"Сотворение мира", казанский фестиваль с сильным пацифистским уклоном, обещал такой лайн-ап, которого не было ни на одном фесте в Москве. На нем было собрано два лагеря исполнителей - этнических и прог-рокеров. Объединяла эти лагеря, главным образом, любовь к ним промоутера Александра Чепарухина. Наверное, он осуществил одну их своих мечт - показал широкому кругу зрителей свои любимые команды. Забегая вперед, скажу, что такой вкусный и большой кусок перепал казанцам впервые, и они просто не знали, что с ним делать. Во-первых, ни один из составов (не считая БГ, Машину Времени, Земфиру и казанцев Jukebox) им был не известен. Во-вторых, положа руку на сердце, если этника была еще легка для восприятия, то прог-рок - пища не для всех.
Начнем с места проведения - площадь Тысячелетия в центре Казани по размерам
даст сто очков вперед Красной московской. И вместо Собора Василия Блаженного
над ней возвышается мечеть Кул-Шариф. Впечатляет.
Время - 30 августа, день
рождения Казани и Татарстана. По такому случаю площадь была перекрыта, и
сколько в итоге на ней поместилось народу, судить не берусь, но точно очень
много. Как раз на фоне мечети и Кремлевской стены были установлены две сцены,
рядом друг с дружкой. Все очень разумно - пока одна команда выступает на одной
сцене, на соседней идут приготовления к следующему сету.
И никаких проволочек,
если не считать небольшой задержки перед
Keith Emerson Band, но он сам
виноват, что на таком агрегате пилит. Ведущие прекрасные: Ксения Стриж и Сева
Новгородцев, с шутками-прибаутками давали небольшой музыкальный ликбез перед
выходом на
сцену очередного участника. Сева всегда прекрасен в качестве радио-диджея, а в
паре с Ксенией он чрезвычайно импозантен.
Из дневников Купера: "На Площадь Тысячелетия, место проведения первого, как уточняют, фестиваля "Сотворение мира" мы пребываем к полудню (время в Казани московское). У сцены почти никого, нас встречают лишь милиционеры, среди них куда как чаще, чем в Москве, встречаются девушки. Из динамиков доносится стайповская "Everybody Hurts", в женском исполнении - этот голос и эту песню мы сегодня еще услышим."
Праздник начали около часа дня с мягкого джаза и этно, народ стоял только у
сцены. С перкуссии Ришада Шафи начался парад артистов world-сцены.
Инна Желанная, Сергей Старостин с двумя прекрасными певуньями,
Зуля Камалова чуть не с колыбельными песнями, ударные киевляне
Даха-Браха, которыми заслушался Киммо Похьонен (Kimmo Pohjonen),
Хуун-Хуур-Ту в компании с африканцами, Fairpoint Convention,
Джеффри Ориема (Geoffrey Oryema) - все они были красивы и небанальны.
К слову, Ориему я за несколько дней до фестиваля наблюдала в клубе Б2, где он
смотрелся значительно слабее, возможно оттого, что перед ним накрутили энергию
мощные Mystery Juice. Этих же приняли довольно сдержанно, люди не
знают, как следует себя в такой ситуации вести, вот и стоят смирненько.
Из дневников Купера: "Фестиваль стартует в час дня, с совместного
исполнения "What A Wonderful World" джазовыми дивами Ириной Томаевой и
Этери Бериашвили. На соседней, левой сцене эстафету принимает обладатель
самой большой в мире ударной установки Ришад Шафи с музыкантами из группы
Гюнеш. Седовласый Ришад, облаченный в зеленую робу, высекает из своих
бонгов, конгов и чуть ли не разменных монеток невероятные стакатто, чередует
арабские и кавказские мелодии, разбавляя их с приветственным воплями "Казань,
Казань, алейкум салам!", и ударяется то в медитативный транс, то в народные
пляски.
Ему на смену заступает живое воплощение сотворенного мира -
палестино-израильский ансамбль White Flag.
Мирный договор скрепляет
дородный угандийский бард Джеффри Ориема. Он и вправду чем-то похож на
африканскую инкарнацию Леонарда Коэна - тянет лирические песни под
гитару и завершает сет надрывным рок-боевиком памяти жертв 11 сентября, срывая первую
солидную порцию апплодисментов.
Зуля Камалова, собравшая с миру по нитке, исполняет номера на трех
языках,
Сергей Старостин и группа "Жили-Были" и выступающая
следом Инна Желанная обходятся одним - старорусским.
