Переаншлаг на совместном выступлении в "Б1" Helloween и Gamma Ray явно оказался сюрпризом для всех. Кто верит сейчас проставленному в афишах времени? Семь вечера? Раньше восьми явно не начнут. Так, собственно, и вышло - но лишь потому, что уже в пол-седьмого очередь в концертный зал начала потихоньку загибаться за угол на перекрестке. Табличку "sold out" у нас вывешивать не принято - особенно когда речь идет о залах со стоячим партером: набьется столько, сколько придет,- главное, чтобы пиво в баре не кончалось. А между тем, пару лет назад Gamma Ray в одиночку собрали "Дружбу". Конечно, качество звука там ниже плинтуса, но и безальтернативно выстоять на ногах 4 - 5 часов - задача не из легких. Понимая это, многие купили билеты на самый верхний ряд балконов. Я лично всегда полагал их сугубо технической деталью зала, и очень удивился, узрев и там гроздья зрительских голов.
Терпеливые, привыкшие к любым издевательствам метал-хэды струились через три рамки магнитоискателей. А потом, уже плотно трамбуясь в партере и стараясь не пролить на соседа пиво, обсуждали подробности грузино-осетинского конфликта или учебной работы по испытанию нового спутника в родном техническом институте. Длинноволосых в этой сбродной аудитории не набралось бы и на тридцать процентов. Основную же массу составляли либо тщедушные подростки, либо пузатые амбалы, чье увлечение хэви-метал пришлось на школьные либо ПТУ-шные годы.
Открывшим концерт свеженькой "Into The Storm" Gamma Ray явно отводилась роль бедных родственников. Странно, вроде бы концерт позиционировался, как встреча равновеликих звезд, а вышло так, что команда Кая Хансена выполняет функции разогревающей. Звук и свет особой внятностью не страдали, клавишные не использовались, да и голос лидера группы в тот вечер оставлял желать лучшего. А тот парень, управляет бытовой камерой (судя по всему - Sony 8) с безнадежно поехавшими цветами, подключенной к двум клубным экранам и десятку телемониторов в баре, в этот раз превзошел себя. Лихорадочные наезды и отъезды создавали впечатление, что каждого, рискнувшего бросить взгляд на экран, ухватила за шкирку невидимая рука, и вот теперь таскает по залу взад-вперед.
После "No World Order" Хансен раскрыл в кратком спиче тему водки и прошелся по еще одной новой песне - "Real World". Вот, типа, каково бывает порой взглянуть на мир трезвыми глазами. А также посвятил "Rebellion In A Dreamland" всем своим российским поклонникам. Эх, дядко Кай, вашими бы устами да мед пить. Пока что российской действительности больше подходит другая песня. Помните, херр Хансен, то двадцатилетней давности выступление на каком-то немецком телешоу, где вы в белом халате мудрили с колбами и пробирками, а друг-соперник Михель Вэйкат пытался запихнуть вам за шиворот одежные плечики? Но об этом - чуть позже...
Вдоволь посолировав в "Heavy Metal Universe" и традиционно пройдясь по "Hall Of The Mountain King" Грига, Хансен соизволил вспомнить старенькую "Ride The Sky" - песню тех времен, когда отдельной должности лидер-вокалиста в Helloween не предполагалось. Справедливости ради следует сказать, что сейчас, даже с учетом явных неладов со звуком группы в целом и голосом у запевалы, этот номер звучит на порядок сильнее именно в версии Gamma Ray. Ближе к концу программы группа решила вспомнить еще и "Eagle". Вообще, чрезвычайно сильный материал "No World Order" по какой-то причине крайне редко выносится музыкантами на сцену. А ведь когда-то казалось, что ему суждено затмить большую часть ранних достижений группы...
Следующие сорок пять минут техники сцены шустро демонтировали вторую ударную установку вместе с подиумом, настраивали гитары вторым героям вечера и таскали по сцене взад-веред тяжеленные мониторы. Оставалось лишь выбрать то местечко, куда лучше всего задувает из-под потолка вентиляция, и не думать о том, что будет, если тебе на голову вдруг упадет, оторвавшись, один из трех клубных зеркальных шаров. А ведь еще под потолком висит крюк с грозной маркировкой "30 т"...
