С концертом Shpongle с самого начала всё шло наперекосяк - не внушало доверия место проведения (павильон "Арсенал" расположился минутах в двадцати пяти от ближайшей станции метро), не было ничего, похожего на расписание выступлений, с автобусами от метро, информация о которых проскочила в жж-комьюнити ru_shpongle, тоже была полная неразбериха. В результате, решив подстраховаться, наша тёплая компания прибыла к "Арсеналу" чуть позже половины одиннадцатого. Ходынское поле встретило нас любительскими фейерверками, видом на небоскребы, а также привычным московским холодом и ветром. Из павильона изогнутым хвостом высовывалась очередь. Факт малоприятный, но не шокирующий - случалось стоять на входе в "Б1", в "Б2" и даже в "Икру". Однако у очереди была одна проблемная особенность - она не двигалась. Точнее двигалась, но проходила примерно метр в пять минут. Чудесные организаторы не придумали ничего лучше, чем сделать на площадке вместимостью в несколько тысяч человек всего два входа, один из которых предназначался важным персонам. Там тоже царило оживление, из двери то и дело высовывался мужик и с тоской взывал в толпу: "Маруся! Маруся!". Маруся не отзывалась.
Толпа медленно втискивалась в единственный проход, в котором стояла пара бравых охранников, ретиво исполнявших служебный долг и залезавших в каждое отделение сумок, сумочек и прочих ёмкостей. Тот факт, что несколько тысяч людей устроители мероприятия вознамерились профильтровать одним единственным металлоискателем, тоже вызывал недоумение. В результате, простояв где-то час двадцать, наша компания оказалась на финишной прямой, точнее кривой. Веселье, запаса которого хватило где-то на час, иссякло, руки и ноги уже слушались с трудом, а из шатра стали доноситься громоподобные ударные. Концерт начался. Мы начали всерьез рассматривать идею бросить всё и уехать домой, но подумать легче, чем осуществить - из уплотнившейся толпы вылезти было не так и просто. Оставалось довериться судьбе и с ужасом гадать, что же творится внутри при такой-то давке на входе. Минут через пятнадцать нас, наконец, внесли внутрь, а сзади оставался хвост длиной метров в сто - при таком темпе входа последние зрители попадали внутрь еще часа через два. Следующей преградой оказался гардероб - к счастью там поток был распараллелен, но это ничуть не спасало. Юноши обслуживали примерно одного клиента в минуту, путали номерки, да и вообще вели себя так, будто занимаются такой работой впервые. За гардеробом ютился лоток с мёрчандайзингом, торговавший в частности майками "Shpongle, Moscow 2008" - очень хотелось добавить: "I survived".
Как бы то ни было, опоздав песни на две, наш десант, наконец, пробрался в зал, где происходило действо. И, о чудо! Внутри было свободно - народу собралось меньше, чем на средний концерт в Б1. И эту кучку добрых трансеров вы впускали два часа?! Самое удивительное было в том, что мы, оказывается, попали не в самый адский поток - люди, пришедшие перед нами, имели удовольствие протусоваться на морозе чуть ли не три часа.
Единственное, что можно сказать по этому поводу организовавшей концерт компании "РПЦ Август" (режиссерско-продюсерский центр, а не то, что вы подумали), это "не умеешь - не берись". То, что организаторам такое сходит с рук, можно списать разве что на мирный нрав приверженцев транс-культуры. Думается, если бы вместо Шпонгла здесь играли Sex Pistols, павильон бы просто снесли, а окажись на месте Посфорда (Simon Posford) Серж Танкян (Serj Tankian), трупы организаторов еще год обнаруживались бы в случайных местах с множественными ножевыми ранениями.
Внутри, однако, было хорошо. Тряпочные стены шатра гасили волны, поэтому звуковая картинка в зале была близкой к идеалу - никакого эха, никакого резонанса. На огромной сцене расположился цветастый биг-бенд, а по бокам от неё висели круглые видео экраны, куда транслировалась нарезка из заранее заготовленного арта и живых съемок со сцены. По масштабу действо напоминало скорее не концерт группы "клубного" масштаба, а стадионное шоу с костюмами и декорациями. Самый, пожалуй, колоритный персонаж - Раджа Рам, седовласый усатый джентльмен в цилиндре и красном камзоле. Рам немного разговаривает с публикой в паузах, бормочет в микрофон во время песен, ну и конечно играет на флейте - то на вполне привычной, то на какой-то экотической, синего цвета и с множеством ручек, этот девайс напоминает неведомое морское существо.
Рам колдует у левого края сцены, за ним расположилась ритм-секция, а в центре разумеется Саймон Посфорд, худрук и идейный вдохновитель Shpongle и еще трех десятков проектов. Саймон тоже наряжен по последней моде - на голове у него странная конструкция из перьев, но в этническом антураже всё это смотрится более чем уместно. Саймон в основном играет на гитаре (надо же!), но нередко подходит к столу с железками, чтобы покрутить ручки. Правый край отдан вокалистам и танцорам. Две певицы в вычурных костюмах поют иногда вместе, иногда по очереди, а время от времени к ним присоединяется мощная подтанцовка. Треки с вокалом чем-то напоминают Delerium, но не то недоразумение, каким он был на концерте, а студийные записи.
