Проникшись радикальными идеями Владимира Мартынова о конце времени композиторов и необходимости возвращения к средневековым музыкальным традициям, Леонид Фёдоров, кажется, твердо вознамерился создать свою собственную традицию. А именно - накануне Нового года презентовать на пару с Владимиром Волковым диск, не имеющий никакого отношения к группе "АукцЫон" (и к "ВолковТрио"), зато имеющий прямое отношение к поэтической традиции русского абсурдизма, начинающейся с обериутов и заканчивающейся творчеством Алексея Хвостенко и Анри Волохонского. 2008 год, несмотря на выход в октябре альбома Котова-Старостина-Фёдорова-Волкова "Душеполезные песни на каждый день", из этой традиции не выпал. Участники - те же, Фёдоров и Волков, альбом называется "Сноп снов", и половина песен, как и в случае с предыдущим, "Романсы", написана на стихи Алексея Хвостенко - который, собственно, в свое время и познакомил Фёдорова с обериутами.
Отличие от предыдущего, "Романсы", в тoм, что вторая половина - на стихи не предшественника Хвостенко Александра Введенского, а его постоянного соавтора (и, прямо скажем, собутыльника) Анри Волохонского. Такая ли существенная разница, вправе спросить будущие слушатели? Не начал ли дуэт Фёдоров-Волков повторяться? И да, и нет. "Да" - потому что для Фёдорова вне "АукцЫона" принципиален отказ от внешней яркости и необходимой в поп-хитах "цеплючести". "Нет" - по многим причинам. Во-первых потому, что несмотря на "конец времени композиторов", композиторский дар в карман не засунешь - на альбоме записаны прекрасные песни. Во-вторых, расширился набор изобразительных средств и "инструментарий" - от засэмплированных могучих пассажей большого симфонического оркестра до прозрачных проигрышей лютниста-елизаветинца Джона Холборна и подтренькивания на экзотической кенийской арфочке.
Но и это не главное. Главное - другое. Во время традиционного же чаепития с журналистами на кухне у Фёдорова после прослушивания, разговор как бы случайно свернул на радикальные перформансы Сергея Курехина (еще одного яркого представителя питерского абсурдизма). Например, накрыть на сцене стол с яствами (это в Ленинграде конце 80-х!) и, заявившись компанией человек в тридцать, безо всяких музыкальных инструментов, просто поглощать их на глазах у недоумевающей публики. Или, в Германии, шарахнуть ведро воды внутрь дорогущего концертного рояля, специально привезенного ничего не подозревающими организаторами фестиваля из другого города.
Но у Фёдорова ничего случайного или несвоевременного последние годы не бывает. Подобно Курёхину, хотя и другими средствами, "подельники" Фёдоров и Волков в каждом новом альбоме стремятся выйти за рамки ожидаемого, за рамки дозволенного. "Сноп снов" это подтверждает. Альбом Фёдорова и Волкова? Значит, начинаться он будет с кричали-шумелки, написанной некогда Волохонским по "Велесовой книге", и им же на пару с Хвостенко записанной. Убедившись, что песни "Португальская", "Английская", "Афроамерикаская" и "Галилея" вполне отвечают своим названиям, ждешь чего-то подобного от "Французской" - а она вдруг оказывается натуральным радиотеатром с голосом Волхонского, как давешние "Горы и реки". И, конечно, неожиданный финал. Вместо эффектной точки в виде "аутетичного" "Рая" (т.е. "Города золотого"), напетого трагическим голосом самого Хвостенко (и, кажется, с впервые восстановленным именем настоящего композитора - Владимира Вавилова) - "Воздушный бонус": бормотание Федорова, записанное им, как набросок, на сотовый телефон.
Конечно, чтобы издать песенку, напетую на сотовый телефон - много ума сейчас не надо; но сделать так, чтобы она не разрушала концепции записанного с помощью многочисленных инструментов, наложений и сведений цельного альбома - для этого нужно уникальное дарование Фёдорова. И не менее уникальное - Волкова.
Репортаж о презентации альбома читайте на Звуках.
Woody SHAW (1944)
Lemmy (1945)
Jan AKKERMAN (1946)
Ralph MOORE (1956)
Ricky MARTIN (1971)
Дима БИЛАН (1981)