Мой любимый отзыв о журналистах и их предназначении: "Они существуют для того, чтобы навязывать другим свои убогие вкусы". Вот этим мы и займемся накануне нового года. Музыкальные СМИ, сайты и блоги, подводя итоги года уходящего, отмечают прежде всего то, что в 2008-ом "вышло много хороших альбомов, но мало отличных". Явных фаворитов, передовиков, сенсаций, по общему мнению, увы, кот наплакал.
Звуки задали ведущим музыкальным журналистам вопрос: "Какие три пластинки 2008 года вы назвали бы лучшими?". Не претендуя на "всесторонюю объективность" и не желая в сто первый раз наталкиваться на претензию "А почему это у вас альбом А стоит выше альбома Б?", мы нарочно попросили наших коллег быть субъективными - настолько, насколько они сами захотят. И тем не менее получили картину, максимально приближенную ко вкусам меломанов рунета. Это говорит прежде всего о том, что все мы - музыканты, журналисты, функционеры, слушатели - находимся в одном пространстве, делить и мерять которое рейтингами, звездочками и циферками бессмысленно, а старая добрая традиция прислушиваться к советам продавца из музыкального магазина в эпоху "вебдваноля" и торрентов не умерла.
А теперь слово нашим друзьям. Помните: в то время, как вы слушали хорошую музыку, эти люди тратили свое время на плохую. И все для того, чтобы вы продолжали слушать хорошую.
Глеб Лисичкин, A&R-менеджер компании "Снегири-музыка":
Год получился очень особенным, даже удивительным - наконец-то получилось почти
оставить неблагодарное и неблагородное занятие музыкальной журналистикой и
целиком окунуться в чарующий и зловонный мир отечественного шоу-бизнеса. Так
что моё мнение теперь едва ли можно назвать беспристрастным - я действительно
свято верю в отечественную независимую музыку, ежедневно наблюдаю качественные
скачки и не перестаю удивляться возникновению новых, дико интересных артистов.
Мне, конечно же, очень бы хотелось поставить в число лучших пластинок года и
дебютный релиз самарских диско-панков Cheese People, и без того уже обласканное
критикой творение СБПЧ Оркестра, и "Дикую собаку Динго" Алины
Орловой и
совершенно магическую запись "Our Map To The Monster Olympics" исландской
группы Kira Kira, концерты которой мы устраивали этой осенью - но, смею
надеяться, эти диски не обойдут вниманием мои бывшие коллеги.
Поэтому, нынешние итоги года будут, скорее, выдачей авансов на 2009-ый - именно
с этими зарубежными группами я планирую познакомить вас в следующем музыкальном
сезоне, именно они "созвучны моменту".
School of Seven Bells Alpinisms"
Бруклинские группы начали крошить американский рынок ещё в прошлом году (не
только Vampire Weekend), в этом году нашествие продолжилось. Самые
свежие звуки
в пригороде Нью-Йорка издавались с репетиционной базы проекта School of Seven
Bells, за которым стоят люди из хорошей группы Secret Machines и неудачного
проекта On! Air! Library!. Собравшись вместе эти мальчики и девочки стали
писать очень красивый сексуальный дрим-поп: в плотном звуком вареве "Школы Семи
Колокольчиков" можно услышать отголоски и шедевров
Cocteau Twins, и ранних
синглов Мадонны (Madonna) - эти песни звучат так, как будто слышал их в
далеком детстве и
с тех пор искал всю жизнь, и радость обретения их сложно с чем-то сравнить.
K-The-I??? - "Yesterday, Today & Tomorrow"
Хип-хопа в этом году было выпущено много, но настоящих удач - раз-два и
обчелся. Больше других "качал", "вставлял" и всячески "рулил" гигантский
афроамериканский дядька K-The-I???. Раньше он не сильно отличается от других
"новых странных" рэпперов с лейбла Big Dada, но на новой пластинке стало
очевидно, что этот артист примечателен не только скоростью читки и агрессивной
подачей, но и совершенно уникальным "flow "- а это особенно ценно.
Thomas Tantrum "Thomas Tantrum"
Thomas Tantrum - казалось бы обычная британская ню-рейв-, дэнс-рок- или
как-их-там- группа - в Объединённом Королевстве таких сейчас пруд пруди. Так
оно, в общем-то, и есть, если бы ни одно "но" - столь туго начинённого ударными
хитами альбома не выпускал в этом году ни один островной артист. К концу года
ню-рейв уже всех заколебал, я сам радостью подпишусь под законом о запрете
этого жанра - но Thomas Tantrum оптом выписывают индульгенции всем
представителям этого странного тренда. Своей относительной известностью этот
коллектив обязан профурсетке Лили Аллен (Lily Allen), похвалившей группу
в своем блоге - вот
увидите, Лили открыла музыкальную шкатулку Пандоры.
