Московский концерт Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre) это не просто музыкальное действо или глобальный хэппенинг - такое он привозил сюда 11 лет назад и повтор был бы неинтересен. Нынешний концерт Жарра - это скорее мастер-класс. Француз перепробовал много разных жанров и технологий и, в конце концов, вернулся к истокам. Юбилейный Oxygene tour - работа над ошибками, своими и чужими. Главное здесь - не потосковать о прошлом, услышав старые хиты, а посмотреть на былое величие электроники (как музыкальное, так и техническое) и поразмыслить о том, что было утеряно в тот момент, когда к нам пришли компьютеры и программный синтез. Это не отрицание прогресса, а напоминание о той ветви музыкальной истории, которая сейчас может получить новый виток развития, поскольку никакой футуризм немыслим без приставки "ретро". Судя по тому, что показал нам Жарр, время громоздких аналоговых синтезаторов и космической электроники снова пришло. Уж сколько довелось видеть десятков, сотен электронных концертов от техно и дабстепа до эмбиента и неоклассики, но ото всех оставалось ощущение, что проблему того, как же исполнять живьем электронику, так до конца никто и не решил. Не буду утверждать, что Жарр - единственный, кому это удалось (я не видел на сцене Клауса Шульца, Tangerine Dream времен расцвета или даже Orbital), но если сравнивать между собой концерты, свидетелем которых мне довелось быть, надо признать: Жарр убирает всех одной левой.
Преодолев многочисленные кордоны (а проход в кремлевский дворец - процесс небыстрый), наша компания оказалась внутри где-то в районе семи, т.е. к моменту заявленного начала. В фойе, как и обещалось в программке, продавали по пугающим ценам "напитки и продукцию артиста", а внутри всё, казалось, уже было готово к началу. Публика чинно рассаживалась (всякий раз поражаюсь на таких мероприятиях органичному сосуществованию молодежи в "топшопе" и леди и джентльменов в возрасте за шестьдесят), а из колонок доносился амбиентный трек "Waiting For Cousteau". Меня, разумеется, немедленно накрывает флэшбеками - в прошлый раз под "Кусто" мы несколько часов восседали на травке перед МГУ в ожидании того, первого концерта.
Первый же взгляд на сцену вызвал сильное головокружение. Такое количество аппаратуры в одном месте как-то даже трудно уложить в голове. Сегодня каждая винтажная железка, будь то самый захудалый MS-20, если на ней вдруг играют живьем, становится едва ли не центральным элементом шоу. А здесь от этих "мугов", "профетов", "арпов" и прочей музейной утвари буквально рябит в глазах. Особенно очаровывает то, что "железо" расставлено не на показ, а так, чтобы удобнее было на нем играть. Никакого гламура, сплошной аскетизм. Такое чувство, будто вся эта толпа зрителей попала не на концерт, а в лабораторию или на выездной сейшн политехнического музея. Вокруг - настоящий творческий беспорядок, который на самом-то деле является единственной возможной топологией для всего этого безумного сетапа. Повсюду провода и стойки, а у какого-то из синтезаторов нет задней стенки и видно внутренности, видимо часто приходится залезать внутрь. На нас множеством серебристых глаз смотрят передние панели "модуляров" - зрелище уже само по себе гипнотическое.
Пока я медитирую на груду железа, в зале постепенно убавляется свет, а сам зал наполняется - на дорогих местах, конечно, зияют дыры, но балкон и задние ряды амфитеатра забиты до отказа. Где-то в половине восьмого свет полностью гаснет, на сцене появляются музыканты. Успеваю уловить в колонках первый признак старых синтезаторов - они шипят! Этот шум не спутаешь ни с чем. Да, сегодня всё по-честному. Команда (Жарра среди них пока нет) играет короткое, громкое и довольно модерновое интро. За эту минуту удаётся понять, что звук в Кремле вполне благопристойный: громкий, но разборчивый - ничего не гудит, ничего не резонирует, не отдаётся эхом где не нужно. Тем временем откуда-то из правой части партера вдруг выходит сам Жарр, под аплодисменты взбирается на сцену и произносит вступительный спич.
Жан-Мишель представляет группу и, как водится, рассказывает про то, какие питает тёплые чувства к России, как его вдохновляет российское искусство от Родченко до Мусоргского, и про то, что именно здесь был изобретен первый синтезатор. Речь, разумеется, о Льве Термене и Терменвоксе - в качестве иллюстрации Жарр даже исполняет на стоящем рядом девайсе мощный запил: "Ну вообще на нем можно и нечто более интересное сыграть - вы увидите". Всё бы здорово, если бы не перевод. Родченко и Мусоргский превращаются в "Рощина и Высоцкого", а терменвокс (название которого переводчица решила замолчать), оказывается "уникальным тем, что излучает радиоволны". Чего только не узнаешь.
