после всех экспериментов и придумок - разобраться, что работает, а что - не работает. А "правильно" вы играете или "неправильно" - совершенно неважно. Я, например, играю неправильно, но это работает".
Пейс в теории и на практике "разложил по палочкам" партии из "Fireball", "Pictures of Home", "Seven Heaven" и рассказал, как обрела свое звучание пламенная "Burn". "Ну, вы же знаете "Burn"? (напевает нечто, отдаленно напоминающее рифф "Burn", срывает овации) - Мы долго и нудно сочиняли аранжировку, никак не могли закончить... Мне все это надоело, от скуки я выдал какое-то соло прямо посередине песни. Парни оживились - "О, классно! Ну-ка повтори! Давай оставим!" - и к вечеру мы с ней справились".
У гениев тоже есть слабые места. "Эта нога у меня умная, а эта (правая) - нет".
- Считаете ли вы Ринго Стара (Ringo Starr) хорошим ударником? (ревнивые
крики из зала: "Нет,
конечно! Как можно?!")
- Я очень уважаю Ринго. Может, он не виртуозный ударник, но хороший музыкант.
Ринго всегда был гармоничной частью группы и тонко чувствовал, как лучше
сыграть ту или иную песню.
- Кого бы вы назвали лучшим ударником на Земле?
- Бадди Рич (Buddy Rich). В нашей профессии он - Бог, а мы, остальные -
простые смертные.
- Барабаны - довольно громкий инструмент. Вы так долго играете, это не
отразилось на вашем слухе? (пока вопрос переводят залу, Пейс не теряет времени
и разыгрывает пантомиму: телевизор с пропавшим звуком).
- Да, это моя производственная травма! Но больших неприятностей у меня нет,
кроме одной: домашние часто ругаются со мной, потому что я включаю телевизор
слишком громко...
Иэн собирался повеселиться, и не отступал от своего плана. Если вопрошающий
начинал занудствовать, Пейс пытался отобрать у него микрофон.
- Говорят, Иэн Гиллан (Ian Gillan) тоже играет на ударных?
- (торжественно) Ian. Gillan. CANNOT. PLAY. DRUMS! Я бы не посадил его за свою
кухню. Он обязательно напьется, что-нибудь потеряет, все поломает: (кажется,
если бы Пейс знал русское слово "проеб*т", оно бы здесь и прозвучало)
- Вернется ли когда-нибудь в "Deep Purple" Йон Лорд (John Lord)?
- Мы очень близки с Йоном. Мы живем в восьми километрах друг от друга. Мы
женаты на сестрах-близнецах. Но я не виноват - я женился первым! Зато Йон
первым устал от гастрольной кутерьмы - гостиницы, перелеты-переезды: В какой-то
момент это утомляет. Сейчас Лорд с удовольствием занимается семьей и совсем
другой, симфонической, музыкой. (Сам Пейс тоже не чужд симфонической музыке -
правда, он предпочитает ее слушать. Например, Чайковского...)
"А когда-то с Йоном и Тони Эштоном у нас был многообещающий проект. Но тут некстати выяснилось, что у Тони проблема: он боится выступать в больших залах, где много народу. Он переживал из-за этого, напивался для смелости... А еще там эти слепящие прожекторы: В итоге, на нашем пятом концерте ослепленный Тони заблудился на сцене и грохнулся в зал. На этом все и закончилось. Так что последний раз я видел Тони Эштона где-то там, в партере..."
"Эй, а играть сегодня будем? За барабаны садись, мы деньги за что платили?" - в конце концов, назрел скандальчик. Два апологета девиза "Партия у нас одна, а стучать надо чаще!" громко выражали недовольство непривычным зрелищем - говорящим барабанщиком. Очевидцы утверждают, что устами отщепенцев вещал коньяк, который они, как Тони Эштон, без меры употребляли перед концертом. Ропот галерки Пейсу настроения не испортил: похоже, ему было глубоко фиолетово.
Девушка Серафима, одарив маэстро улыбкой и букетом цветов, задала самый откровенный вопрос вечера: "Мистер Пейс, можно, я вас поцелую?" Мистер Пейс, как выяснилось, был совсем не против.
"Ресторан "Океан", где вы однажды ужинали после концерта, больше не
существует: его сразу разобрали на сувениры!" - привез новость гонец из Питера.
"О да, я помню этот концерт! Мне организаторы пообещали, что я буду играть на
лучшей в городе ударной установке. Мы приезжаем - и, Боже, что это? Ну, пусть
обшарпанные бока, ладно, но я проверяю звук: "Буммм... Буммм..." (имитирует
похоронный барабан) Невозможно играть на установке, которой триста лет!
Пришлось ждать, пока пройдет вашу таможню аппаратура, которая ехала из
Хельсинки - так концерт задержался на четыре часа."
Послушать Пейса - так вся его карьера состоит из анекдотов да баек. Но, несмотря на попытки рассказчика запудрить присутствующим мозги, никто не забыл: в течение сорока с лишним лет Иэн Пейс время от времени играл музыку. И, надо сказать, играл на славу!
Ну что сказать вам, москвичи, на прощанье? Иэн отвесил столице своеобразный
комплимент: "Мне нравится Москва, она напоминает Нью-Йорк 30 лет назад!" В
Москве, по его мнению, те же 30-летней давности очереди, подобные той, что
возникла после этих
слов, бывали только в Мавзолей. Сорокапятиминутная автограф-сессия продолжалась
"до последнего клиента". Мастер был кроток, терпелив, улыбчив, и каждому
говорил "спасибо".
Подписанными оказались:
- несколько тарелок и барабанов,
-
книги
- билеты на концерты разных лет
- старые магнитофонные кассеты
- десятки
пластинок и компакт-дисков.
Счастья было много, для всех, и никто не ушел обиженным.
А тем, кто пропустил этот мастер-класс, будет, безусловно, приятно увидеть Deep
Purple на сцене в полном составе.
Deep Purple
Б1 Maximum
18 и 19 апреля, 21.00
Дата рождения:
29 июня 1948
1948 – Родился Алан Парсонс, английский звукоинженер и создатель Alan Parsons Project. Он работал с Pink Floyd, The Beatles, Полом Маккартни и многими другими »»
1967 – Образована группа Jethro Tull. Ее создателями стали флейтист Йен Андерсон и басист Гленн Корник. Группа названа в честь Джетро Талла - агротехника, жившего в Англии на рубеже XVII—XVIII веков »»