Иван Чернявский, обозреватель журнала "TimeOut Москва":
Noize MC "Greatest Hits, Vol.1"
Такой человек нам был нужен уже давно - который никого не боится, не выглядит
на весь свет обиженным неудачником, выбился в люди без денег, может превратить
в супершлягер и зазывалочку на свой концерт и выпад в адрес обидевшего
журналиста, не ленивый и дерзкий. Контракт с мейджором в одной руке, бутылка
пива в другой, в рюкзаке за спиной собственный ударный альбом без слабых мест,
в голове уже пятнадцать рифм на злобу дня. В русской музыке железно не хватало
парня, который бы назвал всех своими именами за дело, не казался бы слишком
умным, да еще и знатно повеселил бы почтенную публику. Смешная пластинка потому
и хороша, что у нас редко такие записывают.
The Killers "Day And Age"
Из всех гитарных групп, развлекающихся игрой в 80-е, The Killers неожиданно
добились едва ли не лучшего результата. Даже странно, что Питер Гэбриел
(Peter Gabriel) и Duran Duran непричастны к этому произведению,
которое порой натурально звучит, как выкранное из секретных калифорнийских
студий двадцать лет назад. Не очень понятно, чего общественность ждала от
команды и так не отличающейся большой самостоятельностью, поэтому и критика
видится малообоснованной - стадионные кричалки есть, а больше ничего и не надо.
Death Cab For Cutie "Narrow Stairs"
На рок-звезд они непохожи, носят клетчатые рубашки и большие очки - зато были
на первом месте "Биллборда". На концертах у них не бывает видеопроекций и
подтанцовки - но на Youtube словно идет соревнование, кто лучше снимет
выступление DCFC. Бен Гиббард (Ben Gibbard) вообще не тянет на
секс-символа, но девочки ему
верят. Самая лиричная из современных американских групп, люди, которые лучше
всего понимают, как говорить про любовь и ее отсутствие, смерть и ее
приближение, оптимизм и его угасание. Народный заокеанский ансамбль пока - пока
- не понятый у нас.
Георгий Биргер, обозреватель журнала "TimeOut Москва":
The Music "Strength In Numbers"
The Music вложились в эту запись на 100 процентов, при этом не
заморачиваясь по
ходу "цайтгайстом", актуальностью и прочей дребеденью, о которой любят
рассуждать критики, но о которой не надо думать музыкантам. И главное - они все
построили абсолютно с нуля. Этого не слышно сразу, но тут имеется принципиально
иной подход к написанию и составлению песен - The Music играют рок с тем же
подходом, с которым строят свои танцевалки Chemical Brothers. Тут нет
гитарных риффов, басовых рисунков, барабанных синкоп (и тем, и другим, и
третьим были богаты предыдущие альбомы The Music), вместо них - сэмплы, сэмплы,
сэмплы, только сыгранные вживую. Собственно, так и должен звучать танцевальный
рок. А победный штрих альбому придает бешеный и, гм, обоснованный выплеск эмоций.
Dead Confederate "Wrecking Ball"
Рок. Тот редкий случай, когда больше и добавлять ничего не надо. Dead
Confedarate изящно открутились от приставки "инди-" и достаточно приложили
сил, чтобы не быть "поп". Послушав их под конец года, я понял, что весь этот
год голова у меня находилась в жопе: пока я вместе со всеми хипстерами маюсь в
поисках новых веяний, эта компания просто пишет охренительные песни, и,
конечно, остается в выигрыше. Причем мастерство сонграйтинга здесь не в словах
и мелодиях, а в их подаче. За джеймхэтфилдовские рыки в припеве "The
Rat" я готов отдать все альбомы TV on the Radio, а за
курткобейновскую способность утянуть вниз в зыбучую бездну последний слог (как
"you will never kno-o-o-ow" в "Goner") я легко отдам и The Bug, и
Crystal Castles и парочку бон-иверов в придачу.