Раскатившееся по залу в прорезаемой красными прожекторами тьме интро к "Gambling With The Devil" было как бы взбито в блэндере со стародавней "Halloween". Хорошо написать эпический сложнопостановочный номер в те дни, когда любые эксперименты в модном жанре проходят на "ура" - а потом играть его на концертах офигевающей от масштабности твоих замыслов публики. Эх, не ценят молодые и модные группы подобных возможностей... В "Sole Survivor" отдельного восхищения заслуживал гитарист Михель Вейкат, по степени непрошибаемости способный составить компанию Рону Мэлу из Sparks. Исполняя свои соло с небрежно-изящной ленцой, он напоминал разминающегося со шпагой немецкого аристократа XVIII века. Не хватало лишь подкрученных усиков и напомаженной косички.
На едином дыхании пролетели "The Time Of The Oath" и "Eagle Fly Free". И даже "фортепианные радиохиты" группы, такие, как "As Long As I Fall" и "If I Could Fly", всегда малость сомнительные в оригинале, вживую оказались способны произвести куда более достойное впечатление. А потом вокалист Энди Дэррис предложил "позвонить доктору", и публика прибодрилась. "Dr. Stein" - вот самая актуальная на данный момент песня для нашей необъятной, просторы которой наводнили инкубаторские музыканты и политики всех мастей.
Напросившись на первую "бисовку", музыканты вернулись на сцену под клавишный сэмпл из "Perfect Gentleman", причем Дэррис - с тросточкой, в цилиндре и в переливчатом красном пиджаке. Однако это было лишь вступление к искрометному попурри, помимо упомянутой вещи включавшему "I Can", "Where The Rain Crows" и "Power". Хотя история про "истинного джентльмена" занимала здесь центральное место благодаря соло представляемых музыкантов на всех инструментах поочередно и народной забаве с хоровым скандированием рефрена (для чего этот номер, судя по пунктирно намеченным в оригинале возможностям, собственно и предназначался).
Однако и это был еще не конец. Удалившись было со сцены, группа вскоре вернулась к публике в компании с Хансеном и прихваченным для пущего угара Дирком Шлахтером, басистом Gamma Ray. Усиленный гитарно-басовый заградотряд обрушил на зал сперва "Future World", а потом и "I Want Out". Причем в последнем случае Хансен, помимо игры на гитаре, взял на себя еще и добрую половину вокальных партий. Как после столь сокрушительного финала зеркальные шары сумели уцелеть - загадка еще та.
И хотя нескольких вкусных кусочков (наподобие водевильных "Kids Of The Century" или "Rise And Fall") от Helloween мы тоже недополучили, передозировка по части пищи для органов чувств была более чем очевидной. Будто бы в глаза и уши закачали такую сверхдозу информации, что вся ночь ушла на размещение оной по полочкам в мозгах. В процессе чего рождались странные мысли.
Честно говоря, я шел на этот концерт с ощущением, что придется писать по нему похоронку. Поклонником хэви-метал, как повода потусить, я не был никогда. Все действительно стоящие работы Helloween для меня остались в прошлом веке, а последний сильный альбом Gamma Ray - в 2001 году. Однако в который раз услышанные, старые песни по-прежнему способны зацепить и расшевелить даже самого заматеревшего скептика. И хотя мое мнение о новых работах обоих групп после этого концерта не изменилось ни на йоту, я в очередной раз убедился, что для кучи народу эта музыка значит очень многое. Все эти пацаны и пузатые дядьки, набившиеся в "Б1", словно сельди в бочку, воспринимают музыку этих старых хитрецов всерьез и по-честному.
Все это немного пугает. Два десятка лет народной любви... Кто из рок-звезд новейшего времени, вызывающих схожую по накалу бурю восторга у публики, будет столь же любим через такой же срок? Поколение рокеров 80-х, похоже, было последним, для которого любимая музыка была способом покорения мира. Сейчас же парни с гитарами только о том и думают, как бы наскрести публики на клуб, получить хоть какой-нибудь контракт и сочинять новые песни согласно оному. Да, в новом веке поразившая рок болезнь "рутины и обязаловки" каснулась и Helloween, и Gamma Ray - однако начинали-то они карьеру здоровыми!
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)