Последняя и вовсе
представляет публике чуть ли не русский народный трип-хоп, коктейль из басового
грува, неспешного танцевального бита и народных напевов. За ней, "без
объявления войны" и без перехода на другую сцену, приходит трио молодцеватых
казачек Даха-Браха. Ни дать, ни взять - украинский ответ ранним The
Creatures.
Девушки в шесть рук так интенсивно лупят по барабанам, что
Киммо Похьонен (Kimmo Pohjonen),
до того смирно сидевший на маленькой трибуне для
почетных гостей, не выдерживает, идет ближе к сцене и начинает притоптывать в
такт ударным.
Ударную мощь фестиваля поддерживают тувинцы Хуун-Хуур-Ту,
проверяющие слух зрителей на
восприимчивость к низким частотам горлового пения.
Сет фестиваля сворачивает затем в сторону британского фолка: на сценах (с
небольшим перерывом в виде двух акустических номеров гражданки мира Нины
Настасьи).
Вскоре на сцене
появляются хорошо знакомые московскому клубному люду шотландские фанк-рокеры
Mystery Juice и
английская формация Fairport Convention.
У первых музыка помобильнее и
больше способствует движухе: скрипка и электроника - беспроигрышное сочетание;
но традиционные английские рилы и джиги,
исполняемые любимцами БГ, казанцам по вкусу приходятся больше - на
Fairport Convention уже вся площадь
начинает весело пританцовывать."
Затем началась "музыка не для всех" - участники King Crimson тасовались,
словно карты в колоде, и выступили за вечер несколько раз в разных составах.
Бессменным участником почти всех "сборных сетов" стал Тони Левин (Tony
Levin), басист King Crimson. Он аккомпанировал фолкерам, джазменам и
авангардистам, а под конец принял участие в большой тусовке. Впрочем, об этом позже.
Кит Эмерсон только к концу своего короткого сета dsдал что-то такое, в чем
неподготовленному слушателю удалось бы уловить мелодию. А следом за ним The
Future Sound of
London провели полноценный психоделический сеанс.
Из дневников Купера: "Не то, чтобы сеты прог-рокеров старой закалки и Энвера
Измайлова, вынесшего на сцену аж 2 с половиной гитары (одну он повесил на плечо,
другую, с двумя грифами, прикрепил к стойке - с их помощью музыкант запускал
одну за
другой хитрые гитарные "петли"), были плохи.
Не то, чтобы Сева Новгородцев не
провел основательный ликбез, объяснив зрителям, что прог-рок наворочен и сложен
для восприятия.
Просто в данный конкретный момент, шесть вечера 30 августа в
Казани, монументальный прог и психоделия на этой сцене были не совсем уместны и
смотрелись, скорее, любопытной диковиной, явлением из кунсткамеры.
Финский
аккордеонист Киммо Похьонен, спору нет, колоритно смотрелся на фоне участников
King Crimson.
Но есть упрямое подозрение, что нехитрый битбокс
КВН-овского пошиба от 20-летних Jukebox (весьма странная, но необходимая
пауза в затянувшемся прог-роковом сете) оказались для публии куда ближе и
роднее, чем
пространные психоделические полотна из звука и света, рисуемые Газом
Кобейном из Future Sound of London и его психоделическим бэндом
Amorphous Androgynous".
После подобных музыкальных испытаний
Гребенщикова встретили очень тепло. Он
хоть и не везде понятен, но зато свой, родной. То же самое можно сказать о
Макаревиче сотоварищи.
Из дневников Купера: "Если вечерние прог-рокеры легкий путей к зрителю не искали, то Макаревич, Маргулис и остальные "машинисты", напротив, выбрали путь наименьшего сопротивления - "будь попроще и не выпендривайся": три относительно новых песни сначала, а затем набор традиционных хитов, включая "Свечу", спетой дуэтом с Патти Смит, и в конце неизменный "Поворот". Пройдет еще лет сто, а выступления "Машины времени" по-прежнему будет завершать эта песня, будьте уверены. Порукой тому сомнительный комплимент, озвученный одним из зрителей во время сета Патти: "Лучше бы дальше "машина" играла". Что хотим, то, наверное, и получим".
