Празднование 25-летнего юбилея группы Nautilus Pompilius и выпуск по этому случаю трибьюта - это, пожалуй, пока единственный случай, когда в России с помпой славят группу, чьи основные участники живы и не собираются играть вместе - даже ради красивой даты. В Петербурге шоу уже прошло 13 декабря в "Ледовом". 17 декабря все или почти все повторится в "Олимпийском".
Несуществующий ныне коллектив уже имел опыт такого празднования. "Отчёт
1983-1993" тогда собрал нескольких екатеринбургских и питерских коллег:
Чайф, Выход, Аквариум, Настю Полеву
(помните, как Бодров его в первом "Брате" смотрел?). Однако если тот
юбилей Вячеслав Бутусов встречал в составе достаточно сплоченного
проекта, в
котором, помимо него, главной творческой единицей был поэт Илья
Кормильцев, то
сейчас фирменный костюм певца, удачно вставленный в виде силуэта в афиши
праздничных концертов, как нельзя лучше подходит к атмосфере момента.
Кормильцев скончался в прошлом году в Лондоне, совсем недавно там открыли его
памятник. Напомним, в столице Великобритании силами Ильи Валерьевича, Вячеслава
Геннадьевича и английских музыкантов (с небольшой помощью Бориса Борисовича) и
был создан отличный от всего предыдущего последний альбом "группы"
"Яблокитай", после которого NP пафосно распались - с концертом в ГКЦЗ
"Россия" и прощальным туром по стране. А также, якобы, с надгробием
во дворе дома Бутусова: "Показал камень могильный, который он сам вкопал и
не поленился краской разукрасить, написать: "Наутилус Помпилиус" и годы
жизни... Я говорю: "Ну, классно, ты дошел до того, что жизнь надо менять кардинально;
пусть это будет не "Наутилус Помпилиус", хотя будет очень трудно в этом убедить
инвесторов, но мы попытаемся даже с этим что-то сделать". Он говорит: "Ты
не понял, вообще ничего больше не будет, потому что меня все зае...ло".
Эту цитату Кормильцева, а также многие другие факты, можно узнать в биографии
"Nautilus Pompilius" от Александра Кушнира и Леонида Порохни. Сейчас
на полках магазинов лежит третье издание - первое было прурочено аккурат к кончине
команды. Последние страницы в этой редакции книги - черные. Их реально страшно
читать - хотя и всю книгу тоже нелегко. История NP позитивна вплоть до того
момента, когда народ полюбил песни с альбома "Разлука". Разгульная
студенческая молодость, записи на кабацких клавишах, на чужих квартирах. А
потом - контакты с эстрадой, которая, несмотря на общую
"новолновость" группе всегда была близка. Записи, сооруженные
практически только с помощью компьютера. Распад первого крепкого творческого
тандема Бутусов-Дмитрий Умецкий. Алкоголизм, смены составов...
Неудивительно, что
почти все альбомы "Нау" названы на удивление безысходно:
"Невидимка", "Ни кому ни кабельность", "Князь
тишины", "Человек Без Имени", "Чужая Земля":
"Титаник", в конце концов.
Заметим, что в отличие от реюниона на "Старом Новом Роке 2003" и "Нашествии-2004", на этот раз никаких братаний на сцене не будет. В конце концов, люди, ранее игравшие в NP, теперь не общаются. У них есть свои дела. Некоторые из них - бизнесмены, вроде барабанщика Владимира Назимова. Алексей Могилевский и Гога Копылов пишут и исполняют музыку в собственных проектах ((Могилевского, к примеру, можно послушать здесь). Егор Белкин продолжает играть в "Насте". Алик Потапкин благополучно вернулся в "Аквариум". А Дмитрий Умецкий - тот вообще заместитель генерального директора ФГУ "Российская газета".
Зато на диске и на сцене будет присутствовать Ю-Питер. Совсем другая группа, которая развивает идеи Бутусова. Вспомним сольный альбом "Овалы" - такого позитива явно тогда не ожидали от автора мелодий к песням типа "Ходить по воде". А теперь "Ю-Питер" записал песни "Наутилуса" заново. Аж десять штук. То есть один и тот же человек, в предыдущей группе которого люди менялись неоднократно, вновь обращается к своему старому творчеству. Это как если бы Пол Маккартни "Revolver" весь переделал.
В конце концов, у Бутусова уже есть что послушать - помимо "Овалов", это первый совместный альбом c Каспаряном - "Незаконнорожденный", проект с дуэтом Deadушки "Элизобарра-торр", "Звёздный падл" со стихами Евгения Головина, песни молодых авторов на "Модели для сборки", несколько дисков "Ю-Питера", последний из которых, "Богомол", вышел этим летом. Бутусов написал две книги прозы: "Виргостан" и "Антидепрессант. Со-Искания" (вторая - в соавторстве с Николаем Якимчуком). Ей-богу, все это смотрится и слушается гораздо интереснее, чем свердловско-петербургская группа, начавшая восхождения с босса-новы и закончившаяся строчками а-ля Чайф. "В апельсиновый день апельсиновые люди не думают почти ни о чем". Да, они невероятно круты, растасканы по цитатам, часть из них успешно поется на кухнях, в подъездах и в комнатах студенческих общежитий. Но надо же оставить хоть немного истории в законченном виде.
Наверное, это не только желание "отдать дань уважения неистребимому
человеческому желанию достичь возвышенных идеалов". Но и попытка немного
изменить легенду. Сделать ее светлее и чище.
Также на диске появятся песни от Шахрина сотоварищи, Дианы Арбениной, Светланы
Сургановой, Найка Борзова, Машины Времени...
Что особенно ценно -
постоянный участник "наутилусовских проектов", Вадим Самойлов, силами
проекта для молодых музыкантов "Рок-герой" провел конкурс "НАУ
БУМ", победители которого также попадут на сборник. И это, честно говоря,
просто прекрасно. Как и то, что скоро Бутусов представит свой семейный хор, в
котором заняты его дети. Этот человек с каждым годом становится все более
радостным и
сказочным, скоро самого БГ переплюнет. И костюм, и грим эпохи
"Разлуки" ему будут уже совсем не к лицу.
Наутилус Помпилиус
СК 'Олимпийский'
17 декабря
Начало в 20.00
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)