Месяц назад Александр Ф. Скляр презентовал новый альбом - "Песни моряков". Эта работа прочерчивает границу между тем, что было, и тем, что будет теперь. Новый состав, новый этап творческого пути, новые рубежи. Александр Феликсович не только изумительный артист, но и очень приятный собеседник: "говорит как пишет" - это про него. Звуки с удовольствием делятся разговором, в котором музыкант рассказал об альбоме, о группе и игре как элементе работы.
Звуки.Ru - Александр, чем новый этап Вашего пути отличается от старого?
Александр Ф. Скляр - Это должен быть новый этап, коль скоро все проекты,
которые у
меня существовали ранее, я свёл в единый музыкальный состав, с которым
собираюсь концертировать. Раньше у меня было как минимум два состава: группа
Ва-Банкъ и тот, что выступал на моих сольных концертах. Сейчас я попытался
собрать универсальных музыкантов, которые могли бы выполнять любую музыкальную
задачу, одинаков комфортно чувствовать себя как в стихии рок-н-ролла, так и в
фольклорном или эстрадном стиле. С одной стороны, они достаточно молоды, с
другой, они не новички. А для меня это возможность на сцене соприкасаться с
одними и теми же людьми, мне не нужно разрываться на части.
Звуки.Ru - Разница в возрасте оказывает влияние на работу, или напротив -
Вы её не чувствуете?
Александр Ф.: - Ну, как бы я к ним ни относился, в любом случае, за
плечами у них
меньше пройденного пути, чем у меня. Но зато у них есть незамутнённость
взгляда, что мне очень импонирует. У них меньше стереотипов, больше желания
играть, они более гибкие, а это не может не сказаться на музыке. Музыка сама
субстанция очень подвижная, самое близкое сравнение - это водная стихия или
даже может быть огненная: вечно изменчивая, вечно переливающаяся, вечно
меняющая свою форму. Я хочу соединить мои опыт и зрелость с их огнём, напором и
яростью.
Звуки.Ru - А какую программу Вы готовите для будущих концертов?
Александр Ф.: - Я могу играть что угодно, но что я буду играть, зритель
не узнает
до того момента, как он окажется на мероприятии. Как артист я оставляю за собой
право исполнять то, что мне заблагорассудится, и я рассматриваю это и как право
на мою творческую свободу. У меня нет фиксированного репертуара. На одном из
последних концертов ко мне подошла девушка и спросила, спою ли я такую-то
песню, я ответил, что нет. Когда она сказала, что ради этой песни и пришла, мне
осталось только пожать плечами и выразить ей сочувствие. Но я надеялся, что мог
предложить нечто не хуже того, ради чего она пришла. Этот элемент игры, в такие
музыкальные казаки-разбойники, мне лично очень импонирует. Я вообще по жизни
люблю игру. Мне кажется, артист должен оставаться ребёнком, должен играть, И
тогда ему самому будет нескучно, и тогда будет нескучно тому, кто тебя слушает.
К тому же, концертная часть - это важнейшая составляющая жизни артиста. Никто
из нас здесь, в России, не живёт на деньги, заработанные с продаж пластинок, мы
все подкрепляем это концертной деятельностью. И здесь очень важны свобода и
максимальная "незамыленность", твой собственный интерес к тому, что ты делаешь.
Звуки.Ru - Почему Вы назвали альбом "Песни моряков"? Что такого в
моряках, что отличается их от других людей?
Александр Ф.:- От "сухопутного" человека? Главное отличие в том, что, когда
моряк выходит в море, но внутренне готов к тому, что он увидит что-то новое и
необычное. Перемещение по суше не предполагает такой романтики, если, конечно,
не брать в счёт какой-то экстрим. Я думаю, это принципиальное отличие человека
моря от человека суши. Моряк вообще не мыслит себя без моря, по крайней мере,
именно этот смысл я вкладывал в "Песни моряков". В одноимённой песне я,
как мне кажется, довольно чётко и понятно эту разницу определяю: "Песни
моряков - чужие страны, песни моряков - другая кровь. Песни моряков про
океаны, песни для моряков - другая кровь". Это немножко грустная история,
она о
том, что люди "сухопутные" не в состоянии до конца понять песни для моряков,
потому что они, в общем-то, для моряков. Но я никогда и не писал для аудитории
в широком смысле слова, она мне не очень понятна и не очень близка. Мне понятна
и близка аудитория немножко странная, которая не довольствуется нормами и
законами нашей повседневной жизни которая выстраивает свою собственную по своим
правилам. Мой предыдущих альбом "Город Х" был на самом деле о том же,
просто назывался по-другому. Сама идея города Х - это идея того города, в
котором мне было бы комфортно. Это гипотетическая, конечно, идея, я её населил
теми персонажами, среди которых мне комфортно. И неожиданно среди этих
персонажей оказались воры, контрабандисты, люди довольно неадекватные, в
некотором смысле асоциальные. Мне по жизни симпатичны и интересны люди
несколько странноватые: слишком много обыденности вокруг, от неё устаёшь,
особенно, когда ты прожил лет 50, ты точно устаёшь от этой обыденности и ты
точно понимаешь, что тебе интересно. Мне гораздо любопытнее поговорить с
человеком неординарной судьбы. Но вообще, моряки - это такая метафора, я вполне
допускаю, что профессиональные моряки могут не слушать мои песни, хотя знаю
парочку таких, которые слушают.