Перед нами тот самый вариант концерта, когда есть и что послушать, и на что посмотреть. Давки в зале нет совсем, да и трансеры - люди исключительно милые и приветливые, так что подойти поближе и рассмотреть всё в деталях не составляет никакого труда. Вообще, к чести московской транс-тусовки надо сказать, что десять лет скитаний по лесам не прошли даром - ни привычного по рок-концертам пивного быдла, ни "гламурных подонков" с танцевальных вечеринок. Полное ощущение, что попал на Вудсток в окружение хипповской коммуны.
Сетлист состоит из вещей со второго и третьего альбомов примерно в равных пропорциях, но банда радует и новыми треками - их за концерт сыграли штуки четыре. Оценить их по живому исполнению сложно, это все-таки не поп-хиты, чтобы врубаться в них с первого раза. Ясно, что материал по-прежнему очень фольклорно-этнический, может в еще большей степени, чем старый, к тому же в новых треках много вокала. Пока все смотрят на костюмированное действо, я с восхищением рассматриваю музыкантов. Слева, за Рамом, сидят басист (интеллигентного вида человек в очках), еще один гитарист, а также два ударника. Перкуссионист обвешан звенящими, шуршащими и стучащими предметами буквально с ног до головы, жалко что сидит так далеко. А чуть правее, за барабанами, наш старый знакомый Энди Гангадин (Andy Gangadeen). Гангадин это что-то вроде британского Ледовского, вездесущего ударника Silence Kit - играет чуть ли не в двадцати группах, и везде чертовски хорош. В Москву он уже несколько раз приезжал в составе электронного импровиз-бэнда The Bays, а также в разное время играл с Massive Attack, Incognito, Beck, M People и так далее. Именно барабаны с перкуссией, а также живая гитара, которая иногда играет партии, которые в записи были электроникой, сильнее всего меняют живые аранжировки по отношению к студийным. Притом, что весь материал исполняется строго как в записи (большая часть музыкантов играет по нотам), живой звук придаёт драйва и масштабности.
С электроникой тоже всё серьезно - за Посфордом и его неопознанными "крутилками" расположился еще один клавишник. Перед ним SH-101, огромный пульт и что-то большое, видимо какая-то рабочая станция, из зала не разглядишь. А справа от него прячется виолончелист. Удивительно, что каждого из музыкантов отчетливо слышно - звукорежиссура сегодня в порядке. Для полного состава не хватает разве что труб - их секция все-таки идёт с "минуса". В середине концерта - заход по хитам. "Star Shpongled Banner" (особенно красиво звучит момент, где Посфорд крутит фильтры на трансовом арпеджио), "My Head Feels Like A Frisbee" (тут в какой-то момент ритм-секция выдает форменного "Personal Jesus"-а), "When Shall I Be Free" (world fusion с певицами во всей невозможной красе), ну и конечно "Stamen of the Shaman" - разухабистый даб с дудками.
Из первого альбома играют всего одну вещь (а жаль), но зато какую - "Divine Moments of Truth"! Гимн расширению создания павильон "Арсенал" поёт хором: "Ди-эм-ти-ди-эм-ти, эл-эс-ди-эл-эс-ди, ду-ди-ду-ди-ду-ди". В аранжировке особенно хорошо звучат эйсидные секвенции - слышно что они идут с настоящей "железки". Единственное, что коробит - попытки Раджа Рама изображать вокодерное пение.
А дальше все уходят со сцены, и в зал льётся искаженный голос, рассказывающий запутанную телегу про родственников, кто-то из которых был хозяином цирка. Пока мы раздумываем, конец ли это, на сцене появляется одинокий человек с инструментом, похожим не то на казан для плова, не то на летающую тарелку. Да это же hang drum! На такой штуке играет уличный музыкант в барселонском квартале Баррио Готико, где этот дядька уже стал местной звездой. Звук у этой штуки необычный - этакий мягкий звон с "песочком", для электроники лучше не придумаешь. Человеку с хангом подыгрывает виолончелист и это, скажу я вам, самая красивая вещь сегодняшнего концерта. Очень похоже, что четвертый альбом будет начинаться именно с неё, и уже одно это заставляет ждать эту пластинку с нетерпением.
А потом вся группа возвращается, чтобы исполнить уже финальный блок, главным и последним аккордом которого становится исполнение "Around The World In A Tea Daze". Тут весь Шпонгл словно собран в одном треке - индийская тематика, женский вокал, электроника, вокодеры и ломаные ритмы, в конце концов разгоняющиеся в трансовое рубилово.
В общем, сам концерт вышел просто безупречным - музыка, звук, исполнение, сценическая постановка, даже публика - всё было прекрасно. Но то скотство на входе, которое этому действу предшествовало, было способно перечеркнуть всё удовольствие. Не будем забывать о том, что несколько сот человек попало туда от силы к середине концерта, а часть и вовсе отправилась домой не солоно хлебавши, не только не получив компенсации моральных затрат, но и не вернув даже денег за билеты. Нет, пока организаторы так относятся к публике, разговоры о том, что "мы приближаемся к Европе" не имеют под собой никакой почвы.
Дата образования:
1 января 1996
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)