Молодцеватый нахал и умник Адам Грин (Adam Green) славен тремя вещами:
умением переодеваться в панду, прелестной группой Moldy Peaches (в
которой он, собственно, в кого только не переодевался, а в свободное от
переодеваний время на пару с согруппницей Кимией Доусон (Kimya Dawson)
продвигал антифолк - любопытнейшие баллады, склепанные в духе гаражного
lo-fi: то громкий свинг, то нарочито грязный рык, то тихие домашние
переборы и нашептывания в два голоса под гитару, а то и вовсе сбивающиеся на
смех напевы на диктофон) и собственными сольными альбомами, на которых творится
нечто похожее идейно на Moldy Peaches, только оформленное музыкально
иначе. Грин выпустил всего четыре альбома и недавно разразился пятым -
"Sixes and Sevens". Все они объединены одним настроением: вседозволенной
ленцой и оптимистичным идиотизмом. На дебютном "Garfield" были все еще слышны
отголоски прежних работ - небрежная запись, голос, как бог на душу положит
("яблочки, я дома"), расстроенные гитары с трепетными флейтами
("моццарелльные свитера обтягивают сиськи"), дешевые драм-машины ("включите
свет, я рок-звезда") - в общем, барды как они есть. На втором - "Friends of Mine"
- оттачивание собственного стиля: запись стала получше, гитары наконец-то
настроили, а Адам запел нормальным голосом. То под аккомпанемент радостных
скрипок и попискиваний виолончели, то под гитару, сместившуюся не то в
джазовую, не то в блюзовую сторону.
Третий
альбом, "Gemstones" был, в общем, про то же, разве что голос стал ниже,
как у какого-нибудь певца в ресторане Лас-Вегаса, а
музыка стала тревожно напоминать широко шагающее инди. Исключением, пожалуй,
стала песня "Carolina", выполненная в духе неспешного танго. А вот
четвертая пластинка, "Jacket Full
Of Danger", действительно была
прорывом: Адам эволюционировал здесь в совсем джазового певца.
Практически все песни были сыграны с оркестром, элегантные "хвосты" куплетов
были изящно исполнены скрипками и духовыми, резкие паузы добавляли драматизма,
"White Woman" представляла собой тяжеленный блюз, а "Nat King
Cole" вообще ушла
в сценическую импровизацию: ритм то и дело ускорялся, скрипки акцентировали
повороты сюжета, а Адам низким продуманным голосом (как если бы дети играли во
Фрэнка Синатру) выкрикивал "OOoh, Nat King Cole!!!". При этом лирически они
оставались все про то же: про наркотики ("Я люблю наркотики, мне так нравится
их носить с собой, мне так нравится держать сигарету с травой в руке, мне так
нравится носить полные пакеты травы для друзей"), сюрреализм и, разумеется,
девушек. Причем все это солидное музыкальное сопровождение так не вязалось с
той ахиненей, что Адам нес с серьезным видом, что эффект от пластинки получился
сногсшибательный.
Пятый альбом таким уж сногсшибательным не назовешь. Адам вернулся от
идиотического (в хорошем смысле) джаза к анти-фолку и бастард-инди - то есть,
практически, к истокам. И впрямь - пластинку вполне можно было выпускать в
годину существования Moldy Peaches: "Tropical Island" - ненавязчивая
гитарная помесь кантри, латино и лаунжа, с трепетными вкраплениями
перкуссии, колокольчиков, ксилофона и почти незаметного синтезатора. "Cannot
Get Sicker" открывается аскетичными пощелкиванием пальцев и игрой на
всего двух - не больше - струнах, которая, впрочем, скоро срывается в сухой
блюз с монотонными повторениями; правда, с весьма миловидными девичьим вокалом
на подпевках. "That Sounds Like Pony" - бурлескный номер, идущий по
кругу: Адам
сосредоточенно начитывает текст под сменяющие друг другу соло на различных
инструментах - сначала - на барабанных тарелках, затем на барабанах, затем на
виолончели, потом снова барабаны, потом опять виолончель, потом барабаны, потом
перкуссия - и так далее в разных сочетаниях. Как если бы в консерватории сошли
с ума все инструменты. Сингл "Morning After Midnight" - живенький привет
альбому Jacket Full
Of Danger - танцевальный джаз с девицами на бэках, визгами
и биг-бэндом. Сухонькие драм-машины и расклеивающийся звук синтезаторов в духе
восьмидесятых на подложке, деликатные струнные и задающие тон скрипки -
несколько скрашивает монотонность песни "Twee Twee Dee", но, конечно, не
дотягивает до понятия "шедевральный". Впрочем, такими же свойствами обладают в
примерно одинаковой степени еще треки "Getting Led", "Broadcast Beach" и
"Homelife". Совсем уже боб-дилановский фолк-синг-сонграйтинг с губной
гармошкой, веселенькими гитарами и флейтой - хоть сейчас на Вудсток -
появляется в номерах "Grandma Shirley and Papa", "Bed of Prayer", "You Get So
Lucky", но одного такого примера было бы вполне достаточно.
Приятным сюрпризом, впрочем, стали две песни. Одна их них - Exp.1 - выполнена в
духе диктофонного лоу-фай: минимум выразительных средств (ничего, кроме голоса
и элементарного подергивания четырех струн с легкими перкуссиями, пущенными в
лупах) и хоть как-то выделяется на фоне довольно-таки однообразного альбома.
Вторая - "Leaky Flask" - пример какого-то неимоверного абсурдного
госпела про
пятидесятиголовых девственниц, смешанного с темноватыми и объемными блюзовыми
гитарами. Но все равно семь-восемь стоящих песен на альбоме, состоящем
из двадцати (!) композиций - это для Адама Грина ничтожно мало. И хотя направление
движения на Sixes and Sevens - в сторону старого, симпатичного,
придурошного и,
что самое, главное, разнообразного анти-фолка выбрано прекрасно (признаем
честно, дурачиться и корчить из себя полнейшего идиота с серьезным лицом и
собирать на одной пластинке всевозможные ритмы, рифмы и риски у Грина
получается лучше всего), - есть еще куда совершенствоваться. Пиликайте, Адам,
пиликайте.
Earl SCRUGGS (1924)
Doris TROY (1937)
Adriano CELENTANO (1938)
Van MCCOY (1944)
Syd BARRETT (1946)
Shirley BROWN (1947)
Sandy DENNY (1947)
Joey MISKULIN (1949)