Звуки.Ru - В пресс-релизе было написано, что этот альбом биографичен.
Так ли это?
Александр Ф.: - Думаю, это не совсем правда. Я там как раз ничего биографического
не вижу, по крайней мере, он специально не населён какими-то биографическими
реалиями. Мне вообще кажется, что артиста и творца в некотором смысле нужно
отделять от его личности. Мы, артисты, для того и занимаемся творчеством, чтобы
смоделировать некую другую биографию, которая весьма нечасто совпадает с
реальной. Это в некотором роде попытка сконструировать мистическую биографию.
Звуки.Ru - Разве она не может быть параллельной, такой же реальной?
Александр Ф.: - Она может быть реальной, если считать, что сон - большая
реальность, чем явь, а для многих творческих людей это так и есть. Есть большое
количество людей, которые внешне вели ничем не примечательную жизнь, а
внутренне были исключительно мечущимися личностями, ставящими себе кучу
вопросов, находящимися в вечном поиске. Мы все в какой-то степени обуреваемы
тоской по обстоятельствам, которых в нашей жизни нет.
Звуки.Ru - Чем Александр Ф. Скляр в студии отличается от Александра Ф.
Скляра, который утром пьёт кофе или чай или не пьёт кофе или чай?
Александр Ф.: - Пить кофе или чай в любое время суток я могу в
расслабленном или
даже раздрызганном состоянии. А в студии я предельно сосредоточен, очень точно
представляю себе задачу, которую мне надо воплотить, очень точно понимаю, что
мне надо в маленький временной отрезок, который мы называем песней, вложить
очень большую энергию, чтобы потом эта песня нашла отклик в сердце того
человека, который её будет слушать. При этом ты не знаешь этого человека! То
есть, студийная работа - это в некотором смысле момент истины для расслабленно
живущего Александра Ф. Скляра. И если по жизни я должен так или иначе
испытывать состояние, о котором Евгений Всеволодович Головин говорил так:
"Нужно жить интенсивно и лениво вместе с тем". То во время работы в
студии я не
имею право жить лениво, я должен жить суперинтенсивно, суперсосредоточенно. Это
как поединок самурайский, в нём я должен всё сконцентрировать. И это я точно
осознал именно к этому альбому, вот в этом смысле он для меня внутренне
эпохальный. Я пришёл на студию в этот раз с полным осознанием того, что так я
не приходил на неё никогда раньше. Для этого мне понадобился весь опыт мой
артистический, весь опыт прожитых лет, все мои морщины, все мои седые волосы,
все мои нереализованные и реализованные планы, все мои встречи и расставания,
все мои мысли, ожидания и переживания должны были сконцентрироваться в этом
опыте студийной работы, и они в нём сконцентрировались. Я очень спокойно и
очень осознанно в этот раз работал и, кстати, очень быстро. А быстро я работал
потому, что мне самому было абсолютно понятно, что я должен сказать.
Соответственно, я, как всегда, записал все песни практически с первого дубля. Я
никогда не пишу долго песни - максимум два голосовых дубля. Сразу, сходу,
никаких склеек, ничего этого нет, есть только дополнительный монтаж, который
связан с дополнительными звуками, которые я потом подмонтирую к записи. Но что
необычно - так же быстро работали все мои музыканты, и тут-то я как раз
убедился в правильности своего выбора. Когда этот состав был собран и
обозначен, работа в студии стала моментом истины. Студия становится лакмусовой
бумажкой, которая определяет, нужно тебе с этими людьми работать на концерте
или ты должен найти кого-то другого. В данном случае процесс работы доставлял
мне удовольствие - не было никаких напрягов. Каждый понимает, что он играет и
как он играет, и оттого мне нечего им возразить и нечего им подсказать.
Звуки.Ru - Обычно моментом истины музыканты называют как раз концерты,
когда всё происходит здесь и сейчас, и ничего нельзя записать заново.
Александр Ф.: - В некотором смысле они правы: иногда на сцене удаётся добиться
этого самого момента истины, но он, как правило, короткосрочен, и ты не можешь
выдержать его весь концерт. Любой концерт - это момент приходящий и проходящий.
Как бы он ни был хорош, ты не можешь его вернуть. Кстати, именно поэтому Джими
Хендрикс (Jimi Hendrix) сжигал свои гитары, это был не шоу-жест в его
интерпретации, он просто показывал всем и самому себе, что больше такого
концерта не будет, это был единственный и уникальный раз. Студийная работа -
это то, что остаётся, и в ней другой момент истины. Он зафиксирован и более
сложен, потому что тут надо единым решением поставить окончательную точку,
потому что она останется во времени навсегда. Конечно, нам не дано предугадать,
как долго пластинка будет актуальна, как долго её будет интересно слушать.
Каждый раз мы должны подходить к студийной работе так, будто она последняя. Это
похоже на философию самураев: каждый день своей жизни ты должен проживать так,
будто сейчас ты умрёшь, а значит, ты должен быть на пике.
Дата рождения:
7 марта 1958
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)