"А теперь мы с вашего позволения немного разогреем аппаратуру", - говорит Жарр, - "наши синтезаторы - как старые леди, с ними надо обращаться очень бережно. Если у нас вдруг случаться технические проблемы, мы будем рады разделить с вами и этот опыт, ведь это часть живого представления". Тест железок медленно превращается в "прелюдию" - один из новых треков с "Live In Your Living-Room". Пошел, пошел кислород!
Итак, на сцене четыре человека. Вокруг каждого из них стоит по несколько синтезаторов, причем расстановка выбрана именно с той целью, чтобы удобно было переключаться с одного на другой и кое-где даже играть на нескольких сразу. Слева - бородатый человек в кепке и наушниках. Его главные орудия - Moog Modular и Prophet 5. Чуть правее в заднем ряду расположился лысый персонаж с "Арпом" (кажется, Avatar), чем-то небольшим типа Odyssey и еще парой неопознанных девайсов. С правого края, за Жарром обосновался третий музыкант. У него - "Юпитер 8", Yamaha CS-80, что-то похожее на "'Таурус" (видимо для баса) и еще один неопознанный древний "модуляр".
Ну и наконец сам Жарр - вот уж у кого полным полна коробочка. ARP2600, Memorymoog, VCS3, несколько AKSовс подключенной к ним маленькой клавиатуркой, мелотрон и даже пара современных устройств - барабанный контроллер и какой-то неопознанный синт с LCD-дисплеем, явно родом из девяностых (это конечно нарушает концепцию, но на нем он почти и не играл). Неподалеку от главного героя на полу валяется (иначе и не скажешь) "расческа" Moog Liberation - это, видимо, то самое чеховское ружьё, которое раз за пьесу да выстрелит.
Начинают, как и полагается, очень неторопливо. Жарр то сосредоточенно копошится в AKS'ах, то выходит к краю сцены, держа в руках ribbon control от "Ямахи" - что-то вроде гитарного грифа, водя по которому можно менять форму звука. Постепенно из струнных вырисовываются знакомые ноты - басовые секвенции и легкомысленные глиссандо (всегда было интересно, каким инструментом играются эти трели - оказывается, тут звучит Jupiter 8). То, что в записи напоминает терменвокс, Жарр на самом деле играет на AKS-ах: крутит ручки, зажав одну-две клавиши. Эти "чемоданчики" отвечают и за многочисленные "космические бульканья", которыми изобилует вступление к "Кислороду". Еще один инструмент для такого рода вещей - мелотрон. Внешне он похож на орган, а внутри это что-то вроде плёночного сэмплера с клавиатурой. Этакий хор и струнный оркестр в одном флаконе.
Рядом с нами солидный дядька в костюме достаёт телефон, набирает номер и говорит всего одно слово: "Слушай!", после чего держит аппарат направленным на сцену минут десять. Да, чувствуется не "Дип пепл" единым жило наше поколение семидесятых. У нас тем временем первый хит, "Oxygene 2". Тут вам и ритм, и басовые секвенции, и долгожданные соло. Их, разумеется, играет сам маэстро, причем на "Меморимуге" - в роли главной скрипки у нас сегодня именно эта чудесная машинка. Удивительно приятно то, что невооруженным ухом заметна живая игра - лёгкий рассинхрон, едва слышная "лажа" и некоторая фривольность в исполнении партий. Типа "а тут у меня по партитуре ничего нет, но стоять просто так мне скучно, поэтому поиграю что-нибудь". Нечто подобное заметно и с арпеджиаторами - если вещь строится вокруг арпеджио, то Жарр сначала "зажимает" аккорд, чтобы секвенция пару кругов поиграла сама по себе и все успели под неё подстроиться, а дальше уже вступает весь "бенд".
Как и обещалось - почти никакого визуального оформления, только музыка. Единственный элемент украшения - светящиеся полосы за сценой. Ужасно не хватает видео, где бы крупным планом показывали руки музыкантов. Даже сидя близко, многое разглядеть не удаётся - железок так много, что они друг друга загораживают. Впрочем, атмосфера для такого саундтрека - лучше не придумаешь. Синтезаторы, которые перемигиваются разноцветными лампочками - лучший визуал для ретро электроники.
В каждой вещи есть свой центральный элемент, концертный хук. В третьей части (а французы исполняют альбом как классическое произведение, часть за частью) Жарр играет соло на терменвоксе. Играет не идеально с точки зрения попадания в ноты, но экспрессивно, как-то по-рокешному жестко. Кажется, что вот сейчас после третьей части наш ждёт главный электронный хит всех времен и народов, но французы тянут удовольствие - играют еще одну длинную вариацию. Терменвокс, тем временем, шустро уносят со сцены. Я всё жду, что же Жан-Мишель будет делать с дрампэдом - неужели будет ударные выстукивать? Но всё оказывается проще. Этот инструмент он использует как триггер, пуская им один звук - "Пшшшш!".
