"В конце концов и этот - тоже, наверное,
фигура, умница, ерундой только
занят..." Эту фразу из "Улитки На Склоне" Стругацких
вспоминаешь все чаще, стоит лишь кому-то из лагеря "попсы позорной" вдруг
проявить себя с неожиданной стороны. Да, большая часть героев дешевого глянца -
отличные ребята, только занимаются черт знает чем. Порой думаешь: вот вручить бы
им для исполнения что-нибудь проверенное... Нет. Было.
Сколько
качественного музыклаьного материала уже загубили на корню "пестуны" фабричных
мальчиков и девочек!
Песок
- плохая замена овсу, и сочиненную для оркестрового исполнения песню не сыграть
одним пальцем на дешевой "самоиграйке". Да и сами авторы когда-то гремевших на
всю страну эстрадных хитов порой склонны перезаписывать их заново, ломая
собственные же уникальные аранжировки кабацким программингом. Значит, как и в
старину, без грамотного музыкального
руководителя тоже не обойтись. Найми хоть трижды крутого музыканта безгласным
аккомпаниатором - лучше не будет. А поставь его у руля - вот тогда только шансы
на достойный результат и появятся...
27 ноября 2008 года в концертном зале "Мир" давали знаменитый мюзикл Алексея Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Разумеется, я знал о существовании этой постановки - даже старый винил с записью "классической" версии до сих пор храню. Но с чего вдруг ее решили вспомнить?..
Сюжет мюзикла пересказывать особого смысла нет, хотя в наше время он актуален как никогда. Агрессия крутых (только вот ленивых) местных пацанов в стиле "понаехали тут" и по сей день, как и сто с лишним лет назад, обращена почему-то главным образом на тот пришлый люд, что от рассвета до заката вкалывает, как проклятый. Ну, мы-то знаем, почему - дотянуться и проще, и безопаснее. Однако кто-нибудь из пришлых нет-нет, да и "включит ответку". В общем, все умерли.
Когда я уже входил в зал, мне звякнул на сотовый один знаток олдскульной
советской рок-эстрады и большой скептик относительно возможности адекватного
воплощения её достижений в новом веке. Узнав, где я - ядовито поинтересовался,
под какую фонограмму и какой степени свежести будут петь. Ну, вообще-то в на
сцене виднеются три гитары и ударная установка, сообщил я. А, ну-ну,- всё так
же скептически отозвался звонивший.
Скептицизм его можно понять. Вспомните, во что сам Рыбников в конце 90-х
превратил собственную музыку со звуковой дорожки фильма "Через Тернии К
Звёздам", рискнув отыграть все оркестровые партии лично на электронных
клавишных инструментах. Какое счастье, что в меню ремастированной версии можно
выбрать вариант просмотра фильма со старым звуком...
Но вот на раздвинутой до четвертого ряда сцене появились музыканты. А также зазывала, приглашавший дам с джентльменами за какие-то двадцать центов взглянуть на голову Мурьеты и руку Трехпалого. На первых же тактах все сомения по поводу качества постановки рассеялись, как дым.
С аранжировками был полный порядок - во всяком случае, на уровне гитар и барабанов. За клавиши не ручаюсь: некоторые модели времен оригинальной постановки сохранились разве что в коллекции у Жан-Мишеля Жарра (Jean-Michele Jarre). Но все фирменные "неквадратности" композиций остались на положенных местах, да и актёры работали более чем достойно. А музыкальное руководство не покладая гитары осуществлял Дмитрий Четвергов. Наконец-то после долгих мытарств сессионным музыкантом в богатой, но тупой попсе ему достался стоящий материал.
Без пары накладок не обошлось, но устроители мюзикла хотя бы предусмотрели возможность таковых. В сцене финальной разборки рейнджеры повредили в угаре гарнитуру исполнителю главной роли. К счастью, на подиуме ударной установки на случай внештатной ситуации лежали несколько обычных радиомикрофонов, с одним из которых Хоакин в итоге и отправился на свое свидание со Смертью.
Публику, ограничивающуюся поначалу осторожными апплодисментами в паузах, вскоре прорвало. В репризе прощания народ с цветами уже ломился на сцену. А под занавес общим скандированием вызвали и самого автора.
Здесь мне следует поблагодарить судьбу, отправившую меня на это шоу врасплох.
Зайдя наутро на сайт маэстро Рыбникова и ознакомившись с актерским составом, я
был изрядно удивлен.
Оказалось, что самого Хоакина воплотил белорусский борец за
"Евровидение" Дмитрий Колдун, а его несчастную жену Тересу -
"фабрикантка" и прима мюзикла "Метро" Светлана Светикова. Так вот почему во время спектакля одна
дама в переднем ряду, склоняясь к другой, прошептала: "А у девочки,
оказывается, отличный голос..." Судя по всему, по тем песням, что пишутся
специально под Светлану, понять это было затруднительно.
Наконец, в роли Смерти
выступил Игорь Сандлер, чья репутация эксцентричного бизнесмена, к
сожалению, ныне почти заставила публику забыть про его славное прошлое в рядах
легендарного ВИА Интеграл (вы будете в ужасе, но вождь нанайских
мальчиков Бари Алибасов - тоже оттуда). Так вот, с тех давних пор его
музыкальные и актерские способности хуже не стали. Скажу больше: в его
исполнении тема "Для всех проезд бесплатный на корабле моем..." цепляет,
пожалуй, даже сильнее, чем в оригинале.
Итак, когда композитор и автор не пытается сыграть на всех инструментах сам; когда самому толковому в его команде музыканту даны соответствующие полномочия; когда молодые ребята с неплохой теоретически подготовкой начинают петь в полный голос на практике, а стареющий фрик вдруг вспоминает, каким классным шоуменом он когда-то был - дело тут же идет на лад. Эх, всегда бы так...
Хорошо, что в кои-то веки у нас перестали некомпетентно исполнять классику эстрадного жанра, губить ее подходом либо избыточно современным, либо халтурным (что зачастую - одно и то же). Честь и хвала господам артистам. Жаль только, что новых произведений того же уровня на свет пока не появилось. Коллажи из проверенных хитов Queen и ABBA - не в счет.
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)