После того, что он сделал в девяностые, Tricky сколько угодно может выпускать спорные и неудачные пластинки, его концертам всё равно обеспечен аншлаг. Несмотря на август и будний день, в 'Б1' сегодня, казалось, собиралась вся Москва. К заявленному на восемь вечера старту народ, впрочем, как водится, только начинает собираться - клуб был почти пуст, а немногочисленные 'ранние пташки' концентрируются вокруг бара. Однако привычный предконцертный расслабон сменился неожиданным переполохом - в бар явился сам Трики, причем отнюдь не для того чтобы там выпить. Герой дня немедленно был узнан и окружен толпой поклонниц и еще минут десять раздавал автографы и со всеми фотографировался. Парень отлично выглядит и, похоже, пребывает в отличном расположении духа.
На сцене Tricky и его команда появляются только через час - в зале гаснет свет, а из колонок доносится 'In The Air Tonight' Фила Коллинза. Поначалу кажется, что это просто знакомый луп или Эдриан сотоварищи вдруг решили сыграть кавер (за ним водится), но нет - это просто запись, интро-трек, под который большой бенд спокойно располагается и берется за инструменты. Когда Коллинз наконец доигрывает, группа выдаёт громкое вступление - плотный живой звук, почти рок. Это 'You Don't Wanna'. Бенд у Трики внушительный - барабанщик (как водится, с электронными 'плюшками' посреди живой установки), слева - басистка, справа - басист, а по центру - колоритный беловолосый клавишник с коргом 'Тритоном' и Roland XP-60. Перед клавишной стойкой расположилась певица - экстравагантная брюнетка во всем чёрном, а сам Трики примостился чуть левее, перед барабанщиком. Развернулся к залу спиной и машет руками в такт - то ли дирижирует, то ли ловит какой-то свой внутренний грув.
В первой вещи всё странным образом обходится без вокала, а жаль - песня-то одна из лучших. Первым 'полноценным' треком оказывается 'Love Cats' - вот они, ожидаемые каверы. Певицу поначалу слышно так себе, но в целом звук на уровне - бас не гудит, инструменты и, главное, голос самого Трики, звучит очень отчетливо. Главный герой выглядит исключительно колоритно - короткие дреды, голый худощавый торс и трусы, торчащие из-под джинсов.
Первые же ноты следующей песни меня буквально рвут в тряпки - это 'Black Steel', феерический кавер на Public Enemy, благодаря которому я в своё время и полюбил этого музыканта. Исполнение похоже на оригинальное, но звучит более живо, расхлябано и быстро - настоящая рок-н-ролльная 'заруба'. Певица, похоже, старательно пытается скопировать манеру Мартины Топли-Бёрд и дрожащим голосом тянет 'They wanted me for the army or whatever'. Эта дама, конечно, не такая доходяга, как молодая Мартина, но уж куда ей бедной в армию-то.
Трики явился нам во всей невозможной красе. Живьем - полное ощущение, что он вот только-только выпустил 'Maxinquaye' и не было всех этих невнятных пластинок вроде 'Vulnerable'. Причем песен новых он играет много, но проблема его поздних дисков была в невразумительном, неразборчивом продакшене, а в концертном исполнении все эти тихие вещицы превращаются в белых лебедей. Следующий взрыв - 'Past Mistake', абсолютно лучшая вещь с последнего альбома. Тут уже и исполнение совсем не как в записи, это уже не трип-хоп, а прямо-таки блюз - тяжелый, вязкий и совершенно безысходный. У многих вещей - длинные блюз-роковые коды, такое ощущение что в детстве наш герой переслушал не только Билли Холидей, но и Led Zeppelin. Стробоскопы больно бьют по глазам, а Трики даже не танцует, а нервно дёргается как эпилептик, этакая анти-пластика. Йен Кёртис и Том Йорк позавидовали бы. Воздав руки к небу, он кричит, 'Jesus come! Jesus Come! Jesus! Jesus!'. Апокалипсис здесь и сейчас, только для вас.
Следующую песню узнать можно только по тексту - 'Dont want to be on top of your list, Phenomenally and properly kissed' - да это же 'Karmacoma'! Только с совершенно другой музыкой - никаким регги не пахнет, да и текст, который в оригинале Трики читал речитативом, поёт девушка. Удивительные творятся дела. И вот, после медленной блюзовой тянучки - 'Council Estate'. У меня такое чувство, что вместо концерта заслуженного трип-хоппера, я вдруг попал куда-то на Korn или Papa Roach - сумасшедшая 'рвака', панковские рифы, слэм в зале и Трики, который не бормочет, а орёт! У него обнаруживается мощный голосина - да уж, 'remember, boy, you're a superstar' в первую очередь относится к самому автору.
Для любителей девяностых - 'Makes Me Wanna Die' (аранжировки старых вещей Трики оставляет почти без изменений, а вот новые переделывает до неузнаваемости), еще немного рок-рубилова ('C'mon Baby') а следом - крайне странное действо. Трики, который доселе в паузах ни сказал не слова кроме дежурного 'Spasibo!', заявляет 'Hey, we got something special for you! Some Russian ragga!'. И на сцене появляются парочка парней малохольного вида и под аккомпанемент трикиного бенда исполняют какой-то рэпак с фразочками типа 'Москва, я не вижу ваши руки!'. Мда. Разогрев в середине это какой-то изощренный бизнес-трюк - хорошо хоть рекламные блоки в концерт вставлять не додумались пока. Кошмар, благо, длится всего две песни.
Снова девяностые - 'Pumpkin'. Певица опять старательно изображает Goldfrapp (которая исполняла эту вещь в оригинале), но сама по себе больше напоминает Бет Гиббонс, с той разницей, что Бет - всегда тихая, а эта легко может дать рок-дивы в духе Anouk. А дальше - еще один апокалиптический номер с переходом на крик - 'Coalition'. 'You can make more money, more money, but still here you are. More money! More money! More money!' Исполнение на альбомное непохоже совсем - удлиненное, жесткое и истеричное.
Музыканты прощаются, уходят, но с начала концерта едва ли прошел час - точно будет бис. Так и есть - через пару минут апокалипсис продолжается. 'Vent' с длинной нервной кодой и, наконец, 'Joseph'. В альбоме - тихая, почти умиротворенная вещь, а здесь - надрывный тяжелющий блюз, уходящий в истерику. Кода с ложными финалами длится, кажется, минут десять - 'She left me now she's gone! She said I'm special! Special! Special!'. Всё, конец. Ничего подобного от этого печального тихони-интроверта я не ожидал. Фантастическое действо, браво.
Woody SHAW (1944)
Lemmy (1945)
Jan AKKERMAN (1946)
Ralph MOORE (1956)
Ricky MARTIN (1971)
Дима БИЛАН (1981)