Наконец доходит дело до "Oxygene 4" - вещи, которую не узнает разве что глухой. И, о чудо, с потолка спускается зеркало! Висит оно под таким углом, что всю сцену - каждый синтезатор, каждый поворот ручки в нем видно как на ладони. Вот вам и видео, лучше и не придумаешь. К тому же от звука зеркало чуть-чуть вибрирует, создавая красивый спецэффект, будто там не стекло, а поверхность воды. Все узнали эту вещь еще по вступлению, когда Жарр еще шумел AKS-ами. И вот, когда публика зааплодировала он, продолжая играть и изогнувшись при этом в какой-то безумной позе, начинает свободной рукой махать залу. Смешно и трогательно. Ну а потом было соло на "меморимуге" и бурные и продолжительные аплодисменты, переходящие в овации. Интересно, еще одна длинная интерлюдия после хита - для того, чтобы народ успел спокойно нааплодироваться и к следующей части уже был готов спокойно слушать?
Пятая часть - форменная барочная классика. Торжественная, по-хорошему пафосная и немного наивная. Соло играют адъютанты, а Жарр копошится с ARP2600: сначала играет на нем что-то второплановое, а потом резко врубает главную секвенцию. Неясно, почему эту вещь не поделили еще на две, ведь в ней чётко существуют две половины - барочное вступление и быстрая, построенная на арпеджиаторе, вторая часть. Запустив арпеджио, Жарр наконец подбирает с пола расческу и, отправившись с ней к краю сцены, выдаёт соло. Выглядит это так, будто он не электронщик, а заправский рокер. И это при том, что весит эта расчесочка килограмм 10, не меньше. Жарр вообще поражает своей физической формой. Дядька разменял седьмой десяток, а выглядит едва ли на сорок. А всё потому что у Жана-Мишеля работа не вредная. Наркотиков не ест, в долгие изнурительные турне не ездит, копается себе в синтезаторах в своё удовольствие.
Запил медленно сменяется еще одной яркой темой. Это "Variation 3" - самая, пожалуй, четко оформленная и самостоятельная среди четырех новых вещей. Арпеджиаторная ретро-электроника во всей невозможной красе - это похоже скорее не на Жарра, а на немцев Tangerine Dream или Клауса Шульца, но звучит при этом по-жарровски хитово. И вот, наконец, меланхоличный финал - "Oxygene 6". Здесь даже появляются барабаны, но идут они не с драм-контроллера, а с какой-то винтажной ритм-машины, которой управляет один из помощников. Зеркало поднимается и за сценой появляется видео. Земной шар крутится и постепенно превращается в череп, как на обложке альбома. Камера, не долго думая, залетает ему прямо в глаз - выглядит это несколько странно.
Но это еще не конец! Есть же ведь еще второй Oxygene (т.е. альбом "Oxygene 7-13"), пора и оттуда сыграть что-нибудь. И тут в чинном и консервативном кремлевском дворце вдруг появляется рейверская "бочка". Это не просто "Oxygene 12" (вещь и без того весьма бодрая), это еще и танцевальный ремикс. Тут и сам Жарр уже устраивает танцы над синтезаторами (остаётся только представить, что он выделывал, когда гастролировал по клубам с танцевальным альбомом "Teo & Tea"), а потом бежит к публике, предлагая встать и рубиться. Леди и джентльмены смотрят на него как на идиота. В результате, дав чуточку рейва, Жарр машет всем ручкой и удаляется.
Народ, понятное дело, расходиться и не думает - какая-то девочка даже успевает в паузе взять у маэстро автограф. Минут через пять, за которые на сцену успевает выскочить техник и что-то там поправить, вся команда возвращается. "Этот трек мы посвящаем вам, потому что для нас он связан с Москвой. А мы скоро вернемся, может быть через год - и снова устроим шоу на открытом воздухе!". Изначально я ждал на бис "Rendez Vous 4", но концерт концептуальный, играют только вещи с "кислородов", поэтому надеюсь на "Oxygene 7", но и тут промахиваюсь. На прощание французы играют печальную "Oxygene 13", еще один флешбек с московского концерта 11-летней давности.
Казалось бы всё, но еще после пяти минут оваций Жарр возвращается и еще раз играет "Oxygene 4" - и снова космос, шум AKS'ов, струнные и соло на "меморимуге". Невероятно, фантастически красиво. А вещь в пятницу еще один концерт... В общем, разменяв четвертый десяток лет на сцене, ветеран вдруг задал для огромной толпы электронщиков стандарт того, как надо играть концерты. И никакие аргументы, будь то "тяжело возить", "жалко аппаратуру", "глючит" или "это уже новая эстетика", "играть на клавишах старомодно" с этого момента не катят. Старайтесь, коллеги. И учитесь у старших.
Дата рождения:
24 августа 1948
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)