11.11. в 11.11. по североамериканскому
времени стартовал проект, о котором
давно грезят многие мои знакомые музыканты, артисты и художники. Кто-то скажет,
что Kroogi
- просто "очередная социальная сеть", но все это - гораздо интереснее. Идея
"Кругов" основана на
принципе творческой и финансовой взаимопомощи: авторы
публикуют контент бесплатно, но
все желающие могут принять участие в создании их нового творения, а также
поддержать их финансово, переведя автору пожертвование посредством разных
платежных систем. Проще говоря, мы с вами, обыкновенные юзеры, можем помочь, к
примеру, Борису Гребенщикову выпустить новый альбом - а он
отблагодарит нас, выложив в сеть бесплатно что-то уже записанное. И эта система
уже работает.
В каждом из нас живет меценат, и каждый при этом любит получать что-либо
бесплатно. Нам хочется не просто скачивать музыку - нам важно знать, что наши
деньги идут на благое дело: к примеру, на мастеринг и выпуск неизданных
альбомов Сергея Курехина, новый альбом Александра Ляпина, сборник
хороших диджеев... Теперь это стало возможно.
""Круги" -
это возможность вознаградить творцов, не запуская в движение акта
купли-продажи", - утверждают создатели сети.
Три слагаемых проекта.
У каждого изобретения, как известно, имеется аналог и прототип. У "Кругов"
много разнообразных "родичей", благодаря которым идея обрела законченный смысл
и вид. Попробуем выделить основные:
"Я рисую круги на воде..."
C Мирославом Сарбаевым, создателем Kroogi.com, мы познакомились очно сравнительно недавно - хотя предпосылки к этому знакомству у нас возникали на протяжении доброго десятка лет. Дело не только в том, что у нас много общих закомых: Мирослав - один из руководителей той самой "опальной" системы Napster, о которой шла речь выше. Мирослав пришел в Napster за неделю до того момента, как на компанию подала иск RIAA. На мой вопрос "общаешься ли ты сейчас с Шоном Фэннингом, создателем Напстера?" Мирослав говорит "Да, мы даже после вместе создали проект Snowcap". Удивительным образом в разговоре обнаруживается, что интересы Мирослава, который возглавлял пиратский обменник, и меня, больше десяти лет продвигающей идею легальной музыки, очень схожи. К примеру, мой проект Soundkey базируется на той простой идее, что только музыкант вправе устанавливать условия продаж (или раздачи) своей музыки. А Мирослав считает, что при этом стоит "дать слово" и пользователям.
Звуки.Ru: - Мирослав, каким образом опыт "Напстера" помог тебе реализовать идею "Кругов"?
Мирослав Сарбаев: - Когда я работал в "Напстере", мы уже в тот момент
думали о том, что мы выпустили джина из бутылки и очень скоро старая
экономическая система для музыкальной индустрии перестанет работать. И появится
новая модель.
То есть, понятно, что если музыку можно бесконечно и бесплатно тиражировать в
сети, продаваться она будет слабо. Точнее - никак. Сопротивляться или
мужественно подмахивать старой системе - и то, и другое -- две составляющие
одного процесса. Не хочешь участвовать в процессе, думай по-другому.
То есть, нужна какая-то иная модель взаимных отношений творца и мира, отличная
от купли-продажи.
Kroogi - это начало реализации такой модели. Сеть задумана таким образом, чтобы
любой её участник, то есть, творец, застолбивший себе аккаунт, мог поделиться с
миром своим творчеством, то есть контентом, а благодарный мир за это поделился
бы с ним разными благами: через PayPal или WebMoney, через фанатский клуб или
волонтёрскую работу.
В Kroogi можно выложить свой контент. В Kroogi можно прийти и дать создателю
контента денег. Там можно замутить проект, и дать возможность большому
интернетному облаку помочь проекту материально.
Друзьям я то же самое формулирую по-другому:
нагрузил музыки за бесплатно, не будь козлищем, дай автору денег, тебе же лучше
будет в конце концов.
Но чтобы дать автору денег, нужно место, в которое эти деньги положат. Круги
обвели очень яркой рамкой это место. Не заметить и скозлить - трудно.
Звуки.Ru: - То, что собрать на новый альбом звезде несложно - общеизвестно. Но как твой проект поможет совсем неизвестным музыкантам? Ведь им зачастую нужнее реклама, нежели собственно продажи?
Мирослав: - Мы создаем сообщество благожелательных слушателей. В системе строятся модули, которые помогут неизвестному, но хорошему контенту достигать большего количества зрителей и слушателей.
Звуки.Ru: - Когда я раздумывала о варианте donations, меня сильно смущало, что что по умолчанию музыка становится бесплатной, и пополнение кошелька музыканта зависит исключительно от настроения аудитории. Это же как музыкант в переходе: может повезти, а может и не. Где мировая справедливость?
Мирослав: - Система строится именно для тех, кто пытается раскрутиться, а не уже раскручен. Мы не претендуем на то, что строим спреведливость или насаждаем ее. Мы пытаемся сделать инструмент, который как нам кажется справедливее чем то что есть сейчас. И лучше работает.
Мир меняется.
Звуки.Ru: - А представь, как на Kroogi будут реагировать мейджоры - какую реакцию ты предвидишь?
Мирослав: - Хотелось бы верить, что они увидят массу полезного для себя в этой системе. Способ быстро и эффективно открывать новые таланты, например. У мэйджоров прекрасно развита инфраструктура в реале.
Звуки.Ru: - Но ведь система предполагает, что таланты и без лейблов прекрасно обойдутся?
Мирослав: - Это один из путей. То, что построено у мжйджоров, можно использовать, как элемент инфраструктуры и один из способов продвижения. Конечно, это изменение старых путей, и может показаться неудобным, как все новое. Но в результате станет лучше.
Звуки.Ru: - Как ты полагаешь, почему схема раскрутки и продаж, предложенная Arctic Monkeys и Radiohead, не нашла широкого распространения?
Мирослав: - Я думаю, просто это слишком ново. Вот мы и посмотрим, станет ли инструмент Kroogi тем, что позволит этой модели стать популярной. У нас много еще припасено всякого, что позволит эту модель сделать более удобной и менее непривычной.
Звуки.Ru: - Но ведь сам по себе эксперимент доказал эффктивность схемы. Возможно, речь идет о трудности ее реализации для отдельной группы или музыканта?
Мирослав: - И это тоже. Музыканты, как правило, очень хорошо играют музыку. И не очень сильны в создании web 2.0-систем.
Хорошо, когда за дело берутся профессионалы. Пожелаем Мирославу и его
команде удачи... и будем рады поздравить его с успехом, который, как я надеюсь,
ожидает систему Kroogi.
Официальный сайт: Kroogi.Com.
Bucky PIZZARELLI (1926)
Domenico MODUGNO (1928)
Jimmy DAY (1934)
Joan BAEZ (1941)
Scott WALKER (1943)
Jimmy PAGE (1944)
David JOHANSEN (1950)