И вот мы уже практически подошли к кульминации: на сцену вышла легендарная Патти Смит (Patti Smith). И ее не приняли. Просто потому что не поняли. Поскольку она, прежде всего, поэт, языковой барьер сыграл здесь решающую роль. Люди стояли как вкопанные, лишь слегка догадываясь, что Патти выступала за мир и против войны. Певица пела и рычала, воздевала руки к небу, протягивала их к публике, металась по сцене, но ее жаркие призывы быть вместе, быть свободными и вообще быть людьми остались без ответа. 'Так это баба была?', спросил перед нами какой-то мужик, когда ее выступление закончилось. Простите нас, Патти, нам очень неловко. Надеемся, что вы остались под впечатлением хотя бы от красоты места.
Из дневников Купера: "Патти не было жалко - не такой это человек,
чтобы унижать ее жалостью - и все-таки ей можно было лишь посочувствовать. Она
старалась переиграть в 52-й раз каждую ноту в "Dancing Barefoot" (а это было не
легко - вслед за Патти ее песню объезжали все, кому не лень, от U2 до
Simple Minds). Она в буквальном смысле заходилась от крика на "Smell
Like Teen Spirit", собственноручно превращенной ею в пронзительную мантру. Она
вздымала вверх победоносные кулаки, требовала "Power to the People", взывая к
протесту против государств и правительств, пресвятая дева рок-н-ролла, готовая
порвать мир во имя "no more fucking wars". Тщетно. Это был не день
Бэкхема".
После была Земфира. Мы думали, вся площадь захлебнется в восторге, фанатки
сбегутся со всего города. Но они собрались только у сцены и вели себя прилично.
А остальная часть публики сдержанно реагировала на ярко аранжированные и всем
знакомые хиты. То есть, люди радовались, конечно, но никто не прыгал и даже не
пританцовывал ( для дотошных - стояли мы не у сцены, а где-то посреди площади).
Интересен был земфирин дуэт с Патти, они спели 'Everybody Hurts'
R.E.M.. Все же, Смит была мощнее. И дело здесь не только в возрасте и
опыте: Земфира поет о личном, Патти изначально пошла на другой пик и не только
его с триумфом покорила, но и удержала; для того, чтобы донести до людей любой
социальный посыл, нужно применять оружие массового поражения. Иными словами, мы
говорим о двух певицах очень ярких, очень самобытных, но выступающих в
разных весовых категориях.
Из дневников Купера: "В противовес Патти Смит Земфира была что называется "selfish", в себе и для себя. Бросила в адрес публики ироничное "Нам, татарам, лишь бы даром", положила на казанскую сковородку кусок традиционного сета из "Зеленого театра", начала с прыгучего фанк-попурри, и зачем-то умела его камерным и совершенно не обязательным "Блюзом", - словом, делала все, что хочется ей, о чем публика, вероятно, догадалась и ответила певице довольно прохладным приемом. На сцену, как и было обещано, снова вышла Патти и вместе с Земфирой спела ту самую "Everybody Hurts", "песню одного из моих друзей" (копирайт Патти). Заканчивать 10-часовое шоу на такой минорной ноте было бы глупо. Но на ней-то, слава богу, все не закончилось".
Десятичасовой марафон закончился джемом. То был гимн миру "All We Need Is
Love", перешедший в "Whole Lotta Love" Led Zeppelin, под
умопомрачительной красоты фейерверк. Подобное я видела только на
записях западных масштабных фестов, а тут - вживую. Красота неописуемая.
Будем честны, вообще в России никогда еще не проводили подобных мероприятий.
Это было мероприятие не только развлекательного толка, но и образовательного,
уж простите меня за пафос. У всех присутствовавших в тот день на площади
расширились понятия о музыке. Да, не все могли это принять и уж тем более
осознать, но так и должно быть. Главное, что сделан прорыв. Если дальше все
пойдет так же успешно, в России появится фестиваль мирового масштаба. Большое
спасибо организаторам за это.
Из дневников Купера: "Зур рахмат, Казань и все, кто устроил "Сотворение мира"."
1857 – Знаменитая рождественская песня «Jingle Bells» была написана Джеймсом Пирпонтом. В авторском варианте она называется «One Horse Open Sleigh» »»
1971 – День рождения британской певицы Dido. начинала свою карьеру в качестве приглашенной певицы в группе "Faithless", в которой участвует её брат Ролло Армстронг. Два альбома "Faithless", записанных с участием Dido, — Reverence и Sunday 8pm — стали платиновыми »»
Richard Wayne PENNIMAN (1935)
O'Kelly ISLEY (1937)
Phil SPECTOR (1939)
Peter BROWN (1940)