The Selmanaires "The Air Salesman"
Чуваки играют в очень интересную игру: делают вид, что после "Битлов" музыки не
было, и что они сами ее придумывают. Selmanaires играют в духе
Talkning Heads, будто никогда и не было Talking Heads, кричат как
Ramones, намекая, что не знают кто такие Ramones, устраивают
представление в духе The Clash и как бы спрашивают "Who's calling???" от
всего этого очень странные ощущения, будто сознание находится в каком-то дымке
все время звучания альбома. А еще почему-то они вернули мне те ощущения,
которые у меня были в детстве при прослушивании "Ламбады". Ну это уже из
разряда мистики.
Олег Соболев, редактор "Афиша-Видео":
Glasvegas "Glasvegas"
Британская музыкальная пресса каждый год поднимает на щит все новые и новые
гитарные группы - и Glasvegas среди них мне симпатичнее всех. По форме они
почти полностью копируют легендарную группу Jesus & Mary Chain, совмещая
поп-мелодии и гитарный шум, но по сути же Glasvegas куда больше подходят на
австралийцев The Go-Betweens: и у тех, и у других каждая песня -
практически законченное литературное произведение, с точно выстроенной драматургией.
Katie Stelmanis "Join Us"
Девушка из Торонто с латышскими корнями поет мощным голосом печальные и
пронзительные песни. Если бы Нико (Nico) была жива до сих пор, она,
вероятно, записывала что-нибудь подобное.
James Ferraro "Marble Surf"
Чрезвычайно минималистский дроун, записанный на четырехдорожечный магнитофон и
выпущенный в количестве 50 CD-Rов. Убедительнейшая демонстрация творческих
возможностей современного американского DIY-подполья.
Марина Зенкина, обозреватель газеты "Газета", редактор журнала "Не спать!":
The Last Shadow Puppets "The Age Of The Understatement"
Кто бы мог подумать, что два английских шалопая, Алекс Тернер (Alex
Turner) из Arctic Monkeys и Майлз Кейн (Miles Kane) из The
Rascals, прославившиеся на ниве бодрого гитарного чеса, смогут выпустить
пластинку на голову выше всего того, что происходит сейчас в рамках
многочисленной ретро-рок когорты. "The Age Of The Understatement" - -
это изобретательный симфо-рок, инспирированный английской эстрадой 60−х,
где за оркестровки отвечает мультитинструменталист Оуэн Палетт (Owen
Pallett) из Arcade Fire. Но в отличие от этого коллектива, у Last
Shadow Puppets нет ни истеричности, ни пафоса, ни нахрапа, как, например, у
Muse, это искусно декорированная, утонченная эстетская музыка.
Hercules & Love Affair "Hercules & Love Affair"
За что бы ни брался божественный здоровяк с лицом ребенка Энтони Хегарти
(Antony Hegarty) - будь то апокалиптический фолк, шансон или - как в
данном случае - танцевальная электроника, все сразу же будто обволакивается
какой-то чарующей пеленой, не в последнюю очередь, благодаря гулкому неземному
голосу андрогина. Кто-то может обвинять его в конъюнктуре, кто-то - разумно
указывать, что на Hercules & Love Affair он поет всего лишь в пяти
песнях, но все это не отменяет того, что перед нами - лучший танцевальный
поп-альбом года. Люди с лейбла DFA, на котором вышла дебютная пластинка
проекта, по-прежнему отлично секут фишку.
Gnarls Barkley "The Odd Couple"
Кажется, ничто из произведений сладкой парочки Gnarls Barkley -
обладателя визгливого фальцета Си-Ло Грина (Cee Lo Green) и продюсера
Дэнжер Мауса (Danger Mouse) - так и не смогло вытеснить в сердцах
меломанов их прошлогодний хит "Crazy". А между тем, второй лонг-плэй
дуэта звучит еще лучше предыдущего: в нем почти ничего не осталось от хип-хопа,
зато полно отличнейших песен в духе сладкоголосого психоделического попа 60-х,
который разбавлен брейкбитом, ритм-н-блюзом и черт знает чем еще.
Продолжение следует.
1837 – Родился Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, руководитель кружка 'Могучая кучка" »»
1837 – Родился Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, руководитель кружка 'Могучая кучка" »»
1969 – Первое выступление Led Zeppelin в США. Во время их первого концерта в клубе Whisky A Go Go на разогреве играла группа Alice Cooper »»
Julius LAROSA (1930)
Roger MILLER (1936)
Лариса ДОЛИНА (1956)
Chris BOLTENDAHL (1962)
Mr. C (1964)